Трамвайное сообщение в Сталино действует с 15 июня 1928 года. С годами это хозяйство эволюционировало. Естественно лишь обновляясь. До наших дней по идее почти ничего, напоминающего о старой сети не осталось. Но мы-то не из робкого десятка. Найдем что угодно. Про крупные объекты как два восстановленных трамвая и депо СГЖД я понятно не расскажу. Это всем и так известно. Попса. Интересны как обычно детали.

Экскурсионный трамвай, Донецк, 2012

Экскурсионный трамвай, Донецк, 2012

Трамвайное депо в Донецке. Надпись СГЖД - Сталинская городская железная дорога

0 Трамвайное депо в Донецке. Надпись СГЖД — Сталинская городская железная дорога

Трамвай на пересечении пр. Гурова и ул. Артема в Сталино

Трамвай на пересечении пр. Гурова и ул. Артема в Сталино

Как паровоз у братьев Люмьер, на зрителя мчится трамвай

На первой фотографии, как паровоз у братьев Люмьер, на зрителя мчится трамвай. Провода питания поддерживаются оригинальными железобетонными опорами. Я бы сказал с перфорацией:

Этот участок не далеко от вокзала. Не совсем уверен по поводу даты их рождения, но выглядят они на несколько десятков. Подобный длинный перегон с рядом опор (возможно с такими же, не помню уже) был по маршруту №3 на Куйбышева. От Ленинского проспекта до Соловков. Их впоследствии заменили. Такие же конструкции найдутся и на других линиях.

Но не это старое. Антиквариат будет дальше. Кстати, на первой же иллюстрации виден еще один исчезнувший объект. Это дом возле нового вокзала. После его сноса здесь устроили поле для парковки. Когда-нибудь я покажу его детальнее.

Улица Постышева. Здесь с 1935 года проходит маршрут №1:

Тут на стене дома №13 обнаружен интересный кронштейн:

Кронштейн небесной красоты. Таких чугунных кружев я не встречал.

Уверен, за него крепилась растяжка для поддержки электрического провода. С противоположной стороны, возможно, был такой же. А может и… Об этом чуть позже.

Переносимся на Садовый проспект:


Здесь, кроме древней брусчатки на перпендикулярных улицах, сохранились еще два объекта. На фасаде известного модернового дома с маскаронами…

под фонарем обнаружен близнец постышевского кронштейна!

Только у этого нижнее ухо отломано:

Про кронштейны версия мне кажется красивой. Если я ошибаюсь, прошу опровергнуть.

А что же ответная часть, то есть противоположная. Если нет подходящего дома, к которому можно подцепиться, то будет опора искусственная — столб. В дожелезобетонную пору столбик можно было сделать в виде сварной металлоконструкции:

Нижнюю часть обшили из эстетических соображений. Только бы там не было воды.

Вон, ещё вверху кольцо торчит:

Возможно, в городе есть еще что-то из трамвайных древностей. Не стесняйтесь, сообщайте, будет о чём поговорить.



14 комментариев

  • sirFred

    Спасибо, Семен! очень интересный материал. Как по мне, то остатком сталинского трамвая на улице Артема можно считать разделительные полосы с газонами, начиная от пр. Гурова и до пр. Мира. Именно там когда-то ходил трамвай, который убрали на Челюскинцев 29 апреля 1961. Кстати, тогда город еще назывался Сталино

  • sirFred

    Для наглядности фото:

  • Gelena

    О! Мой любимый Садовый проспект и мой любимый дом! И вот надо же — а кронштейн-то на стене я никогда раньше не замечала, даже стыдно как-то. А вот трамваи помню. В квартире всё дребезжало каждый раз, как проходил трамвай. И мои первые хулиганские поступки тоже связаны с этими трамваями на Садовом. Сидя летом на подоконнике кухни и лопая черешни, я «шпуляла» косточками по проходящим машинам. Грузовикам надо было попасть косточкой в кузов, а трамваям обязательно на крышу за тролеёй, или как там эта штука правльно называется. :))))
    На старых трамваях там на крыше какая-то решетка была установлена, может часть всей электрической системы, а может наоборот платформа, на которой можно было бы стоятьво время ремонта или осмотра толеи. (Изиняюсь за абсолютное незнание правильных трамвайных терминов).

Войдите, чтобы оставить комментарий