30-е гг. XX в. в СССР ознаменовались полетами стратостатов — высотных аэростатов с герметической гондолой, которые позволили вести разнообразные исследования (в первую очередь — космических лучей) на высотах более 16 км. На протяжении полутора десятилетий, до появления реактивных самолетов, а также геофизических и метеорологических ракет, стратостаты и радиозонды оставались единственными летательными аппаратами, позволявшими проводить прямые измерения физических параметров высоких слоев атмосферы. В аэростатных исследованиях стратосферы активное участие принял СССР, бросивший вызов ведущим странам Запада. Это внесло в стратосферные исследования элемент соревнования. Было построено много стратостатов — «СССР-1», «Осоавиахим-1», «СССР-1 бис». Также построили стратостаты-гиганты «СССР-2», «СССР-3» и «Осоавиахим-2».
Полеты не проходили гладко. Очень часто были катастрофы. В 1938 году советских воздухоплавателей постигла очередная катастрофа. 18 июля из-за отказа кислородного оборудования погибли, стартовавшие с летного поля под Звенигородом (Подмосковье) на субстратостате — физиологической обсерватории ВВА-1 для изучения влияния высотного давления на организм человека, воздухоплаватели Яков Григорьевич Украинский, Серафим Константинович Кучумов, Петр Михайлович Батенко и Давид Евсеевич Столбун.
В статье «Первопроходцы» ветеран связи Всеволод Потемкин пишет об этом полете: «…Академия совместно с институтом связи проводила исследования по распространению коротких волн и использованием их в авиации для радиосвязи. Теоретических выкладок было недостаточно, требовались фактические доводы. Поршневой авиации большие высоты для полетов были в то время недоступны. Совет ученых принял решение о запуске на большую высоту аэростата с установленными приборами-самописцами. В традиционную корзину воздушного шара — стратостата, названного ВВА-1, установили самописцы, а поскольку в то время телеметрии не существовало, учредили экипаж в составе: Владимир Кучумов — командир, Петр Украинский — метеоролог, Александр Батенко — магнитолог и обозреватель одной из московских газет Столун. Байкузов установил радиостанцию Мп/0,001 с питанием от сухих батарей для передачи показаний приборов и другой информации.
Из Кунцево (?) (Подмосковье) ВВА-1 стартовал 16 (?) июля 1938 года. Радиосвязь была устойчивой, эффективной. Кучумов аккуратно ключом передавал всю информацию.
Предполагаемый полет воздушного шара должен был проходить в южном направлении. Осоавиахим, курирующий работу любительских радиостанций, обязал воронежского коротковолновика Абрама Басина, а также радиолюбителей коллективной радиостанции Сталино УК5РА наблюдать за связью с экипажем воздушного шара. Начальник УК5РА Виктор Васильев и радиолюбители Виктор Коцылев и Борис Роговик тщетно прокручивали эфир в надежде услышать радиосигналы ВВА-1. Но Кучумов молчал. Возникло предположение, что на ВВА-1 сложилась внештатная ситуация.
18 июля, во второй половине дня, шар-стратостат показался в северо-западной части неба и по касательной стал снижаться в сторону г. Сталино. В районе Белого карьера недалеко от парка из того места, где сейчас стоит цирк «Космос», он опустился на высоковольтную ЛЭП. Взметнулось огромное пламя: взорвался водород, которым была заполнена оболочка шара ВВА-1.
На другой день газеты «Социалистический Донбасс», «Сталинский рабочий» сообщили: по заключению экспертной комиссии, смерть экипажа ВВА-1 наступила на большой высоте из-за удушья. Индивидуальные кислородные приборы оказались малоэффективны и не обеспечили полную безопасность на большой высоте…
Исследовательский шар-стратостат с экипажем на борту по тем временам достиг небывалой высоты. Черных ящиков не существовало. Но, судя по последней радиограмме, которую Кучумов передал в Москву, они находились на высоте 12 тысяч метров над уровнем моря. Фактически это уже была стратосфера.
Наш земляк Кучумов и его товарищи вошли в число первых, кто открыл окно в Большой космос.
Стратонавты были похоронены на пересечении бульвара Пушкина и проспекта 25-летия РККА.
На их могиле 26 апреля 1953 г. был установлен памятник, сооруженный по проекту скульпторов Белостоцкого, Фридмана, Пивоварова и архитектора Иванченко. Памятник представляет собой двухметровую скульптуру стратонавта, который смотрит в бесконечный простор воздушного океана. Под скульптурой пятиконечная звезда и мемориальная доска. На мемориальной доске выполнено четыре бронзовых барельефа стратонавтов. Также на мемориальной доске надпись внутри венка: «Слава героям – стратонавтам (18.VII.1938 г.)».
Постамент изготовлен из лабрадорита, а скульптура — из бронзы.
Интересный факт
На памятнике стратонавтам установлена табличка.
На табличке надпись:
Сооружен в 1952 г.
Республиканские научно-реставрационные производственные мастерские.
Авторы:
Архитектор — Иванченко Н.К.
Скульпторы: Белостоцкий Е.И., Пивоваров Е.А, Фридман, Ю.М.
Очевидно, открытие памятника планировалось на 1952 год. Наверное строительство было «затянуто», а табличку уже отлили. И, наверно, не стали ее переделывать в надежде, что все равно забудут когда был памятник открыт.
В справочнике «Все о Донецке», изданном в 1976 г. (Издательство «Донбасс»), Приведены совсем другие имена авторов памятника:
Скульпторы: А. Белостоцкий, Э. Фридман, Г. Пивоваров.
Архитектор: И. Иванченко.
Вот и верь справочникам
- Материал подготовил
Член Украинского общества краеведов
Владимир Мартыненко
Email: gerb.sv.ua@rambler.ru
Современные фото автора.
Литература:
- Полеты в стратосферу в СССР в 1930-е гг
- Все о Донецке. Ордена «Знак Почета» издательство «Донбасс», Донецк. 1976;
- Татьяна Орел «Город Михаила Альтера» «Осколки – Газета Город» №40 от 05 ноября 2004 г.
- Всеволод Потемкин «Первопроходцы», Газета «Депеша» №9(561) от 1 марта 2003 г.
Интересная и познавательная статья .Спасибо авторам .
ИзменитьСпасибо!
ИзменитьСреди погибших стратонавтов мой двоюродный дед. Столбун Давид Евсеевич. У нас много лет хранился журнал не помню как он назывался, там было написано о гибели стратостата. Много лет я не знал где похоронен мой родственник. Все кто знал из моей родни уже давно умерли. Спасибо Вам всем.
Изменитьочень жаль, что у вас не осталось того альбома. Он бы хорошо дополнил имеющуюся тут информацию. Добавил еще одно фото памятника (1950-х годов)
Изменить