О красоте литых решеток и оград питерских дворцов и особняков, мостов и парков, садов и скверов написано немало. Донецк никогда не мог похвастать такими шедеврами художественного литья. Однако и в столице Донбасса есть достойные вещи. Парк кованых фигур известен всему миру. Были в Донецке и другие изделия парковой архитектуры, которых сегодня уже нет, но память о них осталась в воспоминаниях наших дедушек и бабушек, отцов и матерей

Загадочная судьба шедевра парковой архитектуры города Сталино

Решетка горсада в городе Сталино (Донецк)Решетка горсада в городе Сталино (Донецк)

Приличный первый парк еще в Юзовке был заложен возле Первого городского ставка. Место, где почтенная публика нашего промышленного местечка могла отдохнуть, располагалось между Пятой линией (ул. Первомайская), Малым проспектом (пр. Павших коммунаров) и береговой линией Первого городского ставка. Парк получил стандартное для тех времен название — Городской сад. Сейчас он ограничен улицей Университетской (Шестая линия), проспектом Павших коммунаров и береговой линией Первого городского ставка. Как считают наши историки, здесь в 1932 году снесли малоэстетичную каменную ограду и вместо нее установили декоративную литую чугунную решетку. В истории ее появления в нашем городе попытаемся разобраться подробнее.

В Государственном архиве Донецкой области был найден документ, доказывающий, что знаменитая решетка горсада не была построена до войны. Из протокола №1 заседания постоянной комиссии по озеленению и благоустройству Сталинского горсовета от 1 апреля 1955 года (ГАДО, Ф-Р279, оп. 3, д. 1338, л. 1–2) выясняется, что в ходе доклада о благоустройстве парков, садов и бульваров заведующий Калининским райкоммунхозом тов. Клевец определил список объектов, которые должны были построить в том году. Там указаны бульвар Гринкевича, памятник Тарасу Шевченко (дончане знают, что его возвели в сентябре 1955 года рядом с библиотекой им. Крупской)… И внимание! «Ограда городского сада. Освоение средств по городскому саду должен выполнить «Зеленстрой». Работа не делается. Проекты имеются», — сухо констатирует архивный документ.

Как оказалось, решетка была выплавлена в литейном цехе донецкого завода «Ремкоммунэлектротранс». О том, как это происходило, «ДН» рассказал ветеран-литейщик Виктор Андреевич Белан: «Всем цехом работали. Нам привезли уже готовые модели из алюминия. Говорят, что из Ленинграда, но точно не знаю. Нам их принесли руководители коммунхоза».

По всей видимости, чугунная литая художественная решетка горсада в Сталино появилась в конце 1955-го или в начале 1956 года. Однако имя и фамилия автора ее чертежа остались неизвестными, ни в одном справочнике они не упоминаются. К тому же в первые годы независимости Украины на заводе пропала старая техническая документация.

Вообще, у этого шедевра парковой архитектуры города Сталино, а затем Донецка оказалось очень сложная судьба. В народе сохранилась версия, что решетку убрали по личному указанию Первого секретаря ЦК КПСС, главы Советского Союза Никиты Хрущева. Якобы во время визита в Сталино в 1956 году (тогда уже началась знаменитая борьба с архитектурными излишествами) по дороге на родной завод им. 15-летия ЛКСМУ на глаза эмоциональному Никите Сергеевичу попалась та самая решетка. Говорят, что последовал приказ убрать ее. Может быть, так оно и было, но документы, подтверждающие народную легенду, пока не найдены. Хотя легенда вызывает большие сомнения. Дело в том, что в 1962 году в одном из центральных киевских издательств вышел фотоальбом с видами тогдашнего города Сталино. И там было два снимка этой художественной решетки. Вероятность того, что она могла попасть в фотоальбом после личного приказа Первого секретаря убрать ее, в те времена (как, впрочем, и сегодня) крайне мала.

Скорее всего, печальная участь постигла решетку горсада, когда началась широкомасштабная реконструкция улицы Университетской и района, где сейчас расположен комплекс «Золотое кольцо». Тогда, видимо, и начали снимать чугунное ограждение. Старожилы припоминают, что было это в начале 70-х годов прошлого века.

Видимо, у кого-то из руководящих лиц все-таки хватило ума полностью не уничтожать решетку, и частью ее оградили построенный в парке им. Щербакова летний кинотеатр. По словам очевидцев, там она и простояла до начала перестройки. На месте кинотеатра «Зеленый» сегодня строят современный аквапарк. Автор статьи в 2009–2010 годах гулял в тех местах, но там были только остатки железобетонного ограждения. А следы литой чугунной решетки затерялись…

Зато «ДН» удалось узнать некоторые подробности создания одной из визитных карточек современного Донецка — знаменитого памятника шахтеру с глыбой угля.

Памятник на Шахтерской площади Донецка в Киевском районе (район бывшего Северного автовокзала) под официальным названием «Слава шахтерскому труду» (в народе его называют «Мужик с углем или с каменюкой») стал одним из главных символов нашего города. Он был им всегда, даже до водружения его на постамент. Авторами фигуры горняка из чугуна высотой 6,05 м являются скульптор Константин Ракитянский и архитектор Павел Вигдергауз. Их творение олицетворяет шахтерский труд.

«Сначала его изготовили в виде трех небольших статуэток в качестве сувениров. Говорят, планировали подарить их Хрущеву, но по каким-то причинам это не случилось, и две статуэтки оказались у секретаря Донецкого горкома партии Шульгина и Владимира Ивановича Дегтярева. Было решено на основе этой модели сделать памятник», — вспоминает подробности один из самых известных донецких архитекторов Павел Вигдергауз.

Казалось бы, о легендарном шахтере уже все написано. Однако «ДН» удалось узнать и некоторые неизвестные факты. Например, как выплавляли памятник.

«Работаю я себе спокойно в цехе, и вдруг прибегают ко мне из конторы и говорят: «Быстро иди к директору!» Пошел я к нему вместе с технологом Борисом Шапиро. Заходим в кабинет к директору Якову Куперману и видим, что с ним сидят двое незнакомых людей. Яков Давыдович, показывая небольшую статуэтку, говорит мне: «Виктор! Надо отлить эту скульптуру в большом размере. Берешься?» Я немного подумал и после некоторой паузы ответил: «Надо — значит надо!» Здесь один из незнакомцев подымается и жмет мне руку. Это был скульптор Константин Ракитянский», — рассказал подробности создания памятника ветеран литейного цеха завода «Ремкоммунэлектротранс» Виктор Белан.

Позже ему сказали, что ранее от этой работы отказались трое формовщиков, специально приехавших в Донецк из Киева, и литейщики с нашего Путиловского завода. «Директор заявил, что я должен успеть изготовить фигуру к началу работы XXIII съезда КПСС (29.03–6.04.1966 года. — Прим. автора). При этом он предупредил, чтобы я к этому сроку выполнил и свою основную работу — сделал тормозные барабаны для новых троллейбусов. Как говорят, не считаясь с личным временем, мы поднатужились и к оговоренному сроку выполнили заказ», — рассказал Виктор Андреевич.

После изготовления чугунной фигуры ему принесли для отливки и буквы для надписи на постаменте. «Там были слова из популярного тогда «Марша шахтеров» Евгения Долматовского (написан в 1951 году. — Прим. автора): «Тепло и свет приносим людям». Только буквы быстро отпали, т. к. вместо того, чтобы их прикрутить к постаменту, их просто приклеили. Вот так и получилось, что у гостей, приезжающих в Донецк, памятник ассоциируется с «мужиком с камнем», а не с представителем горняцкой профессии», — с сожалением отмечает Виктор Белан.

В отделе охраны памятников истории и культуры Донецкого областного краеведческого музея автору статьи любезно показали карточку, выписанную на этот памятник в 1975 году. Действительно, скульптура установлена 29 марта 1966 года (а не в 1967 году, как пишут почти во всех справочниках и Википедии). Заказчиком на изготовление памятника было шахтоуправление им. Засядько. На фотографиях того времени (1975 года) надписи на постаменте нет. В исторической справке написано, что памятник был сначала изготовлен в «небольших размерах для подарка английским шахтерам города Эдинбурга».

Дальше — больше: в документе записано, что такой же памятник был «передан в подарок польским шахтерам города Катовице 29 августа 1964 года». О таком повороте в истории «Славы шахтерскому труду» нашим краеведам и историкам ничего не известно. Получили ли горняки из польского города-побратима этот памятник, каковы были его размеры и какова его дальнейшая судьба? Все это требует дальнейшего изучения.

Вполне вероятно, что такой факт мог иметь место. Ведь в год своей отставки Первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев с 21 по 23 июля 1964 года совершил краткий визит в Польшу для участия в праздновании 20-летия ПНР. На кадрах сохранившейся кинохроники видно, что главу советского государства встречали и польские шахтеры. 14 октября того же года на Пленуме ЦК КПСС Никита Хрущев был освобожден от своей должности. Но донецкий подарок польским горнякам в юбилейный год образования их государства вполне мог попасть к ним.

Руками литейщиков завода «Ремкоммунэлектротранс» выплавлены практически все памятники и чугунные архитектурные объекты в нашем городе. «Делали мы и фонтан на площади Ленина. Только он сначала был чуть выше, чем сегодня. Просто пришлось одну из чугунных цветочных ваз затем снять, т.к. быстро засорялись трубы», — говорит Виктор Белан. Донецкое предприятие в 1968 году принимало участие в создании декоративно-художественного ограждения на знаменитом мосту Патона в Киеве. Это сооружение является первым в мире цельносварным мостом.

В настоящее время на донецком заводе делают очень большой ассортимент литья из металла. Продукция «РКЭТ» имеется в парке им. Щербакова, а несколько лет назад работники завода участвовали в реконструкции моста по Макшоссе возле бывшей макаронной фабрики. Выполняют на «РКЭТ» и частные заказы. Изделия завода стоят в особняках известных людей, фамилии которых руководство предприятия сохранило в тайне.

В Донецке есть неуклюжий мальчик-вратарь

Художественное литье — это сложное дело. Понятно, что в ходе этого процесса не всегда получаются мастерски выполненные работы. Примером может служить бронзовая полутораметровая фигура мальчика-вратаря. Его хотели подарить футбольному клубу «Шахтер» на открытие «Донбасс Арены». Моделью послужила бронзовая статуэтка «Мальчик-вратарь», серийно выпускавшаяся в Советском Союзе в 50–60-е годы прошлого века.

Корреспонденту «ДН» не удалось установить ее автора, но по всей вероятности, она изготовлялась в цехе художественного литья на Свердловском чугунолитейном заводе (закрыт в 1970 году). Почему можно сделать такое предположение? Дело в том, что на всех таких фигурках, продаваемых на интернет-аукционах, стоит клеймо «СЧЛЗ». Поэтому можно предположить, что она из Свердловска. На антикварном рынке такие статуэтки стоят около 300 грн.

Однако донецкой футбольной скульптуре не повезло. «Дело в том, что была нарушена технология изготовления литейных моделей. Модель надо было делать единой, а к нам в цех привозили фигуру футболиста по частям — отдельно гипсовые руки, отдельно ноги и т. д. Потом все это соединяли, и в результате вышло не очень красиво», — вспоминает Виктор Белан.

Но изделие жалко было выбрасывать, и руководство предприятия решило установить этого неуклюжего мальчика-вратаря во дворе завода. Так одним курьезным памятником (о котором подавляющее большинство жителей нашего города абсолютно ничего не знают) стало больше. Что же, бывают в жизни и такие случаи!

Бронзовая полутораметровая фигура мальчика-вратаря в Донецке. 2011 годБронзовая полутораметровая фигура мальчика-вратаря в Донецке. 2011 год

Корреспонденту «ДН» на заводе «РКЭТ» также рассказали, что предприятие занималось и занимается не только ремонтом городского электротранспорта и художественным литьем. В конце 50-х и в 60-е годы прошлого века работал там и гранитный цех. Его работники строили постаменты к памятникам или делали облицовку гранитом других архитектурных объектов в городе.

«Изготовили постамент к памятнику Ленину на центральной площади Донецка. Гранит для него поставляли к нам на завод вагонами. Использовался лабрадорит из Головинского карьера Житомирской области. Мы проводили его распиловку и шлифовку. Работали полгода. За качеством наблюдал скульптор», — рассказала подробности бывший начальник цеха Елена Резакова.

Напомним, что накануне 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции в 1967 году на центральной площади Донецка был установлен памятник, который представляет собой монументальную композицию из скульптуры вождя мирового пролетариата в полный рост и отдельно стоящего пилона. Авторы монумента — киевский скульптор Эдуард Кунцевич и архитекторы В.Н. Иванченко и Н.К. Иванченко. Скульптура размером 7,5 м изготовлена из бронзы. Она установлена на черно-сером постаменте. Вместе скульптура и постамент имеют высоту 13,5 м. Рядом с монументом находится трехгранный пилон высотой 42 метра, выполненный из нержавеющей стали.

Примененный здесь гранитный камень с радужным блеском также использовался для облицовки ряда домов в Киеве. Так, из него изготовлены колонны на фасаде здания Госбанка Украины, им облицовано здание Кабинета Министров Украины и др. Головинский лабрадорит превосходит по своим декоративным качествам лабрадориты других стран. Можно по-разному относиться к личности самого Владимира Ульянова (Ленина), но памятник ему сделали не такой уж и плохой в художественном смысле.

Трудящиеся завода «Ремкоммунэлектротранс» делали и облицовку фонтана на площади Ленина. Из архивных документов известно, что строительство площади было в основном завершено в 1957 году, но работы по фонтану не были тогда закончены из-за отсутствия гранита. Но уже на заседании исполкома Сталинского горсовета 27 ноября 1958 года происходило утверждение акта Госкомиссии по приему в эксплуатацию площади им. Ленина, включая фонтан. Здесь тоже использовался житомирский гранит, но с Коростышевского карьера. Его отличие от того, что был применен при строительстве памятника Ленину, состоит в том, что этот камень красного цвета. 

Делая новое, не потерять бы ценное старое

Публикуя данную статью, «Донецкие новости» сделали первую попытку проследить историю одного из самых известных изделий художественного литья в нашем городе. К сожалению, до конца все тайны в этом деле раскрыть не удалось. Как в детективе: решетка словно возникла ниоткуда и пропала в никуда.

Отсюда можно сделать вывод, что интересные исторические объекты нашего города сохраняются пока не на должном уровне. Никто не против, чтобы Донецк становился современнее и красивее. Для этого приходится избавляться от старого, что портит своим непривлекательным видом облик столицы Донбасса. Все это необходимо делать, но в разумных пределах. Нельзя забывать, что для истории будет важно и сохранение тех частичек Юзовки, Сталино, Донецка, которые навсегда остались в памяти нескольких поколений горожан.

Возьмем для примера ту же литую решетку. Ведь она существовала не в дореволюционное время, не в довоенное, а с конца 50-х и до 80-х годов прошлого века. А об истории ее создания уже практически никто не помнит. Так давайте же сохранять такие вещи! Это не всегда целые жилые дома или кварталы. Ценными в историческом смысле могут быть даже старые кирпичи с клеймом, дореволюционные котлы из сохранившихся еще юзовских домов, другие предметы обихода, старые газеты, журналы, фотографии… Им место в музеях нашего города, а не на свалке.

А насчет чугунной решетки горсада… Может быть, остатки ее стоят возле какого-то особняка и радуют глаз его хозяина. Кто знает…

Фото решетки из архива Стёпкина В.П.



5 Комментарии

  • Алексей Федько
    Алексей Федько

    переплавили решетку. не верится, что ей удалось пережить деребан страны начала 1990-х

    Изменить
    • Анатолий Жаров

      Та нет, остатки ее, наверное, стоят где-то и у кого-то… После выхода статьи позвонили пару человек и рассказали, что припоминают, что когда ее разбирали возле «Зеленого» кинотеатра, то делали это очень аккуратно и тщательно записывали откуда и где каждая деталька была прикреплена. не похоже, чтобы это было на переплавку.

      Изменить
      • Алексей Федько
        Алексей Федько

        Всё возможно. В таком случае, пусть она там и находится. Уж точно сохранится лучше, чем на балансе города. Гор. власти перестанут ее красить и через 10 лет скажут, что состояние ее ужасное: нужно сносить.

        Изменить
  • Dzina-leonid

    Я был на митинге на стадионе «Шахтер» .где выступал Хрущев, и там он раскритиковал эту решетку. Тек что вполне возможно, что это и явилось причиной ее демонтажа.                     

    Изменить
    • Алексей Федько
      Алексей Федько

      Леонид, соглашусь с вами. Это вполне могло вызвать цепную реакцию у местного руководства. И даже без прямого указания решетку могли очень быстро снять. Тем более на дворе в самом разгаре была борьба с излишествами в архитектуре

      Изменить

Войдите, чтобы оставить комментарий