95 лет назад, 16 июня (3 июня по старому стилю) 1917 года, шесть населенных пунктов современной Донецкой области постановлением Временного правительства России получили статус города: Юзовка (ныне Донецк), Яковлевский (Дружковка), Дебальцево, Енакиево, Гришино (Красноармейск), Дмитриевский (Макеевка).

До Февральской революции 1917 года на территории нынешней Донецкой области статус города имели всего лишь три населенных пункта: центры одноименных уездов в Екатеринославской губернии Бахмут и Мариуполь и заштатный город Изюмского уезда Харьковской губернии Славянск. По переписи 1897 года, самым крупным из них по количеству населения был Мариуполь, где проживали 31 116 жителей, в Бахмуте – 19316, в Славянске – 15 792.

Статус этих трех городов был подтвержден и постановлением Временного правительства от 15 апреля 1917 года «О производстве выборов гласных городских дум и об участковых городских управлениях» (в расписании числа гласных, подлежащих избранию в городские думы). С учетом численности населения Мариуполь мог избрать 66 гласных (так тогда называли депутатов городской думы), Бахмут – 40, Славянск – 36 (4, с. 41, 53).

Но на территории современной Донетчины в то время были и другие населенные пункты, которые и по численности населения, и по своей производственной и социальной инфраструктуре вполне соответствовали статусу города. Вопрос об их переименовании в города ставился не один раз еще до революции. С такими ходатайствами обращались в правительство даже екатеринославские губернаторы. Об этих инициативах имеются многочисленные историко-краеведческие исследования, в том числе и публикации на сайте  http://www.infodon.org.ua/. Однако преобразованию поселков в города отчасти противодействовали земства, боясь потерять весьма солидный финансовый источник в свою казну, и собственников предприятий пугало местное самоуправление, которое, несомненно, ограничило бы их влияние на заводские и рудничные поселения, да и часть обывателей настороженно относилась к подобным новшествам, а у правительства не было воли и желания провести в жизнь собственные планы о расширении городового управления. Вот и получилось, что решений на высшем уровне так и не приняли.

Только после Февральской революции 1917 года Временное правительство серьезно занялось реформой местного самоуправления. Уже в первом своем программном документе – Декларации Временного правительства о его составе и задачах – новая власть в пункте 6 заявила о намерении провести выборы в органы местного самоуправления на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования (1). В конце марта 1917 года при Министерстве внутренних дел было создано Особое совещание по реформе местного управления и самоуправления. 

Начав работу 26 марта, совещание за шесть месяцев выработало основной пакет документов, большинство из которых было утверждено правительством. Среди них и упоминавшееся уже постановление от 15 апреля 1917 года «О производстве выборов гласных городских дум и об участковых городских управлениях», существенно изменившее в сторону демократизации Городовое положение от 11 июня 1892 года. В дореволюционной России, как известно, значительная часть населения была лишена права участия в самоуправлении. Временное правительство ввело «Временные правила для производства выборов гласных городских дум», в п. 3 которых было записано: «Правом участия в выборах гласных пользуются российские граждане обоего пола всех национальностей и вероисповеданий, достигшие ко времени составления избирательных списков двадцати лет, если они во время составления избирательных списков проживают в данном городе, либо имеют в городе домашнее обзаведение, либо состоят там на службе, либо же имеют иные, связанные с городом, определенные занятия. Лица, состоящие на военной службе, принимают участие в выборах на общих основаниях» (4, с. 3). В пунктах 4–5 назывались лица, лишенные права выбора: представители административной власти, их заместители и помощники; состоящие на службе в местной милиции (полиции); признанные в установленном законом порядке безумными, сумасшедшими и глухонемыми; содержатели домов терпимости; некоторые категории осужденных – в течение одного-трех лет по отбытии наказания (4, с.3–4).

3 мая Временное правительство приняло наказ о производстве городских выборов, 9 июня утвердило новое Городовое положение, 15 июля – Положение о поселковом самоуправлении, 11 августа приняло наказы по поселковым выборам, в сентябре – о порядке выделения городов из земств.

Но особенно важным было постановление Временного правительства от 3 июня 1917 года «Об определении 41 сельского поселения в города, с введением в них Городового Положения». Оно касалось и шести населенных пунктов нынешней Донетчины. Этим постановлением значительно расширилась сеть городов в России. В Екатеринославской губернии статус города получили 9 населенных пунктов, в том числе в Бахмутском уезде: Юзовка, Яковлевский, Дебальцево, Енакиево (на основе четырех поселков –  Енакиевского, Екатериновского, Александро-Полонского и Голубовского), Гришино. В области Войска Донского статус города получил лишь один населенный пункт – Дмитриевский Макеевского горного округа (3, с. 486 – 488). Правительство постановило ввести в этих городах Положение об общественном управлении городов (Городовое положение).

В научной исторической и краеведческой литературе много неточностей по поводу даты принятия этого постановления. В одних публикациях указывается май 1917 года, в других – конец мая – начало июня, 30 мая, 3 июня, 3 июля и даже 5 июля 1917 года. Даже в таком фундаментальном издании «Донеччина. Сучасний вимір» читаем: «В мае 1917 года Временное правительство приняло решение о преобразовании Юзовки в город» (2, с.141). Полученная редакцией газеты «Енакиевский рабочий» копия «Сборника указов и постановлений Временного Правительства» (выпуск № 2 за 5 мая – 24 июля 1917 г.) позволяет точно определить дату присвоения статуса города Юзовке (Донецку), Енакиеву, Дмитриевскому (Макеевке) и некоторым другим населенным пунктам Донетчины. Это 3 июня (16 июня по новому стилю) 1917 года. Так что в нынешнем году 16 июня – 95-летний юбилей!

В постановлении от 3 июня 1917 года  провозглашалось, что «находящиеся в черте образуемых городов земли» должны оставаться в полной собственности «лиц и установлений, ранее приобретавших таковые на законном основании». «Проживающие в этих городах лица сельского состояния, которые не пожелали бы причислиться к городским сословиям», сохранили «все права состояния, которыми они пользовались до преобразования селений в города» (кстати, именно эта категория населения была противником городского статуса населенных пунктов в дореволюционное время) (3, с. 484).

Министерству внутренних дел поручено было «озаботиться составлением для сих городов… проектов окружных меж и утверждением их в порядке, предписанном межевыми законами, а также скорейшим составлением для учреждаемых городов планов» и «подвергнуть всестороннему обсуждению вопрос о земельном устройстве их», что в вихре революционных событий так и не было выполнено (3, с. 485).

Сборник указов и постановлений Временного правительстваСборник указов и постановлений Временного правительства

Этим же постановлением определялось и количество гласных, подлежащих избранию в городские думы: в Юзовке – 73, Яковлевском – 32, Дебальцево – 26, Енакиево – 42, Гришино – 23, Дмитриевском – 35 (3, с. 486 – 488). В большинстве этих городов выборы городских голов и гласных городских дум состоялись в августе 1917 года. Контроль за преобразованием поселков в города и организацией выборов городских голов и гласных городских дум осуществляли комиссары Временного правительства. (В Государственном архиве Российской федерации имеется фонд 1789 «Главное управление по делам местного хозяйства Министерства внутренних дел Временного правительства», в котором в описи 1 хранится д. № 68 «Дело о введении Городового положения в 41 поселении», охватывающее период с 13 апреля по 12 октября 1917 года. В частности, там имеются и документы по Бахмутскому уезду. К слову, в той же описи хранится д. № 40 «Дело о преобразовании в город Горловки Екатеринославской губернии», охватывающее период с 3 июля по 16 сентября 1917 года. Видимо, не случись Октябрьской революции, то и Горловке Временное правительство дало бы статус города).

В декабре 1917 года большевистское правительство дало указания на места, чтобы городские думы больше не созывались и подлежали упразднению. В январе 1918 года началась массовая ликвидация дум и земств (6). Но в некоторых городах думы продолжали действовать наравне с советами рабочих и солдатских депутатов. Так было, к примеру, в Енакиеве, о чем свидетельствуют отчеты о  заседаниях городской думы в газете «Известия Енакиевского Совета рабочих и солдатских депутатов» за февраль и март 1918 года.

С 1919 по 1925 годы в Украине проходило беспрерывное административно-территориальное реформирование: создавались новые губернии, потом они делились на округа, вместо уездов вводились районы, которые через несколько месяцев переименовывались снова в уезды, опять возвращались к районам, подрайонам, отменялись и вновь устанавливались волости, и каждый раз перекраивались границы этих административно-территориальных единиц. В такой чехарде терялся порой городской статус, полученный некоторыми населенными пунктами в 1917 году. Это коснулось и Юзовки, Енакиева, Дмитриевского и некоторых других городов. В справочниках того времени, изданных в Харькове и Москве, их называют то городом, то поселком, а то и вовсе не указывая статус. К примеру, в «Сборнике губерний, уездов и волостей Российской социал. федерат. советск. республики, Украинской социалистическ. советской республики и Социалистическ. советской республики Белоруссии», изданном в 1922 году, среди городов нынешней Донетчины названы лишь Бахмут, Мариуполь и Славянск (7, с. 96–97).  Поэтому и возникла необходимость в принятии специального правительственного постановления, чтобы уточнить список населенных пунктов Донецкой губернии, отнесенных к разряду городов.

Отрывок из текста постановления Временного правительства от 3 июня ( по новому стилю — 16 июня) 1917 г.Отрывок из текста постановления Временного правительства от 3 июня ( по новому стилю — 16 июня) 1917 г.

Постановление Всеукраинского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров «Об установлении точного списка городов и поселений городского типа Донецкой губернии» принято 13 марта 1925 года в Харькове (тогдашней столице Украины), обнародовано (или, как в то время говорили, распубликовано) в «Вістях ВУЦВК» 27 марта 1925 года в № 69 и подписано Председателем Всеукраинского Центрального Исполнительного Комитета Г. Петровским, Председателем Совета Народных Комиссаров В. Чубарем и Секретарем ВУЦВК А. Буценко, а 8 апреля 1925 года опубликовано и в «Собрании узаконений и распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства Украины». Вот его текст:

«В целях точного установления, какие из населенных пунктов Донецкой губернии должны быть отнесены к городам и поселениям городского типа, Всеукраинский Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров постановили:

Нижеуказанные населенные пункты Донецкой губернии – считать отнесенными:

а) к разряду городов: Артемовск, Луганск, Мариуполь, Сталин, Старобельск, Славянск, Енакиево и Дмитриевск;

б) к разряду поселений городского типа: Гришино, Дебальцево, Краматорская, Лисичанск, Попасная, Алчевск, Константиновка, Лозовая-Павловка, Авдеевка, Красный Луч, Мариуполь-порт…» (5).

Получается, что этим постановлением лишь уточнялся список населенных пунктов, отнесенных к городам, а никак не присваивался им статус города впервые. Ведь названные в этом списке, скажем, Артемовск (бывший Бахмут), Луганск, Мариуполь и Славянск городами считались задолго до революции. В статусе города подтверждены  Сталин (Юзовка, в то время Сталин, потом Сталино, ныне Донецк), Енакиево и Дмитриевск (Макеевка). А вот некоторые населенные пункты (Гришино, Дебальцево, Яковлевский) такой статус, полученный в 1917 году из рук Временного правительства, потеряли.

 

  • Автор: Александр КУПЦОВ
    Литература:

  1. Декларация Временного правительства о его составе и задачах / Опубл.: 3 (16) марта 1917 года. Источник: Известия Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: — Заглавие с экрана.
  2. Донеччина. Сучасний вимір: Книга друга / заг. ред. В.І. Мозговий. — Донецьк: ТОВ «Діапрінт», 2007. 
  3. Об определении 41 сельского поселения в города, с введением в них Городового Положения / Постановление Временного Правительства от 3 июня 1917 года. — Сборник указов и постановлений Временного Правительства. — Выпуск № 2 / 5 мая — 24 июля 1917 г. — Часть первая. Отделы I — VIII. — Отд. VII. — Местное самоуправление. — Городск. самоупр. — № 23. — Петроград: Первая Государственная Типография, 1918. — С. 484 — 489.
  4. О производстве выборов гласных городских дум и об участковых городских управлениях / Заседание Временного Правительства № 55 от 15 апреля 1917 года: Журналы заседаний Временного Правительства (№№ 55 — 57). — ГАРФ. — Ф. № 1779, опись № 2, ед. хр. № 1, ч. 1. 
  5. Об установлении точного списка городов и поселений городского типа Донецкой губернии / Постановление Всеукраинского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров от 13 марта 1925 г. — Собрание узаконений и распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства Украины. — Отдел первый. — № 12. — Харьков, 8 апреля 1925 года. — Ст. 92. — С. 195-196. 
  6. Петров Г.И., Поборчая Н.П. В. И. Ленин и строительство местных Советов, до июля 1918 г. / Г. А. Петров, Н. П. Поборчая // Правоведение. — 1970. — № 2. — С. 43 — 50.
  7. Сборник губерний, уездов и волостей Российской социал. федерат. советск. республики, Украинской социалистическ. советской республики и Социалистическ. советской республики Белоруссии. — М.: Государственное издательство, 1922.


Войдите, чтобы оставить комментарий