Да, именно через наш промышленный поселок хотели проложить новый водный путь к Азовскому морю. Помните, что нам на уроках истории в школе рассказывали учителя о том, что в древние времена речка Кальимус была судоходной и по ней плавали быстрые казацкие чайки? Однако для того, чтобы попасть в Азовское море, запорожцам на некоторых участках приходилось перетаскивать свои суда волоком. Но мечта о прямом выходе на морскую воду никогда не оставляла умы чиновников, промышленников и торговцев в разные времена (да и сейчас редко, но иногда проскакивает идея сделать Кальмиус снова судоходным).

Как выяснилось, в начале ХХ века этот замысел мог вполне начать осуществляться на практике. Подробности этого проекта современным историкам до сих пор неизвестны, но то, что он реально существовал, подтверждается небольшой заметкой в московской газете «Коммерсант» №1500 за понедельник, 8 ноября 1914 года. Приводим ее текст полностью:

Новый водный путь. Юзовка. В. И. Карпов (Виктор Иванович Карпов (1859–1936 гг.) предложил земскому собранию обсудить проект соединения Юзовки с Мариуполем каналом, использовав для этого реку Кальмиус, углубив ее русло. Осуществление этого проекта показалась земству весьма возможным, и проект был принят.

Река Кальмиус представляет собой естественную границу Екатеринославской губернии с Таганрогским округом Донской области. На этой границе лежат богатые селения, отправляющие в мариупольские житницы сотни миллионов пудов хлеба и других продуктов. Все богатства этих селений пока транспортируются единственной Екатерининской железной дорогой и частью — глинобитными и проселочными дорогами.

На реке Кальмиус лежат Сартана, Павлополь, Карань и другие населенные пункты. Здесь же, в бассейне этой реки — Стыла, Чердакли и т. д. Все эти селения развивают энергичную деятельность в области вывоза и ссыпки хлебных продуктов. Миллионы пудов грузо обращаются вдоль этой реки, в которой, к сожалению, так мало воды, что едва лишь хватает для мелкосидящих плоскодонных судов. Извивается Кальмиус на протяжении почти 200 верст, и на этом протяжении проектируется углубление ее русла и, может быть, даже шлюзование. Создавшийся вагонный кризис на железных дорогах юга, застой в промышленности, отдаленность к железной дороги — заставляет благожелательно отнестись к проекту. Но совет Союза горнопромышленников Юга России отнесся к проекту не сочувственно

Газета Коммерсант, №1500 от 8 ноября 1914 годаГазета «Коммерсант», №1500 от 8 ноября 1914 года

Новый водный путь. ЮзовкаНовый водный путь. Юзовка

Вот так, когда уже началась Первая мировая война, все еще обсуждали вполне мирные проекты, но горнопромышленники денег не дали, а после уже стало не до углубления русла Кальмиуса.

 

 



2 Комментарии

  • Fedor1
    Fedor1

    Да, и получилось бы как в присказке — «Подводная лодка в степях Украины».

    Изменить
  • Sedoy

    Это очень дорогостоящий проект.И неосущствимый по причине сложности его реализации. Сравнить можно с каналом Северский Доней — Донбасс. Отличее этого проекта от канала состоит в том, что его необходимо строить открытым, а канал 26 км запакован в трубы. Хотя это обстоятельство сыграло бы на руку строителям, т.к. Мариуполь ниже Донецка и осуществить сток проще. Как по мне, так и хорошо, что его не построили — изуродывали бы и загадили пойму Кальмиуса.

    Изменить

Войдите, чтобы оставить комментарий