Он не был родом из наших мест и больше известен в Евпатории, а не в Донецке. Однако 10 лет, проведенные им в Юзовке, оставили у тогдашних жителей нашего промышленного местечка хорошую память о нем. Речь в данной статье пойдет о враче больницы при Юзовском заводе Новороссийского общества, докторе медицины Борисе Ильиче Казасе.

Проект железной дороги от ст. Гришино в северо-восточном направлении неразрывно связан с проектированием подъездных путей на направлении Гришино — Лозовая в пространстве и во времени, однако требует отдельного рассмотрения, хотя бы потому что это типичный проект-фантом, не осуществлённый впоследствии ни полностью, ни частично. В 1902 г. инженер В.И.Пилсудский ходатайствовал о строительстве железной дороги от ст. Гришино в… Read more »

Два мало связанных между собой, на первый взгляд, направления оказались единым целым в проектах акционерных обществ и частных предпринимателей в начале ХХ в. С одной стороны, велась работа по восстановлению Кураховской ветви, и разрешение на соответствующее строительство давалось ведомством путей сообщения в конце XIX — начале ХХ в.в. несколько раз. С другой стороны, перспективный в плане… Read more »

Выход в Северное Приазовье в начале ХХ в. открывали бывшие Курско-Харьковско-Азовская (Таганрог, Ростов) и Константиновская (Мариуполь) железные дороги, а также линия Чаплино — Бердянск, построенные, соответственно, в 1869, 1882 и 1898 г.г. В начале ХХ в. первые две железные дороги работали на пределе своей пропускной способности, что требовало создания новых выходов к северному побережью моря. Усугубляло проблему… Read more »

Укладка вторых путей на основных направлениях в Донбассе в конце XIX — начале ХХ в.в., а также работа по созданию новых выходов из Донбасса имели под собою две основные причины. Первая — увеличение грузооборота, связанное с развитием промышленности и, как бы это странно ни звучало, строительством железных дорог, которое подстёгивало развитие промышленности. Т.о., обнаружилась и… Read more »

В январе 1912 г. состоялось совещание при Совете Съезда горнопромышленников юга России по поводу трассы будущей железной дороги Родаково — Лихая. На совещании председательствовал председатель Совета Съезда Н.Ф. фон-Дитмар. От Северодонецкой дороги присутствовали: Ф.Е. Енакиев (директор правления), М.Л.Сешков-Савойский (директор дороги), А.С.Дедулов (главный инженер по строительству), Е.А.Могиленский (начальник коммерческого отдела правления), Н.Н.Ярош (начальник техотдела правления), Н.К.Фомин… Read more »

Да, именно через наш промышленный поселок хотели проложить новый водный путь к Азовскому морю. Помните, что нам на уроках истории в школе рассказывали учителя о том, что в древние времена речка Кальимус была судоходной и по ней плавали быстрые казацкие чайки? Однако для того, чтобы попасть в Азовское море, запорожцам на некоторых участках приходилось перетаскивать… Read more »

Общество Северодонецкой дороги, созданное по инициативе Ф.Е.Енакиева, предложило вариант трассы от ст. Лихая Юго-Восточных железных дорог до Льгова Московско-Курской железной дороги с заходом в Лиман, Харьков. В противовес ему, депутат и председатель комиссии по путям сообщения Госдумы Н.Л.Марков I раскритиковал проект Ф.Е.Енакиева, предложив вместо него более «дешёвый» вариант: спрямляющие линии Краматорская — Мерефа, Сватово —… Read more »

Туберкулез — одно из самых страшных заболеваний человеческой цивилизации. Ежегодно 24 марта вся планета отмечает Всемирный день борьбы с заболеванием туберкулезом. В Российской империи более 100 лет назад денежные средства на борьбу с чахоткой собирали с помощью благотворительных акций.

Люстра в синагоге Моя память сохранила отдельные картинки из раннего детства. Вот женские розовые платья… голубой светильник, зелёный абажур, множество стеклянных разноцветных баночек и… острый запах лекарств.

Местечко Юзовка не часто посещали высокопоставленные должностные лица. В основном руководству металлургического завода и угольных копей НРО для решения вопросов приходилось ездить в Санкт-Петербург, Москву, Екатеринослав, Харьков. Поэтому каждый визит высокой персоны в наш промышленный поселок становился событием.

Проблемой оставался беспрепятственный выход грузов из Южной России в московском направлении. Существовавшие два хода (грузовой через Попасную, Купянск и пассажирский через Славянск, Лозовую) не обеспечивали необходимой пропускной способности. Однако, капитального строительства железных дорог московского направления в те годы не велось. В 1903 г. второй путь уложили на участке Лисичанск – Купянск, однако частыми были случаи закрытия… Read more »

Если вы посещали Донецкий областной краеведческий музей, то во время экскурсии наверняка видели в экспозиции, посвященной истории досоветского периода, большой макет Юзовки, сделанный художником О.А. Леве и скульптором В.К. Вебером в Москве (их имена выбиты на металлической табличке). Этими авторами из разукрашенного красками папье-маше был изображен наш промышленный поселок, каким он виделся с высоты птичьего… Read more »

В одном из апрельских номеров 1904 года еженедельного журнала «Железнодорожник», издававшегося в Санкт-Петербурге, в разделе «Обзор печати» было опубликовано сообщение об удивительном происшествии случившегося на территории современной Донецкой области:

В начале ХХ в. велось строительство вторых путей на Луганском и Должанском направлениях: в 1908 г. был уложен второй путь на участке Дебальцево – Алчевск, а в 1910 г. – дошёл до Родаково; в 1909 г. второй путь появился на участке Дебальцево – Штеровка. Однако, транспортный коллапс время от времени мог возникнуть и здесь. В 1910 г. перегруженным оказалось… Read more »

Горняцкий труд всегда был и остается очень опасным. Все мы знаем и помним о крупнейших авариях с многочисленными жертвами на угольных предприятиях Донбасса в наше время, но и в конце ХIХ — начале ХХ века не раз приходили тревожные вести с Юга Российской империи, сообщавшие о крупнейших катастрофах на угольных рудниках в Донецком бассейне. О… Read more »