Из коллекции довоенного музея изобразительных искусств города Сталино уцелело всего 11 произведений живописи и графики. Судьба остальных более 200 произведений до сих пор остается неизвестной.
Легенда о юзовских картинах
Мы сегодня точно не знаем какие произведения искусства находились в усадьбах юзовских VIP-персон в дореволюционные времена. Несомненно они были — ведь материальное состояние владельцев каменноугольных рудников и элиты металлургического завода Новороссийского общества вполне позволяли им покупать картины и скульптуры даже известных авторов.
Рассказывают, что возле дома шахтовладельцев Рутченко (это здание сейчас занимает БФ «Олимпик» на поселке Боссе) стояли античные скульптуры, привезенные из Италии (только интимные места атлантов были прикрыты материей для того, чтобы не смущать непривыкшую к такому виду юзовскую публику). По легендам, были какие-то произведения живописи и в доме управляющего Новороссийским обществом Адама Свицына. Про якобы знаменитую коллекцию картин и ценную библиотеку семьи Юзов документальных свидетельств не сохранилось, хотя знаем, что НРО очень много помогало одному известному по всей Европе и даже в мире британскому книжному издательству.
Однако известно, что до революции и в первые годы советской власти в нашем городе не было общественной картинной галереи. Все начало меняться, когда с 1932 года город Сталино становится центром Донецкой области. Он стал развиваться не только как промышленный центр, но и как культурный. Дело дошло и до изобразительного искусства. Тогда у нас стали появляться первые профессиональные художники. Донецкий обком партии своим решением от 22.09.1935 года официально утвердил их статус, разрешив организовать Донецкий областной комитет союза советских художников Украины. Таким образом, стали появляться картины, которые где-то нужно было выставлять.
В основном они экспонировались во время передвижных выставок по всей области, но уже в головах начала витать мысль о создании действующей постоянной картинной галереи, которой дали название «Донбасс в живописи и графике».
И толчок к реализации такой идеи дал, как это не странно сегодня звучит, мировой рекорд в добычи угля, установленный в ночь с 30 на 31 августа 1935 года забойщиком шахты «Центральная-Ирмино» в Кадиевке Алексеем Стахановым.
Благодаря художнику Исааку Бродскому
Напомним, что после этого трудового подвига в Советском Союзе начали разворачивать стахановское движение во всех отраслях промышленности и общественной жизни. Не могло стоять в стороне от такого дела и изобразительное искусство.
Во многом Сталинская картинная галерея появилась благодаря инициативе известного художника Исаака Израилевича Бродского (25.12.1883, село Софиевка Таврической губернии — 14.08.1939, Ленинград). Ученик Репина был известным живописцем как до революции, так и в годы советской власти. Исаак Бродский — один из ведущих представителей реалистического направления в русском (советском) искусстве первой половины ХХ века. В 1930-х годах им были созданы портреты Владимира Ленина, Иосифа Сталина, Максима Горького. В 1932 году он был приглашен на должность профессора в Ленинградский институт живописи, архитектуры и скульптуры. В том же году получил звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР». В 1934 году назначен на должность директора Всероссийской Академии художеств. Произведения Бродского находятся во многих музейных и частных собраниях по всему миру.
В 1936 году, когда весь Советский Союз готовился помпезно отметить годовщину стахановского движения, в обком партии на имя секретаря обкома Саркисова пришло письмо на официальном бланке директора Всероссийской Академии художеств, профессора Бродского под названием «О картинах передовиков-стахановцев» (ГАДО, П-326, оп.1, д.612, лл.139-142). Его рассмотрели на заседании бюро обкома 7 августа 1936 года. Дальше приводим текст этого письма:
«Очень хотелось найти у вас поддержку в одном важном общественном деле. Прилагаю здесь свою статью, которую послал в «Социалистический Донбасс» и «Кадиевский пролетарий». Выступаю с предложением организовать в Сталино портретную стахановскую галерею — большой художественный музей, долженствующий увековечить в произведениях искусства великое стахановское движение, жизнь стахановцев, орденоносцев, героев труда.
Галерея явится крупным художественным музеем, вероятно первым в Донбассе, потребность в котором уже давно назрела.
В середине августа буду в Днепростроительстве — возможно удастся заглянуть на несколько дней к вам в Донбасс. Всего хорошего. Уважающий вас, заслуженный деятель искусств Исаак Бродский».
Дальше идет текст статьи в газеты:
«Лучшие люди Советского Союза, чьи достижения являются примером и образцом высококачественного труда, пользуются огромной любовью и популярностью.
Почетная и ответственная задача для художника показать лицо этих людей, запечатлеть в искусстве образы тех наших современников, которые полнокровно могут быть названы Героями труда, активнейшими строителями социализма.
В городе Сталино, в областном центре Донбасса, я предлагаю к трехлетию стахановского движения создать портретную галерею — большой художественный музей, основными экспонатами которого были бы портреты (живопись, графика, скульптура) известных стахановцев во всех областях производства.
Лучшие художники страны должны быть привлечены к созданию будущей галереи. Кистью больших мастеров-портретистов будут запечатлены на полотне в ярких, незабываемых образах выдающиеся стахановцы, замечательные люди труда, командиры промышленности, техники, изобретатели, выдающиеся отличники производства.
Великой честью для каждого стахановца должно являться право быть представленным в этой галереи. И, конечно, в свою очередь, не меньшей честью для художника явится задание галереи работать над портретом знатного героя труда.
Я не сомневаюсь, что художники изъявят желание выполнить работу по созданию этой галереи.
Помимо огромного культурно-политического значения такая галерея явится как первый художественный музей в Донбассе, в крупном центре, вокруг которого сможет развернуться художественно-воспитательная работа.
Дело большое, но поднять его в наших силах, в наших реальных возможностях. Вопрос о создании в городе Сталино художественного музея, основным ядром которого будут портреты галереи стахановцев я ставлю на обсуждение широких масса трудящихся».
Вот такое было предложение от именитого художника. И оно было поддержано властями на самом высоком уровне. Да и общественность, думаю, не была против создания в регионе постоянного художественного музея.
Писать картины в Донбасс приезжали многие известные художники Советского Союза
К сожалению, документы довоенного Сталинского художественного музея не сохранились. Только из части уцелевшей в областной библиотеке и областном архиве подшивок газет «Социалистический Донбасс» и «Сталинский рабочий» можно узнать некоторую информацию о тех работах, которые делали известные во всем Советском Союзе художники и скульпторы для будущей большой выставки «Донбасс в живописи и графике» и затем всесоюзной выставки «Индустрия социализма». Расскажем о том, что удалось узнать.
В начале надо признать, что именно «Индустрия социализма» усложнила подготовку работ для нашей выставки, которую первоначально планировали открыть в конце 1936 года. Ведь, понятное дело, что написание картины для всесоюзной выставки было более престижным и высокооплачиваемым делом. Поэтому и стремились, после поездок в Донбасс, лучшие художники страны «забронировать» место для своих работ именно на этом смотре советской живописи, который был открыт в Москве 18 марта 1939 года. К примеру, известный портретист для «Индустрии социализма» Георгий (Егор) Ряжский написал портрет Алексея Стаханова.
Мы же больше остановимся на работах, которые делались специально для нашей галереи. Так в конце 1936 года наш местный художник В.Зорич из Макеевки отчитывался со страниц «Сталинского рабочего» о том, что «стремлюсь в метких художественных гравюрах отразить стахановское движение, закрепить образ стахановца». Он сообщает названия своих сделанных гравюр: «Стрелочник Лыга», «Володин», «Ищенко».
Из номера «Социалистического Донбасса» за 3 февраля 1936 года мы узнаем, что «в первом просмотре было утверждено свыше 85 представленных эскизов». «В Донбассе было уже около 150 художников и графиков Москвы, Ленинграда и Украины, в т.ч. такие известные художники как Богородский, Лентулов, заслуженный деятель искусств Богаевский, академик живописи Бакшеев, заслуженный деятель искусств Кузнецов, графики: И.Павлов, Кравченко, Илья Соколов, Завилов. Из украинских художников были Шульгана, Дерегус, Светличный, Довгаль…», — читаем такие газетные строчки. Из Москвы в Сталино в тот год приезжал писать пейзаж «Выходной день стахановцев» художник Василий Мешков.
В конце все того же 1936 года Всехудожником было сообщено, что готовится большой альбом графики объемом в 40 листов на тему «Социалистический Донбасс». Тогда же рассказали какие первые картины уже были приобретены специально для нашей художественной выставки. Вот их список: Петров — «Шахтерка с цветами», пейзажи «В Донбассе», «Сталино»; Барто — «Новые коксовые печи»; Бакшеев — «Общий вид «Азовстали»; Маркин — «Дорога в Макеевку»; Лентулов — «Завод «Азовсталь», «Мариуполь»; Шашников — «Парк культуры и отдыха в Сталино»; Лихачев — «Изотовцы» и «Алексей Стаханов за чтением газеты». А также ряд работ художников Богаевского, Кузнецова, Корыгина, Лобокова, Гончарова, Лехте, Пичугина идр., «запечатлевших в представленных полотнах роль социалистического Донбасса, как всесоюзной кочегарки, большого металлургического центра и родины мощного народного стахановского движения».
23 марта 1937 года газета «Социалистический Донбасс» снова сообщила о подготовке к выставке «Донбасс в живописи и графике». Теперь срок ее открытия был установлен к 20-летию Октября, т. е. ноябрь 1937 года. В газетной заметке говорится, что на выставке будет представлено уже свыше 150 художественных произведений — живописи, скульптуры, графики. И здесь же объяснялась причина задержки открытия показа произведений.
«В свое время к работам по выставке приложили свою преступную руку враги народа Славинский («Всехудожник») и Сергеев. Тематический план был составлен таким образом, что почти вовсе не были запроектированы картины о старом Донбассе, очень небольшое количество полотен было посвящено и теме «Донбасс во время гражданской войны». Новый Донбасс был представлен главным образом пейзажами предприятий без показа новых замечательных людей Донбасса. Сейчас художникам предложен ряд тем о новом Донбассе. Решено дополнительно привлечь к участию в выставке ряд украинских и донецких художников. Отдельные работы, технически беспомощные или неудовлетворяющие по тематике, сняты.
В донецкой картинной галерее будут выставлены таких известных мастеров живописи, как Богаевский, Богородский, Баляницкий-Бируля, Бакшеев, Лентулов, Дейнека, таких мастеров гравюры, как Павлов, Кравченко, Завьялов, Костенко…», — было написано в «Соц.Донбассе». Также там же отмечалось, что из «законченных работ обращают на себя внимание картина художника Покаржевского «Комсомольцы Донбасса идут в бой», Пшеничникова «Гибель Пархоменко», Богаевского «Вид из парка Макеевки», Пичугина «Донбассовцы на отдыхе».
«67 картин сейчас находятся в работе. Из них надо выделить картину «Сталин и Серго Орджоникидзе (на фоне Сталинского металлургического завода)», над которой работает художник Штраних. Художник Журавлев заканчивает работу «Донбасская мадонна» (картина шахтерки с ребенком). Оригинал этой картины куплен мюнхенским музеем. Интересна по замыслу картина художника Погорелова «Стахановцы Донбасса в Третьяковской галерее у картины Касаткина «Шахтеры», — продолжает главная областная газета. Там же и подымается вопрос о помещении для размещения экспонатов выставки.
«Выставка должна быть открыта во что бы то ни стало к 7 ноября этого года. Картины, гравюры и скульптуры безусловно к этому сроку будут закончены. Нужно только своевременно подготовить соответствующее помещение. Вопрос же о здании для картинной галереи пока остается невыясненным», — отмечалось в газетной статье за 23 марта 1937 года.
И проблема с помещением для картинной галереи продолжались еще два года. А произведения искусства могли даже совсем погибнуть даже до открытия непосредственно самой выставки. Это стало известно из сохранившихся очень небольшой части документов Сталинского облисполкома.
Мытарства картин без помещения
На заседании президиума Сталинского облисполкома 5 февраля 1939 года 25-м вопросом обсудили судьбу картинной галереи (ГАДО, Ф-Р2794, оп.1, д.12, лл.5 (об), 44). Тогда чиновники приняли к сведению заявление и.о.секретаря облисполкома Плеханова о том, что подготовка здания для размещения картинной галереи будет закончена к 1 марта того года. Было предложено товарищу Похожиленко (новая фамилия в истории довоенного Сталинского художественного музея — Прим. автора) в 2-дневный срок «все картины, которые не могут дальше оставаться в существующих совсем ненормальных условиях, разместить временно в фойе зала филармонии и зала заседаний облисполкома».
Через месяц, 15 марта 1939 года, в облисполкоме снова вернулись к этому вопросу, только уже говорили не просто о картинной галереи, а «о учреждении музея изобразительных искусств в городе Сталино и утверждения сметы и штатного расписания музея» (ГАДО, Ф-Р2794, оп.1, д.15, лл.15 (об), 173). «Утвердить организацию в Сталино музея изобразительных искусств на базе картин, изготовленных «Всехудожником» для выставки, что должна быть названа «Донбасс в живописи… Утвердить окончательную смету музея в сумме 68 тыс.192 рубля и штатное расписание», — говорится в том документе. Директором музея был назначен Григорий Мефодиевич Старенко. Там же, впервые, речь идет о выделении конкретного помещения в городе под новый музей. Для этого пришлось выселять милиционеров.
Для размещения картин выселили Особый дивизион милиции
«Предоставить для музея помещение, занимаемое 8-м дивизионом милиции по ул. Артема, 25», — четко гласит директива облисполкома для городской власти Сталино. Выяснить чем занимался этот милицейский дивизион не удалось. Но нужно отметить, что помещение он имел добротное и довольно большое в 2 этажа.
Однако снова дело продвигалось неспешно и со скрипом. Журналист «Социалистического Донбасса» В. Дмитриев в номере за 10 апреля 1939 года прямым текстом спрашивал «Когда откроется музей живописи?». «В июне прошлого года в Сталино прибыло 98 картин и 150 работ графиков. Решено было в кратчайший срок открыть областной музей изобразительных искусств, разместить там для обозрения трудящихся ценнейшие экспонаты и в дальнейшем систематически пополнять их. Прошел уже почти год, но музей до сих пор не открыт. Экспонаты стоимостью свыше полмиллиона рублей два месяца лежали в пакгаузе, затем находились в помещении театра и, наконец, были сложены в штабеля в одной из комнат Дома госучреждений. Помещение для музея должно было быть подготовлено еще к 1 марта, но и до сих пор оно не освобождено от жильцов…Пора прекратить позорную волокиту с открытием музея…», — такие слова были написаны в той заметке.
Поэтому 5 мая 1939 года президиуму облисполкома снова пришлось заслушивать отчет о выполнении своего решения о размещении выставки «Донбасс в живописи». «Принять к сведению заявление тов. Решетняка о том, что картинная галерея сохранена и временно размещена в помещении школы им. Димитрова. Экспозиция картин закончена и картины полностью готовы к размещению. Принять к сведению заявление председателя Сталинского горсовета Старовойтова, что помещение переданное для Особого дивизиона милиции будет полностью освобождено от посторонних жителей до 7.05.1939 года. Принять к сведению заявления тов. Решетняка, Байдаченко, Старовойтова, что картинная галерея «Донбасс в живописи» будет полностью размещена в отведенном помещении для выставки до 15 мая 1939 года», — таков был текст нового постановления областной власти (ГАДО, Ф-Р2794, оп.1, д.19, лл.5 (об), 82).
Открытие Сталинского художественного музея
Точную дату открытия Сталинского музея изобразительных искусств сегодня мы знаем снова благодаря газете «Социалистический Донбасс». В номере за 30 октября 1939 года, в день открытия, там была размещена большая статья «Донецкая картинная галерея».
«Крупнейшие художники страны языком кисти и краски рассказывают о могучей всесоюзной кочегарке. На многочисленных полотнах запечатлели они донецкое небо, всегда румяное от плавок металла, величественные заводы в необозримых степях, творческий труд и улыбки людей…Около 60 работ московских, киевских, харьковских художников представлено в Сталинском музее изобразительных искусств…Из портретной живописи, представленной в музее, на первое место следует поставить замечательный портрет главы советского правительства В.М. Молотова работы художника Ефанова. Украшает музей и другая работа этого художника — «Незабываемая встреча», изображающая встречу товарища Сталина и руководителей партии и правительства с женами инженерно-технических работников… Особое место занимает картина художника Пшеничникова — «Гибель Пархоменко». Эта работа — одна из лучших в музее. Огромной трагической силой веет от этого полотна…В музее много донецких пейзажей. Внимание останавливают особенно пейзажи К. Богаевского…Положено начало большому культурному делу. В Сталино сегодня состоится и первый в истории Донбасса вернисаж…», — таковы основные моменты газетного материала авторов В. Дроздова и А. Фарбера. Казалось бы все теперь наладилось и пойдет своим чередом, но в 1941 году грянула война.
На переднем плане ул.Артема, 27 — Дворец труда. Следующее здание (пересечение пр.Труда и ул.Артема) – здание музея Изобразительных искусств. Фото 1929–30 гг.
Экскурсия в музее Изобразительных искусств, газетное фото 1940 г.
Билет в музей Изобразительных искусств
След картинной галереи в оккупированном Сталино
Все теперь знаем, что коллекция Сталинского художественного музея не была эвакуирована в советский тыл. Ответа на вопрос почему так это произошло, наверное, мы уже не получим никогда? Ведь документов не сохранилось, а непосредственные свидетели тех событий уже умерли.
Предпоследним упоминанием о той картинной галерее есть снова газетная статья, но уже из городского издания оккупационных властей Юзовки «Донецкого вестника» за 27 ноября 1941 года. Небольшая заметка под названием «Картинная галерея» сообщает: «Существовавшая ранее в городе картинная галерея насчитывала в своих залах около 450 работ лучших мастеров живописи. В период хищнического разгула из картинной галереи похищен ряд лучших работ, принадлежавших кисти известных русских мастеров: Репина, Шишкина, Айвазовского и других. Сейчас наряду с восстановлением всего городского хозяйства, городская управа решила восстановить и галерею…».
Пообещать то пообещали, но галерея так и не была открыта до освобождения города Сталино войсками Красной Армии в сентябре 1943 года. Ведь на самом деле выяснилось, что в «хищническом разгуле» принимали участие фашисты, т.е. непосредственные начальники чиновников городской управы Юзовки. Мы уже сообщали о судьбе художественных произведений передвижной выставки советской живописи, которая тоже оказалась в 1941 году в оккупированном немцами Сталино. Они оказались захваченными вермахтом вместе с картинами и непосредственно Сталинского художественного музея. В составленном в конце июля 1942 года руководителем специальной зондеркоманды списке из 256 произведений фигурируют картины не только мастеров советского соцреализма, но и того же Айвазовского, которые как указывали в «Донецком вестнике» были похищены при отступлении советских войск в конце октября 1941 года. Напомним, что все эти картины якобы были отправлены в распоряжение тогдашнего командующего немецкой группы армий А генерал-фельдмаршала Листа. Дальше следы этих культурных ценностей теряются. Таким образом это был последний документальный след картин Сталинского худмузея.
Однако все-таки пропали не все картины из той довоенной коллекции ныне Донецкого художественного музея. Благодаря мужеству донецкого художника Евгения Грейлиха удалось сохранить несколько полотен. Среди них были наиболее сегодня известные работы такие, как уменьшенная авторская копия одноименной картины Вильгельма Котарбинского «Оргия», картина Константина Маковского «Чарка меду», работа Алексея Корина «Окно» (1912 год), картина Александра Варнека «Портрет молодого художника», эскиз «Рассказ старика» Александра Бейдемана по мотивам поэмы Пушкина «Руслан и Людмила», работа неизвестного художников «Лопухи» (1881 год) и др. В первые послевоенные годы удалось найти еще одну графическую работу из довоенной коллекции Сталинского художественного музея — эскиз картины «Водяная мельница» авторства художника Петра Левченко.
Все эти художественные произведения сегодня служат своеобразной исторической связью между Донецким художественным музеем и Сталинским музеем изобразительных искусств. Мы же будем надеяться, что те, захваченные фашистами картины, не погибли в огне той страшной войны и может быть даже через много лет все-таки отыщутся. Ведь искусство само по себе вечно!
- Автор: Анатолий Жаров
- Источник: Донецкие новости
Особое место занимает картина художника Пшеничникова — «Гибель Пархоменко»
А не тот ли это Пархоменко, который Александр. Командир карательного отряда. Героческую смерть которого описывают примерно так: отбивался до последней капли крови, перебил кучу махновцев и пал только от пули самого «батьки».
Если тот, то там было всё совсем не так, что и неудивительно! Подлинная, негероическая картина смерти, данная в свидетельствах очевидцев, до недавних пор хранилась в засекреченных архивах ВЧК-КГБ. Рассказывает начальник махновского штаба В.Белаш: «Начдив 14-й Пархоменко, узнав, что встретился с махновцами, не только дал все данные про красные части, но и упрашивал Махно и махновцев оставить его в живых. Он говорил, что имеет тесную связь с антоновцами. Достав из кармана письмо, он говорил, что его брат Пархоменко — анархист и находится в рядах антоновщины, что он и себя считает последователем анархии. Та сумасшедшая обстановка, которая тогда была, лишила его со всем штабом жизни: вследствие поспешности он был расстрелян. И потом Махно жалел, говоря: “Пархоменко можно было простить расстрел дедушки Максюты”.
«возле дома шахтовладельцев Рутченко (это здание сейчас занимает БФ «Олимпик» на поселке Боссе) стояли античные скульптуры, привезенные из Италии» Согласно В.П. Стёпкину скульптуры стояли в коридорах самого дома, а не вокруг него. (История Донецка. Донецк: Апекс, 2004.— С.21)
Ну правильно, все сходится: статУи перестали помещаться в доме и новые стали устанавливать на улице 😉