Осенью 1870 года исполнительный директор Новороссийской компании Джон Юз прибыл к Кальмиусу и начал там строительство первой доменной печи будущего завода.

Давно мне хотелось представить себе обстоятельства, при которых был создан завод и поселок при нем. Увидеть мысленным взором то семя, посаженное в изуверско-безжалостную землю Донецкого кряжа, из которого пророс, пробился к свету и воздуху (свету мрачному, воздуху горькому) фабричной жизни город Сталино, пятьдесят лет уж как поименованный Донецком. Сделать это, судари мои, весьма и весьма сложно, но надобно, ибо поучительно для молодых умов, да и старикам в утешение сия история будет…

Вот таким старинным, нет, архаичным слогом мог бы я написать всю историю возникновения сложного оборота по имени Город-Сами-Знаете-Какой: «Временами по жизни его пробегала от ветра времен легкая дрожь, совсем не отражаясь в будущем». Да-да, ничего не осталось, а посему и повествование сие пойдет привычным вам порядком — то есть местами сухо, а временами — и вовсе суше некуда. Аминь.

ПРОБЛЕМА ДАТИРОВКИ

Старый, жеваный-пережеваный вопрос о дате возникновения Донецка должен быть снят с повестки дня — всякий, кто интересуется историей Юзовки-Сталино-Донецка, должен понимать, что это вопрос формальный. Никто никогда не отмечал дня рождения Юзовки (в статусе города она просуществовала всего 7 лет — 1917–1924, а ранее никому и в голову бы подобная чепуха не пришла), никто никогда не отмечал дня рождения города Сталино (1924–1961) — не до того было: работа, войны, снова работа в четыре пота и т.д. А когда пришла такая светлая пора, привязали дату закладки фундамента областного центра к возникновению акционерного Новороссийского общества имени Джона Юза. Хотя, конечно, знали, что никакого завода в те поры, не говоря уже о заводском поселке, нареченном позже Юзовкой, и не пахло на землях светлейшего князя Ливена в котловане у самого Кальмиуса.

1889 год. Джон Юз и английские рабочие в механическом цехе завода1889 год. Джон Юз и английские рабочие в механическом цехе завода

Покойный старейшина донецких краеведов Михаил Савельич (в миру Самуил Завельевич) Альтер был, пожалуй, самым осведомленным на этот счет человеком. По крайне мере, в новейшее время донецкой истории, года эдак с 1985–1987. Именно тогда я познакомился с ним и узнал, что ему довелось поработать с архивами и Донецкой ордена Ленина железной дороги, и с документами былой Екатерининской, а главное — Курско-Харьковско-Азовской дороги. В отличие от многих других отраслей промышленности и инфраструктуры, транспортники сохранили достаточно цельные и подробные сведения о своей деятельности в тех местах, куда им приходилось тянуть стальные нитки дорог. То есть в их архивах сохранилось то, что в гор-рай-обл-анналах испарилось неведомо куда и как.

Поэтому Михаил Савельич, равно как и хранитель архива газеты «Железнодорожник Донбасса» Кузьма Хрисанфович Клименко в свое время рассказали много чего о начальном периоде донецкой истории, но, увы, информация та за дальностью лет требует обновления.

В ЭТОТ ГОД РОДИЛСЯ И ЛЕНИН

Что же знали и что утверждали о дате основания Юзовки наши достопочтенные краеведы? А то, например, что существовала официальная дата основания заводского поселка — 30 декабря 1870 года. Альтер, кстати, в своем первом, еще 1956 года, путеводителе по городу Сталино предрекал — 100-летие столицы Донбасса пышно отпразднуют в декабре 1970 года. Но на тот же год, как мы знаем (ну, хотя бы часть из нас знает), пришлось столетие вождя мирового пролетариата Владимира Ильича Ленина, а значит, Донецку не светило. Руководство города и области не смирилось — еще чего! — и скомандовало юбилей сыграть годом ранее. Хотя, честно говоря, не совсем понятно, почему было не подождать, например, до 1972 года — связать рождение города с рождением завода, ведь, как известно, именно в начале этого года была проведена первая удачная плавка чугуна (первая проба в апреле 1971 года вылилась в позорный провал — домну «закозлили»). Кто его знает, почему первый секретарь обкома партии Владимир Дегтярев (а ведь его, без сомнения, была затея) выбрал 1969 год, и еще интересно бы узнать имя того «историка», который эту дату подкинул властителю Донбасса.

Но как бы там ни было — мы все с вами при помощи М. С. Альтера знаем дату — 30 декабря 1870 года. И эта дата мне нравится. Потому что раньше и не могло этого произойти…

НЕСПЕШНЫЙ ХОД ИСТОРИИ С ГЕОГРАФИЕЙ

Читатель, тот читатель, который следит за историческими изысканиями на страницах «Муниципальной газеты» последние девять месяцев, давно заметил, что я, повествуя о началах юзовской истории, самом старом Юзе, его соратниках, коллегах, соседях в донецкой степи, вынужден часто просить прощения у взявших на себя труд читать эти опусы. Прошу и сейчас — ну никак не объяснить дел, мыслей, хода судьбы в нашей запутанной, сожженной, потаенной и утаенной, недосказанной, недочитанной, недопетой истории. Такова странность прошлого Донбасса и в первую очередь, как ни парадоксально, главного его города, главнейшей его части.

Теперь, когда мы разобрались с датами, можно идти дальше. Потому что был или нет Юз на месте будущего строительства в 1869 году — не важно, так как известно, что «на восьми пароходах, везущих полтораста британских рабочих и техников (в большинстве своем валлийцев), Джон Юз отправился из Бристоля в последних днях августа 1870 года» (R. Hither. The Iron Tsar). Если точнее — 164 великобританских подданных отправились в путь, который для многих из них стал, скажем, забегая вперед, дорогой в могилу.

Мой терпеливый читатель! Если ты помнишь, мы уже вычисляли в одном из очерков о Юзе, что путь в Таганрог должен был занять около месяца (самое меньшее), потом разгрузка (восемь пароходов, да при том уровне докерского дела в русских портах заняла никак не меньше недели), затем погрузка на волов и долгий путь по подмерзшей степи. Возможно, ждали снега. И дождались. Он в те десятилетия выпадал рано и обильно в наших местах, не испорченных еще индустрией. Напомню: Таганрог-Донецк это 170 км. Скорость обозов — 2–3 км в час. Неделя-полторы. Итого мы должны прибавить к 30–31 августа минимум полтора месяца. А на самом деле, конечно, там были все два с прихватом. У британских исследователей «начала юзовских славных дел» есть предположение, что сборные домики для британцев были подготовлены к их приезду поверенным Юза Александром Камероном. Скорее всего это были домики наподобие тех дощатых сборных, что ставили французы в своем лагере под осажденным Севастополем. Но опять-таки — догадки, предположения, гипотезы…

«ШТУРМОВОЙ» БРИТАНСКИЙ ОТРЯД

Доменную печь (blast furnace по-английски, если кому интересно) в те времена ставили примерно за четыре месяца. Это на Островах, в нормальных условиях. Первая юзовская домна была задута в конце апреля 1871 года, то есть ее строили не менее полугода. Из русских газет того времени мы знаем, что стройку начали в чистом поле в мороз и метели, без всякой предварительной подготовки. Вот так приехали, отвязали железки от саней и начали строить. Думаете, выдумка досужих газетчиков? Отнюдь. Поначалу к Юзу и его предприятию русское общество, в том числе и промышленники, отнеслось настороженно-восторженно — иностранцы поди, «англичанка» чай! Знают, как строить, не наши лапотники! Придираться начали позже, когда прознали про особые условия, выторгованные Юзом в договоре о рельсовом производстве.

Все так и было, товарищи, именно так. На этой стройке мог бы загнуться легендарный Павка Корчагин, не то что избалованные атлантическим климатом британцы. И они начали загибаться. Холод, слабое продовольственное снабжение, тяжкий труд сделали свое дело — валлийцы из Эбб Вэйль, Сайтфарфы, Мертира, Ньюпорта и Свонзи (родные все для Юза места) начали умирать. Сколько их было, сложивших головы во имя британского капитала и русской государственной машины, доподлинно не известно. Но мы знаем, что из 164 человек, приехавших с Юзом в первой партии, больше половины по весне вернулись в Альбион. Принятию такого решения способствовала и крупная неудача — задув доменную печь 24 апреля 1871 года, британцы не смогли удержать нужную температуру, к тому же футеровка печи была выложена из бог знает какого кирпича, сделанного из бог весть какой глины. В итоге — «козел» — огромный ком застывшего недоваренного чугуна.

ГЕРН ВАМ В ПОМОЩЬ!

Позор? — Крах! Дело провалено, люди бегут, свои бегут, соотечественники, цивилизаторы с клеймом «бремени белого человека на челе»! Это уже никуда не годится. После всех трудностей зимы, после этих проклятых русских морозов и казенного равнодушия! С кем? С кем работать?..

Надо сказать, что положение директора Новороссийского общества было отчаянным. Русские акционеры, прослышав о беде, прислали одного из авторов проекта по привлечению британцев к русскому рельсопрокатному делу — генерал-майора Оттомара Герна, англичане — Александра Огилви. Оба — с деловой хваткой. Оба — инженеры: Огилви — гражданский, Герн — военный фортификатор и изобретатель.

Именно склонность к поиску нестандартных технических решений помогла Герну найти выход — под домной выкопали огромную яму, разобрали дно печки и в этой яме похоронили «козла». Теперь можно было строить рядом новую домну. Оставалось только дождаться новых техников и квалифицированных рабочих из Уэльса, материалов и денег. А тем временем в будущую Юзовку тоненькими ручейками начали стекаться чернорабочие, которых оказалось надобно куда больше запланированного Юзом со товарищи еще в Англии. И были это мужики из русской глубинки…

Так начиналась Юзовка.

 

 

 



14 Комментарии

  • sirFredd
    sirFredd

    Какую бы дату (1969, 1970, 1972 годы) не взял премногоуважаемый автор, к любой дате можно придраться и подойти с позиции Бабки Ёжки: «А Баба Яга против». Ну, вот смотрите, о достопочтенный сударь: 1) 1969 год в защиту этой даты говорит «закладка камня» т.е. подписание какой-то там бумажки о создании как щас бы сказали ООО. Минусы этой даты: ничего еще не было здесь, кроме голодных степных волков.2) 1870 — официальная дата основания поселка. Не стоит сильно доверять советским источникам  и Альтеру в частности. На поверку оказывалось, что брешут много. Нужно проверять.3) 1972 — успешный запуск печи. Ну, это совсем странно. Естественно, что завод сыграл решающую роль в возникновении Донецка, но глупо связывать начало города с успешной работой предприятия. Могли ведь и не запустить, а люди та жили туточки.Стоит вспомнить еще 1917 год, когда заводской поселок стал городом. Ведь можно и с этой даты считать?А насчет того, что в один год с Ильичем нельзя было провести 100-летие города: фантазия у вас бурная, однако

    Изменить
    • Алексей Федько
      Алексей Федько

      по всей видимости, вы ошиблись на 100 лет (1869,1870 и 1872).
      А вам лично, какая дата больше нравится?

      Изменить
      • sirFredd
        sirFredd

        Мне не нравится никакая дата. Все очень просто: предположим, что возле вашего дома есть свалка. Вы помните дату ее образования? Нет! Так и Юзовка. Точнее то, Что потом станет Юзовкой. Поселения стихийные, это уже намного позже начали рисовать на бумаге ровные Линии (улицы), а в самом начале работяги жили абы как и абы где. Какое открытие поселка? Да они за людей не считали местных «Иванов».Торжественное открытие поселка могло иметь место только в случае британского поселения. И никак иначе. Так что дата 30 декабря 1870 — если и имело место такое событие, то касалось это только британского поселения. Ну, а считать датой основания Юзовки дату закладки домов для одной касты — глупо.Короче, любая дата неуместна. Вот такая ерунда получается…

        Изменить
        • Алексей Федько
          Алексей Федько

          А я соглашусь с Александром Рафаиловичем (Fedonin50), в этом случае нужно искать первое упоминание поселка. Причем документальное. Раз уж нет точной даты основания.

          Изменить
  • sirFredd
    sirFredd

    что за напасть? где переносы строк??

    Изменить
  • Fedonin50

    Уважаемому мной автору: Олег, хоть это и не юзовская тематика, но раз упомянуто: «…никто никогда не отмечал дня рождения города Сталино (1924–1961)…», то необходимо напоминать рядовому читателю истинное изначальное большевистское имя нашего города: «…никто никогда не отмечал дня рождения города Сталин /или «Сталина», с учётом склонения/, позднее Сталино (1924–1961)…»
    Согласен с sirFredd, что производственный старт не лучший аргумент для датировки рождения посёлка. А вот я перерыл относительно много документов, но не нашёл дату первого упоминания в документах или прессе слова «Юзовка», «Yuzoffka» (как на географических картах) и т.д. И по тем традициям должно было состояться освящение населённого пункта, занесение его в географический реестр. Вот бы что отыскать!!!

    Изменить
    • sirFredd
      sirFredd

      Освещения населенного пункта не было, т.к. не было пункта. Была стройплощадка. Кто ж будет освещать строительные бараки?

      Изменить
      • Izm

        sirFredd,
        Вы чересчур горячитесь. Почему это я не должен доверять Альтеру и советским источникам? «На поверку оказывалось, что брешут много». Но это же огульно, на поверку сегодня оказывается как раз наоборот — последние 20 лет «брешут», а советские источники макимум что делали в отношение неудобных дат и событий — умалчивали об оных. Или как вариант — давали трактовку, причем, одну. Но это же не «брехня», согласитесь. Так что я лучше буду верить советским  источникам. 

        Теперь о дате. Как стало известно буквально на днях (обещаю написать об этом), в 1945 году по инициативе директора СМЗ Андреева было проведено первое празднование рождения города. Тогда 30 декабря отмечали 75-летие города. Советские источники, столь вами не любимые, опирались на такие дореволюционные источники, как: Доклад Русскому тех. об-ву кап-л. Семечкина (1872-73), Отчет об инспекторской проверке минфиновца Иславина, письме управляющего рудниками НРО Джона Джеймса (об был еще и сватом Юза), воспоминаниях генерала Герна. Все эти источники можно пощупать руками в бывшей Ленинской биб-ке (ныне Государственная Росс. б-ка), в б-ке им. Вернадского, а также Гламорганском архиве, Уэльс, Великобритания). Если эти источники на ваш взгляд тоже «брешут», то остается только развести руками — на каждый роток не накинешь платок. 

        Федонину: Саша, я согласен насчет Сталин/Сталино. Я даже согласен с оппонентом вышеупомянутым насчет производства и даты, как неловкости исторической, но у нас весь город — сплошная историческая неловкость, а из Юза хотят сделать икону. Не хотел он никакого города, поэтому и следов датировки по той или иной истории Юзовки-Сталино-Донецка  почти нет, все на косвенных, все на них, родимых…

        Изменить
      • Олег Измайлов

        Смеетесь? ОсвЯщается все, что угодно, хоть пень, если надо

        Изменить
  • Fedonin50

    Олег, не мне решать, о чём думал Юз. Я о дате рождения моего города.  sirFredd, Вы действительно экстремальных взглядов. Будьте вдумчивей. Любая стройплощадка хоть через годы, но становится населённым пунктом! И он (Юзовка + ж/д Юзово) отмечен в издании «Россия. Полное географическое описание нашего отечества./ под ред. П. П. Семёнова-Тян-Шанского. том XIV. — СПБ, 1910 г.» Значит был посёлок, а, следовательно, была регистрация! Было освящение! Когда?! Давайте искать! Именно Юзовка стала зародышем Донецка, а не желаемые Альтером и его единомышленниками Александровка и иже с ней. Альтер — человек, следовательно ему свойственно ошибаться, а при желании и подтасовывать факты (как в случае с приписыванием учёбы Героя Сов. Союза Двужильного в донецкой школе № 2).

    Изменить
  • Anna Himenko

    Оромная благодарность автору за интересную статью! Единственная просьба: измените, пожалуйста, перевод выражения «Доменная печь» — правильно blast furnace ))))

    Изменить

Войдите, чтобы оставить комментарий