Clipboard546

Рос авторитет клуба далеко за пределами области и республики. «Шахтер» вышел на международную орбиту, участвуя в турнирах УЕФА. Это были годы его игрового взлета. Может, выступая в матчах высокого международного уровня, горняки в чем-то и уступали соперникам, что легко объяснялось отсутствием опыта участия в подобных турнирах, но к их чести, они всякий раз не забывали извлечь уроки для себя из каждого досадного поражения.

85429_900
85734_900

Фото подпорчено газетной ретушью, но на обороте — надпись, сделанная рукой автора повествования

«Шахтер» отличался в те годы стабильным составом, с которым тогда работал новый наставник – в недалеком прошлом его игрок Владимир Сальков. Он подхватил эстафету от Базилевича и продолжал развивать начатое им.

О.П. Базилевич, как и его друг по футболу В.В. Лобановский – это были тренеры новой формации, вчерашние игроки, быстро усвоившие новинки технического и тактического плана, а главное – способы подготовки игроков к длительным соревнованиям. Они увидели новые возможности футбола, связанные с передовыми научными методами работы с игроками, стали творцами новой футбольной школы, предложив коренную ломку в футболе, отказавшись от канонических, дедовских принципов тренировок и действий футболистов на поле.

Заслуга Лобановского и Базилевича состоит в том, что они не только теоретически обосновали правильность своего курса на модернизацию всего строя футбола, всех его звеньев, но и на практике доказали свою правоту. Это стало новым словом не только в нашем, но и в мировом футболе. Все, что было ими предложено, явилось результатом длительного и глубокого анализа тонкостей футбола, его диалектики, тенденций и закономерностей. На основании собранных, рассмотренных под призмой предъявляемых к игре новых требований, ими была разработана совершенно новая методика тренировочного процесса. Смысл его заключался не в продолжительности занятий, не в количестве намотанных во время тренировок на спидометр километрах, а в интенсивности, в наполненности каждой новой тренировки, в разумном использовании каждой минуты, отведенной на занятия. По продолжительность это были те же 90 минут, а по числу упражнений, в полтора-два раза больше против прежнего. В понятие подготовки футболиста было включено обилие важных компонентов, без учета которых не подготовить классного современного игрока.

86575_600

ружеский шарж к пятидесятилетию автора повествования.
На пригорке пасется КоЗа — шутливое название газеты «Комсомольское знамя», собкорром которой он был сорок лет.
На мяче — подпись Ошенкова. Был такой подарок к юбилею от знаменитого тренера.
Художник В. Савилов

 

Одним из первых кто понял и по достоинству оценил новую методику работы с игроками был Владимир Максимович Сальков. Он многое перенес из того, что предлагали Лобановский и Базилевич на почву «Шахтера», тем самым укрепив его позиции и немало поспособствовав овладению командой современным стилем действий на поле, а также действиям, предшествующим игровым пикам в ходе чемпионата.
В четвертом десятилетии существования своей команды, донецкие любители футбола, к своей радости, стали свидетелями восхождения на футбольном небосводе ярких звезд, которые могли бы украсить любую команду нашей страны. В полном объеме раскрылся талант Юрия Дегтярева, игра которого отличалась простотой и экономностью, четкостью и умением угадывать намерения соперника. Его почерк напоминал прославленного Льва Яшина – вратаря всех времен и пока что лучшего стража футбольных ворот в мире. Юрий Дегтярев не только преданно любил футбол и свою родную команду, но я являл образцы мужественной и самоотверженной игры. Он был надежен в воротах, бдителен и осмотрителен. С ним команда всегда чувствовала себя уверенно и спокойно, зная, что если в воротах Юрий Дегтярев значит все в порядке – ворота на замке. У него как у всякого классного вратаря не случалось сбоев – он не «пускал пенок», не «ловил мыша», стоял надежно.
Упорством, умением расстроить каждую новую атаку соперников на наши ворота отличался центральный защитник «Шахтера» Виктор Звягинцев, так же как и Дегтярев воспитанник группы подготовки при горняцком клубе. Кстати сказать, их и еще одного талантливого футболиста — Юрия Дудинского присмотрел для «Шахтера» опытный к той поре тренер – наставник, вчерашний нападающий команды П.А. Пономаренко, заслуживший высокое звание заслуженного тренера Украины. И кстати сказать, он дал родному коллективу много интересных игроков.

Цепкость и умение быть там, где возникала опасность — отличительные черты игрового почерка Владимира Пьяных. Он быстро бегал и всегда мог настигнуть любого нападающего – скоростника соперников. Он цементировал оборонные порядки своей команды, способствуя стабильности защиты.

Своими нестандартными действиями, свежестью игры, умением действовать и в подыгрыш и в самостоятельном ключе, агрессивностью в нападении и стойкостью в обороне зарекомендовал себя с первых же дней пребывания в «Шахтере» приглашенный из запорожской команды Михаил Соколовский. По непонятным причинам, его, фактически сложившегося футболиста, известного своими успехами в нашей области по весьма удачным выступлениям в славянском «Химике» пришлось, исправляя чье-то недомыслие приглашать из другой области. Странная была ситуация. Наши селекционеры недоглядели, проморгали Михаила и лишь потом, словно исправляя свою оплошность, как бы желая загладить вину, они постарались вернуть Соколовского в родную область и именно в ту команду, где ему следовало находиться уже давно. Как бы там ни было, ошибку исправили, Соколовский влился в ряды «Шахтера». И все увидели, что это то самое, чего не хватало команде долгие годы (после ухода Анатолия Конькова).
Михаил Соколовский стал мозгом нападения, конструктором атакующих действий, диспетчером, разводящим. Не забывая об обороне, он становится организатором атак, ведет передние звенья в нападение, дает отличные пасы партнерам, сам пробивает метко и точно по воротам, доставляя изрядные неприятности голкиперам.

Любопытная деталь – Михаил по своему игровому амплуа – полузащитник, образно говоря, он и в защите и в нападении. Должен был везде поспевать. Существует прописная истина – забивать голы должны в первую очередь игроки нападения. Заглянем в гроссбух «Шахтера» по части забитых голов. Там у двух человек по 84 гола – у Виталия Старухина и Михаила Соколовского. Но Виталий – центральный нападающий, а Михаил – полузащитник. А вот по результативности он не уступает одному из лучших бомбардиров клуба.

Все это свидетельствовало о несомненном таланте Соколовского, его неутомимости, понимании им игры, меткости, силе удара, высокой технической оснащенности, всестороннем понимании игровых вариантов и умении адаптироваться в любой игровой ситуации.

be85639d53e8t

Автор повествования дает интервью для донецкого телевидения

В данном повествовании уже несколько раз промелькнуло имя Виталия Старухина. Это тот игрок, о котором стоит рассказать подробнее. Футболист, ставший хрестоматийным образом, вошедший в книги, литературу на футбольную тему, игрок, приемы которого, отдельные эпизоды игр с его участием изучают на занятиях специалисты, будущие тренеры в институтах физкультуры, в спортшколах.

Виталий Старухин – это явление в донецком футболе. Начну с отзыва несколько неожиданного. Мне довелось беседовать со старшим тренером московского «Торпедо» В.К. Ивановым. Я поинтересовался его мнением о Старухине, а к моменту нашей беседы Виталий уже не выступал в команде, перешел на тренерскую работу. И услышал любопытный ответ:

— А напрасно ваши товарищи согласились отпустить его. Он еще был бы нужен команде. Ведь Старухин всегда опасен. Он опасен даже лежачий…
Предельно точно, предельно ясно. Иного мнения от человека со стороны я и не ожидал, а ведь ответ прозвучал от специалиста высочайшей квалификации, имевшего “сатанинский” нюх на футбольные таланты. Ведь это именно он разглядел в “теневом” голкипере Славе Чанове, просидевшем изрядное количество времени на скамейке запасных, способного и мало погрешимого стража ворот и при первой же случившейся возможности пригласил Вячеслава в свой клуб.

Старухин (его в команде ребята называли по-дружески “Бабуся”), стал свежей струей в донецком футболе, его неповторимым украшением.

Старухина уместно сравнить с бриллиантом, найденным во втором эшелоне украинского футбола и получившим огранку в донецком «Шахтере». Иные утверждают, что талант он всегда талант, что он обязательно раскроется в любой команде. А я не уверен в этом. Ясно, что для того, чтобы игрок стал классным, надо ему иметь все же талант, божью искру. Тогда будут Пеле, Яшин, Стрельцов, Мунтян, Федотов, Блохин…

Без таланта не будет имени.

85801_900

Старухин взывает к арбитру

И все же, возвращаясь к Виталию Старухину, хочу заметить – это его спортивное счастье, что он попал в «Шахтер», попал к Олегу Базилевичу, прошел его школу, постиг с ним немало футбольных премудростей. Его счастье, что рядом с ним оказались сильные, высокотехничные и незаурядные в футболе личности, такие как Юрий Дудинский, Владимир Сафонов, Виктор Звягинцев, Михаил Соколовский, Александр Васин, Николай Федоренко, Юрий Резник. Он быстро нашел с ними общий язык, сумел подчинить их действия их игру без, давления на каждого, не насилуя. Ребята поняли, что имеют дело с игроком, которому многое доступно и который способен делать голы в любых ситуациях и соответственно подстраивались под его манеру игры, создавая ему выгодные ситуации у чужих ворот.

В ту пору среди определенной части специалистов, особенно той, что не очень-то симпатизировала «Шахтеру», появилось обидное толкование тактики игры команды. Оно звучало примерно так – у «Шахтера» примитивный рисунок игры. Крайние прорываются с мячом к воротам, затем следует передача на Старухина, а он замыкает ее, нанося удар по воротам.

Оказывается, все было основано на примитиве. Лень игрокам чуточку поразмыслить вникнуть глубже в то, как что и почему. Но ведь не будут игроки выкладывать мячи, если у ворот не будет дежурить умелый исполнитель, способный толково распорядиться такой передачей. Впустую, в никуда можно сделать одну, другую, ну, пускай, третью передачу, а дальше становится ясно, что это напрасный труд игра вхолостую без видимых и ощутимых последствий. И они перестанут переводить мяч в площадь ворот, видя бесполезность такого занятия.

У «Шахтера» же все обстояло совершенно иначе. За кажущейся простотой и незамысловатостью – прошел – передал, стоял большой труд на оттачивание приема, хода. И к счастью для команды, у Виталия Старухина открылось тонкое чутье на гол – умение находиться в данную минуту именно там, где нужно. Редкая подача в его адрес не заканчивалась ударом по воротам. К тому же, если присовокупить его великолепную игру головой, можно твердо сказать – Старухин был не просто хорошим футболистом, он феномен в нашем футболе.

Ему многое удавалось и многое было под силу – неповторимый в финтах и ложных движениях, непогрешимый в передачах и ударах по воротам, умелый тактик и исполнитель – это Виталий Старухин. Он быстро был замечен не только чуткими на футбольные таланты специалистами, но и зрительской массой. Везде, где ни выступала команда, его великолепно знали и ждали от него необычных решений в каждом игровом эпизоде с его участием. На выдумку он был неистощим, а играл в свое удовольствие, играл как никто другой – по-своему, по-старухински.

Действуя собранно и ответственно, он, чувствуя свое превосходство над противником, порой прибегал к юмору. Как это ни парадоксально, Старухин совершил великое открытие – оказывается, можно играть по-разному, в том числе используя и такие движения в исполнении приемов, в обращении с мячом, которые были рассчитаны на улыбку зрителя. Не всякому подобное удается. И надо было быть Старухиным, чтобы видеть в рядовом элементе приема еще одну сторону – юмористическую. Футбол с юмором, добродушие – та самая стихия, в которой Виталий чувствовал себя как рыба в воде.

И сейчас, когда прошло уже несколько лет после ухода Старухина из команды, с горечью сожалеешь, что он смог бы принести большую пользу и сборной нашей страны, куда он получил запоздалое приглашение всего лишь на одну игру. А ведь он бы не испортил общего впечатления от команды, усилил бы ее потенциал. Как обидно, что наставники сборной в свое время недооценили игровой потенциал Виталия…

В последние годы выступлений Старухина команду горняков называли его именем. И это было справедливо. Он был лидером «Шахтера», его первой скрипкой, ведущим игроком, инициатором атак, автором многочисленных голов. Это он первым перекрыл рекорд клуба по забитым голам (сорок – принадлежал Юрию Ананченко), продержавшийся почти десять лет. Это он становился лучшим игроком сезона, это с ним команда выходила становилась обладателем Кубка СССР.

В. Старухин своеобразен и неповторим и его счастье, что он связал свою судьбу с «Шахтером», как неповторима и своеобразна горняцкая команда, счастье которой и ее поклонников, испытываемое многие годы, было связано с именем Виталия Старухина.

Немногим более десяти лет провел в рядах «Шахтера» и за это время команда, которая прежде всего один раз становилась призером чемпионата, сумела дважды завоевать серебряные медали, а один раз удостоиться бронзовых медалей. Убедительна, как видим, была роль Старухина в подъеме авторитета «Шахтера», росте ее популярности и престижа.

А с 1976 года начался отсчет пятого десятилетия донецкой команды, но это уже новая глава ее спортивной биографии.

86156_original

Зимнее первенство Донецкой области по футболу среди команд ДСО «Авангард», г. Краматорск.
На матче присутствуют Председатель футбольной секции Донецкого областного совета ДСО «Авангард» Л. И. Санин и спортивный журналист М. Ю. Левицкий

 

Читайте другие части «Слово о «Шахтере»:

  1. Глава первая
  2. Глава вторая
  3. Глава третья
  4. Глава четвертая
  5. Глава пятая
  • Автор: Леонид Санин
  • Материал предоставил Геннадий Санин


Войдите, чтобы оставить комментарий