История озеленения Донецка невероятно интересна, и благодаря ранее не публиковавшимся снимкам из архива КП «Донецкфлора», мы можем проследить, как менялся наш город во второй половине 20-го века. Предлагаем вас сегодня вторую часть подборки уникальных снимков, которые вернут нас в конец 50-х – начало 60-х годов прошлого века. Первая часть, кстати, вызвала невероятный интерес у читателей сайта.
1.1955 года стал переломным в деле озеленения. Именно в это время была организована первая в истории города выставка цветов, а после ее феноменального успеха было решено сделать флористическую экспозицию постоянной. Располагалась она в районе Горсада, который все чаще сегодня зовется «Золотым кольцом». Обратите особое внимание, на фото виден фрагмент той самой легендарной решетки Горсада.
2. От ворот проходим к одной из клумб в глубине Горсада. Так трогательно смотреть эти снимки, да, именно таким был наш город в нежные 50-е.
3. Переносимся на место, снимки которого всегда смотрятся с удвоенным любопытством, на площадь Ленина. Сразу бросаются в глаза тележки мороженщиц, знакомые здания, до сих пор украшающие площадь, а также старый добрый фонтан, который исправно служит горожанам по сей день. И да, на площади даже тогда было много цветов, которые украшали отдых простых тружеников.
4. Еще одна пестрая клумба с замысловатым узором у стены нынешнего здания Ворошиловского исполкома. Сегодня, там чаще можно увидеть припаркованные вопреки всем правилам машины, но город помнит и цветочное наследие неподалеку от входа в госучреждение.
5. А вот вид со стороны Комсомольского проспекта. Пройдет совсем немного времени, и Донецк станет городом миллиона роз. Причем, заметьте, что на каждого горожанина приходился не цветочек, а полноценный куст этого прекрасного растения.
6. Угол площади Ленина с молодыми деревцами с интересно сформированными кронами и целое море цветов. Эстеты обязательно обратят внимание на трамвай, проезжающий вдалеке.
7. Площадка перед музыкально-драматическим театром, красивые цветы, романтическая атмосфера. Никакого «Голден лайона», а также перед театром пока нет деревьев. И да, типичная летняя картина – небольшая очередь возле бочки с квасом. Дайте один большой стакан, пожалуйста. Особое умиление вызывают маркизы и строгая вывеска гастронома.
8. Молодые деревца только набираются сил, чтобы вскоре помочь Донецку стать самым зеленым промышленным городом мира.
9. Если бы не знал, никогда бы не догадался, где располагался этот чудный сквер. Да, точно, на месте нынешней «Грин-Плазы». Согласитесь, сегодня это уже сложно себе представить. А в свое время от Дворца пионеров или сквера Павших Коммунаров к Пожарке и наоборот ходили примерно так. Обратите внимание на интересный информационный стенд в виде столба. Интересно было бы почитать те объявления.
10. Даже не верится, что площадь когда-то была такой. Большого Ленина еще не поставили, маленького не видно за деревьями Совбольницы и Первомайского сквера, и кажется, что в этом людном месте до неприличия мало горожан.
11. А это уже парк Щербакова со своими скульптурными композициями, которые не сохранились до наших дней. А вот мост легко узнаваем, да и до сих пор многие для своих фотографий выбирают похожий ракурс.
12. Сейчас на этом месте мы привыкли видеть другую картину. А когда-то начало бульвара Шевченко выглядело именно так. В гордом одиночестве, лишенный ряда известных сегодня зданий, стоял, установленный в 1955 году, памятник Шевченко.
13. Возвращаемся к Ворошиловскому исполкому. На клумбах высаживали целые послания, явно виден серп с молотом, а также какие-то цифры. Эх, знать бы, что все это обозначало.
14. Частный сектор, старый трамвай и множество цветов. Согласитесь, такие места в городе особенно нуждались в озеленении и красоте.
15. Сквер на месте нынешнего торгового комплекса «Планета». Еще стоит памятник Сталину, окруженный множеством удивительной красоты цветников. Первые изменения в этом сквере произойдут в 1961 году на волне всесоюзной десталинизации.
16. Опять же центр города, пересечение Университетской с бульваром Шевченко, с изящными фонарями, вывесками, на которые хочется смотреть и смотреть и пусть простенькими, но такими уютными цветами. Да, это было начало большого пути. Сегодня многие такие цветники кажутся слишком простыми, но сколько для этого было сделано. Сегодня этого перекрестка нет. В конце 1970-х бульвар Шевченко «обрезали», начав строить здание облисполкома.
17. Вокзал станции «Сталино» с одним из городских ресторанов. Верите ли, но парковка почти свободна. А гостей встречает не пробка из автомашин, а огромный цветник неподалеку от главного входа. Да и вокзал еще выкрашен в желтый цвет, родившиеся позже, будут помнить уже зеленое здание вокзала.
18. Театральная площадь во всем своем великолепии, даже сложно сегодня представить ее такой, просто смотрим и наслаждаемся.
19. Памятник стратонавтам и сегодня важный объект для многих дончан. Здесь часто назначают встречи, да и цветов на бульваре Пушкина становится все больше. А вот «рощи» под Дворцом спорта уже нет, хотя, нужна ли она там?
Проект «Донецк: история, события, факты» благодарит ГлавУБиКо донецкого городского совета и КП «Донецкфлора» за эксклюзивную возможность работать с архивными материалами и использовать их для публикации. Источник всех фотографий — архив КП «Донецкфлора».
Вот влазишь с утра в компьютер, а там вот такой подарок от любимого сайта! 🙂 Слов нет — одни междомения! Восстановлю дыхание и попозже напишу что-нибудь более связное 🙂
Да, снимки — бомба! Соглашусь с вами! А сколько еще их будет!! Вы лишитесь дара речи 🙂
Действительно подарок! Спасибо автору.
Фонари, вывески!
кому что 🙂
Спасибо за прогулку!
К 13. Там ничего не написано. Просто симметричный узор. В центре — красная звезда (вечный огонь) и красные лохматые каны (огонь)
Согласен с тем, что это не буквы, а узоры
Какая красота!!! Красные цветы в основном это Каны. Почему то Донецк их полюбляет. Яркие и наверное неприхотливые. А на 8-м снимке мне кажется это Табак. А ведь после войны прошло всего лишь 10 лет…Каждый снимок рассматривал с придыханием. Я многое еще застал — помню эту прекрасную вазу и чугунные забор на снимках 1 и 2 (мама приводила на выстовку цветов). На 9 снимке слева было кафе с вкусными пирожками. Это еще можно было видеть даже в 90-х. А вот на 14 где это может быть?… На 16-м для меня новость — там где раньше были кассы аэрофлота оказывается была Галантерея.))) А как мало транспорта на дорогах. И еще по Артема едут грузовой транспорт. Снимки бесподобные!!! Сбросил себе все ))) Спасибо большое.
№14 — не узнаю место, и номер трамвая не читается ((
Трамваи замечательные были 🙂 Они по-настоящему звенели и дребезжали. А в салоне на полу были набиты рядами тонкие деревянные рейки. Я так понимаю, чтобы по возможности поддерживать чистоту внутри в мокрый осенний сезон. Вода и жидкая грязь с обуви стекала в желобки между рейками.
Помню старые троллейбусы «буханочками». И маленькие «носатые» автобусы (фото 16), они ходили по некоторым маршрутам, дверь была только спереди, и водитель открывал ее ручкой-рычагом.
№19 навевает массу детских воспоминаний. Вокруг дворца спорта была не то что роща, а почти чаща, но там было очень интересно гулять. Мы с дедушкой часто ходили туда. Там еще стоял фонтанчик с питьевой водой. Они тогда были кажется во многих общественных местах. Был такой и в самом конце бульвара Пушкина у памятника стратонавтам. Возде дворца спорта стоял простой металлический. А на Пушкина был цементный с двумя чашами, одна повыше для взрослых, другая низкая для детей. Интересно, ни у кого не сохранилось фотографий этого фонтанчика? И вообще старых фотографий бульвара Пушкина?
Подобные носатые автобусы (правда, немного более новой модели) ходили еще в конце 1990-х. Мало, но были.
А фонтанчик для питья, правда в нерабочем состоянии, последний раз я видел в парке «Сокол» до реконструкции начала 2000-х.
А бульвар Пушкина немного есть тут: http://infodon.org.ua/time/373
Ещё в 60-е гг. на Пушкина были руины от зданий со стороны оперного театра. Их обнесли забором.
Ещё забор огораживал развалины, где нынче кафе «Гуси-лебеди». Вдоль него тётушки продавали цветы, а за него ходили при необходимости. Мы мальчишками играли там в войнушку, некоторые учились курить, а у меня не получилось (к счастью).
И зря «обрезали» бульвар Шевченко! Абсолютно там эта махина не вписывается, как на корове седло смотрится. И троллейбусы ещё старые, ЗИУ-5. Их сняли в 1985-м, когда я был в 3-м классе. Помню, что они ещё по 8-ке ходили.
Очень похоже на то, что областным чиновникам хотелось возвышаться над всем городом )) Вот и выбрали себе такое место
О «обрезать» улицы (бул. Шевченко, пр. Комсомольский, пр. Ильича, пр. Маякрвского и др.) — это наша печальная городская традиция. Из-за нее движение на правом берегу Кальмиуса с востока на запад, а в левобережье с севера на юг очень сильно затруднено
А где обрезали пр. Ильича? Пока была проезжей пл. Ленина (и солидное время после), до р. Кальмиус, а то и дальше, это был пр. Гринкевича, с какогото места переходивший (может не официально) в старое название Макшоссе. Помню, как на углу дома, где нынче «Макдональдс», при Брежневе вывесили табличку с объявлением о переименовании трассы в пр. Ильича, и все прохожие и искренне, и в шутку вопрошали: «Ильича Владимира или Леонида?»
Каюсь, неверно высказался. Обрезали проспект Гринкевича.
И лавочки в некоторых старых трамваях вроде были из деревянных реечек, как в электричках.
Пару лет назад катался на старом трамвае. Правда, сиденья там уже современные, комфортабельные
http://infodon.org.ua/donetsk/1064
Фото 15: когда удалили монумент Сталину, то ещё несколько лет стоял постамент, ожидая дальнейшей участи. Но и его снесли.
Сейчас тоже когда валят памятники постаменты оставляют. Традиция-с
На фото 10: по отношению к данному фото не оправдан термин Совбольница, ибо она тогда была общеизвестна как ДЕТСКАЯ, где я частенько обследовался. А вот напротив здания где филармония (справа) виден троллейбус, «лицом» к нам. Вокруг дома было кольцо 4-го маршрута (другие потом проложили), а на том месте — конечная остановка. А вот кольцо 8-го маршрута было вокруг клумбы, что на фото 16. Троллейбус выезжал на Университетскую для разворота, там видны троллеи.
А Совбольница она была раньше? Подправлю
А когда соорудили сегодняшнюю конечную 4-го и 11-го маршрутов троллейбусов?
Совбольница — до Великой Отечественной. А тесное тролл. кольцо на ул. Горького появилось значительно позднее, вроде бы с появлением маршрута №7 и то не сразу.
Совбольницу снесли в 60-е годы. Троллейбусы поначалу кольцевались на Студгородке, потом шли по Артёма и через нынешнюю площадь Ленина вниз. Потом (мне так мама рассказывала) построили дом 1/119 по Ильича, тогда уже троллейбусы пустили иначе: они поворачивали влево на Постышева (на здании филармонии остались крепления для троллей), конечная была возле ступенек, идущих к трамваю. Потом троллейбус сворачивал на Комсомольский, шёл по Горького через двор дома 1/119 и выруливал на Ильича. Далее, в году 68-м, построили автоуправление и подъезд №5 с арочкой. Вот тогда уже сделали нынешнее закругление троллейбусов.
Спасибо! Не знал про такие путешествия троллейбусов 🙂
Опять СОВБОЛЬНИЦА. Термин этот в 50-е и тем более 60-е гг. уж не использовался!!! Была ДЕТСКАЯ поликлиника (или больница). Кольцо троллейбуса вокруг филармонии мною упомянуто относительно опубликованной фотографии. Тогда не было двора, а была ул. Горького. Двор образовался после постройки упомянутого Вами дома с арочкой.
Если это открытка, то зря тут не указан точный год. Возможно, это фото до перегораживания пл. Ленина (1-я пол. 60-х, вдали у забора автомобили), и справа не троллейбус, а автобус. Тогда до троллейбусного кольца вокруг филармонии неск. лет. И Ваша мама только подтвердила мою мысль.
Дом 1/119 построили в 1965-м году, первые 4 подъезда. Подъезд №5 с арочкой появился в 1968-м году. Мама мне всё это рассказала, они тогда получили там квартиру. Я жил в том доме до 1982-го года.
Да она в крови с 1917-го, сколько шедевров до основанья… Хорошо, когда продавали, а то громили царское. Нынешние вандалы научились, а учителей ругают…
Сразу за зданием филармонии вдоль Макшоссе и вдаль от него был частный сектор, чуть ли не до Макаронной фабрики. Троллейбусы 4 и 8 проложили ради донецких «Черёмушек» — м\р Шахтостроитель. А вдоль Ильича за Кальмиусом частный сектор мозолил глаза до конца80-х. Но это уж не связано с красивыми фотками.
За кальмиусом и сегодня достаточно частного сектора (между Ильича и Дзержинского). Много из которого в весьма печальном состоянии
Э, там есть часть старой Юзовки, которую бы реставрировать и делать прибыль на гостях. Я упоминал сектор вдоль Макшоссе (Ильича) ради того, что кольцо троллейбуса было не через двор, а по ул. Горького, ещё не захваченной в дворовой плен.
Я тоже имел ввиду Макшоссе. За Амстором
Троллейбусы ходили там и в период существования двора. Когда уже пристроили подъезд №5 и автоуправление, тогда изменили кольцо троллейбусов. Далее так шло формирование окрестностей: в 73-м открылся знаменитый «Чебурашка», через 2 года (то бишь в год моего рождения) — «Грампластинка» и библиотека. 9-этажка по Челюскинцев — в конце 79-го, её при мне строили.
Может я и ошибаюсь, но мне №14 очень напоминает ул.Куйбышева, тр.№3
Cпасибо всем тем людям, блогерам, посетителям, которые составляют такие статьи, находят фото!!!