admiral-thmb

В июне 1876 года Его Императорское Высочество генерал-адмирал Константин Николаевич выразил желание, чтобы Н.А. Аркас, главный командир Черноморского флота и портов, осмотрел железоделательный завод господина Юза с целью узнать его производственные мощности и готовность поставлять флоту сырье и топливо в «избытке».

В Юзовку адмирал Николай Андреевич Аркас отправился со своим боевым товарищем генерал-адъютантом Андреем Александровичем Поповым, который в это время возглавлял проектирование и строительство броненосных кораблей в Николаеве и Одессе. Завод господина Юза, как тогда говорили находился «недалеко от Харькова», через который по Харьково-Азовской железной дороге 27 июня для подробного осмотра и прибыла высокая морская комиссия.

Генерал-адъютант, адмирал Николай Андреевич Аркос

Генерал-адъютант, адмирал Николай Андреевич Аркас

О результатах визита и осмотра производств Аркас доложил управляющему флота и морского ведомства, Константину Николаевичу, такие данные:

Завод Юза владеет 20000 десятин (21850 га) земли в недрах которой находится хорошая руда и отличного качества уголь. Более того, Новороссийское общество арендовало еще и окрестные земли для получения оттуда руды, а поэтому в этом вопросе она находится полностью на самообеспечении.

Джон Юз

Джон Юз

Большая доменная печь, устроенная для плавки руды, давала по словам Юза до 10000 пудов чугуна в неделю. Рядом с действующей оканчивалось строительство новой печи, которая должна была вступить в строй через месяц. В двух таких печах, производя безостановочную работу, можно было без всяких сомнений добывать «громадное количество чугуна», пудлингуя который завод мог бы производить большое количество разных видов продукции. В то время Юз занимался исключительно прокаткой рельсов, «что исполнялось им достаточно скоро и, по всей видимости, хорошо». Адмирала поразил процесс прокатки: за 45 секунд раскаленное, вытянутое из печи железо, проходя через 5 валов различного диаметра, превращалось в рельс. Далее он прокатывался по роульсам и, выравниваясь, обрезался по мерке специальными пилами и укладывался в склады.

Первая домна на заводе Юза. 1872 год

Первая домна на заводе Юза. 1872 год

Устройство угольных копей так же понравилось Аркасу: уголь, даваемый ими был хорошего качества. «Для пробы» адмиралом было заказано 10000 пудов по 8½ копейки за пуд (без доставки в Николаев). Доставка же по железной дороге обходилась в 15 коп. А посему, при осуществлении строительства железной дороги до завода до Мариуполя «с устройством там порта», юзовский уголь был бы очень привлекателен для Черноморского флота. На тот момент флот уже был переведен на русский уголь (в основном Ореховский и Голубовский), взамен дорогому английскому. Сделал это все тот же князь Константин Николаевич совсем недавно — в 1874 году.

Шахта Новороссийского общества. 1880 гг.

Шахта Новороссийского общества. 1880 гг.

Понравилось Арксу и производство кокса, которое было устроено тут же при заводе. Весь кокс был отменного качества и «заводу он был необходим для плавки чугуна». Но, Юз торговал не только рельсами и углем, но и коксом. Не преминул адмирал заказать и опытную партию кокса для николаевского адмиралтейства. Юз уступил его по 18 коп. за пуд «на месте».

Делал завод для своих нужд и огнеупорный кирпич, который, со слов Юза, отлично выдерживал жар и «выполнял свое назначение». Естественно, что торговал Джон Юз и кирпичом. За 1000 штук на месте он брал по 40 рублей. Адмирал обещал подумать: нужно было все взвесить, вед существующие поставщики обходились по 100 рублей (Фарнлей) и 65 рублей (Рамзай) и это уже в Николаеве. При расчетах Н.А. Аркус велел принять во внимания сравнительные достоинства юзовских кирпичей.

Помимо собственно заводов и прочиъ производств, осмотру была подвержена и округа: посело и подъездные пути. Далее адмирал докладывает: «Средства завода выражались: населеніемъ на мѣстности около завода до 4,000 человѣкъ; воловъ для нуждъ мастерскихъ, перевозки руды и проч., до 1000 паръ, съ весьма хорошимъ приспособленіемъ упряжи.»

Жилища, в которых проживали мастеровые морским гостям понравились: «…устроены были весьма хорошо, группами по професіи рабочихъ и близъ мѣстъ производства работъ». Среди нежилых построек Н.А. Аркус выделил наличие больницы, рынка и питейных заведений «в изобилии». Т.к. отделений банков в Юзовке еще не было, рабочие деньги на родину переводили телеграфом: «по словамъ почтмейстера, иногда пересылалось рабочими въ мѣста ихъ родины до 35,000 руб.». Отметил адмирал и то, что от завода до крайней точки казенной железной дороги (Константиновской) — станции Юзово — было проложено 8 верст рельс.

Но, не нужно забывать, что адмирал Аркус в Юзовку на экскурсию ездил совсем не как турист. У него были конкретные цели: оценить способность завода Юза снабжать Черноморский флот дешевым и качественным сырьем. Увиденное очень понравилось гостю. Он находил, что и первоначальное устройство и обеспеченность завода рудой и углем позволяет значительно увеличить стабильное производство железа в будущем. Отметил Аркус и то, что завод, находящийся в антрацитной полосе Донецкого кряжа, развернул производство железа, стали и прочего собственно антрацитом, чего еще не делал до него ни один из существующих заводов России и что не так давно введено было только в Америке и работает уже со значительными успехами.

Визит главного командира Черноморского флота на завод Юза за год до начала русско-турецкой войны 1877—1878 гг. был полезен для всех: Черноморский флот получил новые дешевые источники качественного сырья и топлива, а Юз получил надежного и постоянного заказчика. Несомненно, можно утверждать, что такие заказы в момент развития бизнеса благотворно отразились и на темпах развития металлургического завода и, быть может, на военной мощи Черноморского флота.

Доменные печи Юзовского завода. 1888 год

Доменные печи Юзовского завода. 1888 год

Во время военных действие в 1877–1878 гг. адмирал Н.А. Аркас осуществлял личное руководство подготовкой мобилизованных пароходов и шхун для боевых действий на Чёрном море, организовал испытание качественно нового оружия для тех лет — морских мин.

Кстати, сын Николая Андреевича Аркаса — Николай Николаевич (1853—1909) — известный украинский деятель культуры и просвещения, писатель, композитор, историк.

  • Текст: Алексей Федько



7 Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий