Начало пятидесятых годов для «Шахтера» ознаменовалось немаловажным событием – в нем появился «блудный сын», к тому времени прославленный центральный нападающий горловчанин Александр Пономарев. Он воспылал любовью к родному краю. Прежде выступая за «Трактор», а позже за московское «Торпедо», он показал высококлассный, сильный и результативный футбол. Пономарев считался одним из искусных снайперов, тонким тактиком, умным организатором атак. Для команды горняков это было ценнейшим приобретением.

Матч Шахтер Даугава. 1950 годМатч «Шахтер» — «Даугава». 1950 год

А почему — правомерен и уместен такой вопрос, Пономарев пришел в «Шахтер» лишь к финишу своих выступлений в большом футболе? Ответ прост – для него выдался такой удобный момент. Раньше такого у него не возникало. Он был в составе «Торпедо» на ведущих ролях, встречался с именитыми игроками, рос, совершенствовался. И что ему было делать, скажем прямо, в «Шахтере» , который находился во втором эшелоне чемпионата, ничем не радуя своих поклонников, так и не находя троп в первую группу? А когда «Шахтер» был включен в нее, заслуженный мастер спорта Александр Пономарев принял приглашение донецких тренеров и появился в горняцкой дружине.

Одно имя Пономарева, конечно же, команду сильной сделать не могло. Вокруг него сплотился стабильно отлаженный, дружно сплоченный ансамбль ставших впоследствии известными футболистами, таких как Е. Пестов, Н. Самаров, А. Алпатов, П. Иванчук, В. Фомин, Л. Савинов, В. Колесников, О. Жуков, В. Гавриленко, Д. Иванов, Н. Дегтярев.

Эти ребята были на равных с любым соперником и авторитетов не признавали. Молодые, стремительные, легкие в беге, получавшие от игры удовольствие, они могли взломать любую оборону, нанести поражение любой команде. Они шли уверенно и непоколебимо в наступление по всему фронту, почти никому не уступая. К концу сезона 1951 гола в их копилке было столько очков, что они прочно закрепились на третьем месте. Команда удостоилась бронзовых медалей.

Это было крупным достижением «Шахтера». В нем отразилось все самое лучшее, что успел приобрести клуб – грамотная игра во всех звеньях, связи на линиях, активные действия в атаке, прочная оборина за счет взаимозаменяемости и подстраховки. В действиях игроков просматривались черты современного классного футбола. И ко всему этому следует прибавить все те же моральные и волевые свойства, которыми славилась команда в недалеком прошлом. Вот такой сплав прежних накоплений с новыми находками и превратил клуб заурядный, не претендующий на ведущие роли в футболе в один из сильнейших и вместе с тем интересных и по-прежнему своеобразных коллективов.

Но, как это часто бывает, беда не заставила себя ждать. Вместо того, чтобы делать все для закрепления успеха – усилить тренировки, увеличить объемы и интенсивность занятий, в команде воцарилась атмосфера спокойствия и непонятного благодушия.

Готовились к сезону небрежно, с ленцой, не приобретали, а скорее растрачивали физические компоненты, не заботились о пополнении тактического багажа. И руководство команды и футболисты, уверовав в свою силу, надеялись на авось, полагая, что им, призерам прошлогоднего чемпионата не так уж трудно будет снова совершить увлекательную прогулку по турнирной таблице и жит припеваючи, почивая на лаврах былых успехов.

Увы, самонадеянность, как и следовало того ожидать, сослужила клубу дурную службу. Игра «Шахтера» буквально с первых туров не пошла. Он стал неузнаваемым. Куда делись лихость атак, вездесущесть нападающих, полузащитников, куда пропали напор, задор и уверенность… всякий раз горняки, выходя на поле за очередным нулем. Побед было очень мало, да и ничьих тоже. В итоге, в первом туре было набрано всего восемь очков. И на этом чемпионат (такие были тогда условия) для «Шахтера» закончился. Команда, обычно начинавшая «разыгрываться» во втором круге на этот раз была лишена такой возможности. Поезд уходил в следующий сезон уже без него. «Шахтер», к изумлению досаде огорчению и недоумению многотысячной армии своих поклонников остался у разбитого корыта. Ему предстояло все начинать с начала. А это в футболе всегда трудно и всегда невыгодно и, как правило, без особой надежды на возвращение туда, где тебя уже нет.

Два года понадобилось, чтобы «Шахтер» снова появился в высшей лиге. Вернулся, чтобы больше не уходить. Таким было намерение и тренеров и футболистов. Для такого намерения были все основания. Команда сделала выводы, учла ошибки, обновила состав. В ней появились очень интересные и самобытные футболисты. Их стоить вспомнить – В. Чанов, Н. Гарбузников, Н. Бобошко, П. Пономаренко, В. Сапронов, И. Федосов. Они стали задавать тон в игре, отличались скоростными качествами, умением создать из ничего голевые ситуации, хитроумно комбинировать, держать в напряжении игроков противной стороны.

Настоящим приобретением для «Шахтера» было появление в его составе высокоодаренного, рожденного футболистом юного игрока из Авдеевки Валентина Сапронова. С ним лично мне не раз приходилось встречаться на футбольном поле один на один.

Он в свое время играл за местные «Локомотив» и «Колос», а я выступал в составе заводской команды из соседнего поселка.

Всякий раз, когда мне, полузащитнику, приходилось «держать» Сапронова, я испытывал чрезвычайные нагрузки. С ним не отдохнешь. Он был быстр, неуловим при наборе скорости. Вступать с ним в единоборство было пустым номером – обойдет, обманет. Догонят его бесполезно – летел быстрее ветра и напрямик к воротам. Бил точно, сильно и нередко коварно – ждет вратарь мяч в одном месте, а тот летит совсем в другом направлении. Таким он и пришел в «Шахтер».

Очень способными оказались Иван Бобошко и Петр Пономаренко тоже нападающие. И не просто умевшие с мячом пройти почти всю «десятину» оставив по пути позади себя двух-трех соперников но и после того выбрав удобную позицию и нужный момент, нанести неотразимый удар. А вот Иван Федосов, не обладая быстрым бегом, дополнял скоростников умением создавать узоры, плести кружева вблизи штрафной площади чужой команды. А плел затем, чтобы дать возможность максимально приблизиться своим напарникам, занять выгодную позицию и словно на блюдечке с голубой каемкой выложить напарнику мяч. И тому оставалось лишь переправить мяч в ворота.

Такие подобрались игроки. Отныне «Шахтер» становится прежней грозой для других клубов. В первом же сезоне после возвращения в высшую лигу он это доказал, поднявшись на седьмое место.

Так прошло для команды второе десятилетие. Назвать его выдающимся нельзя. Слишком часто случались у клуба сбои, перепады – то круто взмывал в высь, то стремительно падал вниз. Правда, на это были свои причины. и не последняя из них – частая сменяемость тренеров. Г. Мазанов проработал с «Шахтером» только год. В. Новиков – три, один год А. Пономарев. К этому следует добавить и то немаловажное обстоятельство, что в высшей лиге во вторам десятилетии своего существования клуб находился всего лишь пять сезонов. Не так уж и много, чтобы игроки получили возможность раскрыться полностью, проявить себя достичь каких-то больших целей. На все это просто-напросто не хватило времени.

И все же, даже тот опыт, что был накоплен за пять лет, не остался бесполезным и никому не нужным грузом. Хорошее не может пропасть бесследно, пройти незамеченным. Такого в футболе не бывает. Всякий опыт – благо. Он учит, заставляет думать, искать новые пути, совершенствовать методы, что-то обновлять, что-то отбрасывать, что-то совершенствовать.

Подтверждением этих аксиом стала сама команда горняков, которая в первый год третьего десятилетия своего существования сумела занять неплохое 7-е место в чемпионате страны.

Продолжение следует.

 

Читайте другие части «Слово о «Шахтере»:

  1. Глава первая
  2. Глава вторая
  3. Глава третья
  4. Глава четвертая
  5. Глава пятая
  • Автор: Леонид Санин
  • Материал предоставил Геннадий Санин


Войдите, чтобы оставить комментарий