В 2009 году в «ДН» был опубликован ряд статей о незавидной судьбе старинного кирпичного дома бывшего управляющего Юзовским заводом и каменноугольными копями Новороссийского общества с 1909 по 1918 год Адама Свицына. За прошедшие три года донецким краеведам удалось узнать некоторые новые подробности об этом доме, и власть города Донецка приняла решение отреставрировать данный исторический объект.

Официальная версия: дом Свицына — это дом Джона Юза

Начнем сначала историю этого неординарного, по юзовским меркам, особняка из красного кирпича. Напомним, что он находится на улице Клинической в Ленинском районе Донецка, возле роддома горбольницы №6 (Шлаколечебницы).

По официальной версии историков и сотрудников областного краеведческого музея, этот дом — второе жилье директора — управляющего делами Новороссийского общества каменноугольного, железного, стального и рельсового производства, британского поданного Джона Хьюза (на русский манер Юза) в поселке при металлургическом заводе его имени на Юге России. Во всяком случае такая информация появилась в нашем музее после того, как в далеких уже 1989 и 1990 годах наш город посетили потомки Юзов вместе с работниками Гламорган-архива из Южного Уэльса.

Резиденция Юзов по данным архива Гламорган (Южный Уэльс)Резиденция Юзов по данным архива Гламорган (Южный Уэльс)

У нас же руины некогда добротного особняка местные жители близлежащих улиц называют домом Свицына, в котором Адам Александрович проживал до начала Гражданской войны в России в 1918 году. О том, что семья Свицына там проживала, есть воспоминания здравствующего младшего сына управляющего заводом и шахтами НРО Георгия-Витольда Свицына.

Дом Юза-Свицына стоит на вершине холма. По официальной версии, дом первому директору-распорядителю якобы начали строить в 1874 году и сделали его одноэтажным, но приехавшей из Англии жене Юза Элизабет особняк не понравился, и она потребовала сделать его двухэтажным. По этой версии, старина Юз отказался от услуг русских архитекторов и пригласил для постройки своей семейной крепости зодчего из Англии. Долгое время шло строительство, но пожить в новом особняке Джон Юз так и не смог, скончавшись в 1889 году в гостинице «Англетер» во время своей поездки в Санкт-Петербург.

Сыновья основателя завода и одноименного поселка завершили дело своего отца и с 1891 года (по другим данным — с 1893 года) стали жить в новом доме со своими семьями. В «Исторической справке о доме Юзов», подготовленной специалистами Донецкого областного краеведческого музея, записано: «В юзовском доме насчитывалось 16 комнат. Некоторые из них имели вид парадных залов (гостиная, столовая, бильярдная). От парадного входа юзовского особняка неширокая короткая пологая лестница спускалась во двор с каменными дорожками, цветущими клумбами, беседками, увитыми плющом и диким виноградом, качелями, площадкой для игры в крокет и большим садом-парком». 

По информации краеведческого музея, дом построен в стиле неоклассицизма из красного (привозного?) кирпича. Была на нем железная крыша зеленого цвета, были там что-то наподобие зимнего сада и терраса, три больших голландских печи с камином. К дому был проложен водопровод. По слухам, по разветвленному лабиринту подвалов можно было добраться до артезианской скважины, снабжавшей семейство Юзов хорошей водой.

После революции и Гражданской войны в доме размещались в разные годы рабочий клуб, детский приют, детская больница. В годы немецкой оккупации в 1941–1943 годах в этом особняке немцы разместили госпиталь. При отступлении из города Сталино фашисты пытались взорвать дом, но у них это получилось частично. После этого в 70–80-х годах прошлого столетия там находился цех по производству безалкогольных напитков орса ДМЗ, а после развала СССР — стройцех ДМЗ.

В конце «Исторической справки» указывается: «В начале 2000 года особняк Юзов и прилегающую к нему территорию арендовало предприятие закрытого типа. К сожалению, необходимо констатировать, что предприятие закрытого типа отнеслось к особняку Юзов варварски. Оно полностью его разрушило, и теперь от дома остался только остов».

Вот такая официальная версия есть на данный момент.

Версия №2: дом Свицына непосредственно к Джону Юзу отношения не имеет

Точных и на 100% убедительных документальных доказательств принадлежности полуразрушенного ныне особняка первому директору-распорядителю Юзовского металлургического завода Джону Юзу на сегодняшний день не найдено! С большой долей вероятности можно предположить, что этот дом к самому Джону Юзу отношения не имеет!

Данное утверждение подтверждается некоторыми документальными доказательствами, обнаруженными донецкими краеведами в последнее время. У автора нескольких книг по истории Донецка Валерия Степкина имеется схема центральной части поселка Юзовка за 1892 год, сделанная полицией в ходе расследования так называемого холерного бунта, произошедшего здесь в августе того же года. На схеме отмечен путь движения толпы бунтовщиков по поселку. Там же одно из зданий (в районе нынешнего мартеновского цеха ДМЗ) четко обозначено как дом Артура Юза. Можно предположить, что Артур Юз, ставший после смерти отца директором завода, должен был поселиться в отцовском доме.

Эта версия подтверждается исследованием на эту тему архитектора Александра Пешехонова. В нем специалист по архитектуре старой Юзовки с помощью старых фото расположения зданий в промышленном поселке и изучения современных карт города доказывает, что дом Юза существовал, но он находился в районе нынешнего мартеновского цеха ДМЗ.

Еще одно доказательство того, что дом Свицына не имеет отношения непосредственно к Джону Юзу, было найдено автором статьи в конце ноября 2011 года. Согласно документу Юзовской городской управы по проведению переписи населения города в 1917 году (Государственный архив Донецкой области, Ф-10, оп. 1, д. 5, л. 30) новообразованный город был разбит на несколько приписных участков.

К 6-му участку относились: вся территория завода со всеми жилыми помещениями (видимо, их перечислили по очередности): дома на Конном дворе, 1 и 2 Конторские линии, дома при ст. Заводской, дом приезжих, бывший дом Юза, больница НРО; Водовозная улица; Старо-Ларинская сторона: Набережная ул., Большая ул., Торговая ул., Средняя ул., Карьерная ул., Мясницкая ул., Ларинский базар, Верхняя ул., Ларинская конюшня и балаганы при ней, Рудничная ул.; заводской поселок за Ларинским базаром: двухэтажные дома, все балаганы и дома на Смоляниновой горе, Ларинские балаганы для служащих НРО, молитвенный дом, артельные дома, постройка у речки Скоморошины (Бахмутки), стеклянные дома, дом Директора, Старо-Смоляниновый двор, старый Директорский двор, деревня Масловка, Масловские балаганы служащих НРО и Масловские артельные балаганы.

Таким образом, дом Юза и дом Директора — это не одно и то же. Разное месторасположение этих двух зданий можно легко проследить по выставленному в экспозиции Донецкого краеведческого музея большому плану Юзовки по состоянию на 1911 год. При этом внешний вид дома Свицына не очень совпадает с имеющимися визуальными доказательствами. В том же Донецком краеведческом музее имеется большой макет центральной части Юзовки 1895 года.

Дом Свицына (1917-1927 годы). 1926 годДом Свицына (1917–1927 годы). 1926 год


Напомним, что «ДН» уже писали об этой уникальной работе художника саксонского происхождения Отто Августовича Леве и скульптора В.И. Вебера, сделанной ими в Москве специально для павильона Новороссийского общества на Всероссийской промышленной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году. Так вот, на этом макете из папье-маше имеется здание, на котором установлен флаг Российской империи. По своему облику дом практически идентичен каменному особняку под названием «Резиденция Юзов» на старом фото, полученном Госархивом Донецкой области из архива Гламорган (Южный Уэльс) в начале 90-х годов прошлого века. На этой фотографии мы можем увидеть и террасу, и большой сад, и переход в здании (там, по всей видимости, и был зимний сад) — то, что было описано в «Исторической справке» Донецкого областного краеведческого музея.

Часть макета Юзовки из экспозиции Донецкого областного краеведческого музея. Внешний вид дома Юзов по макету местечка Юзовка 1895 годаЧасть макета Юзовки из экспозиции Донецкого областного краеведческого музея. Внешний вид дома Юзов по макету местечка Юзовка 1895 года


Становится ясно, что дом Джона Юза находился на территории нынешнего мартеновского цеха ДМЗ и был разрушен в 60-е годы прошлого века. Однако все это до конца не исключает возможности того, что дом Свицына все-таки имеет отношение (хоть и косвенное) к семейству Юзов.

Версия №3: дом Свицына мог ранее принадлежать одному из сыновей Джона Юза

Территория возле дома Свицына имела большое значение для семейства Юзов. Согласно книге основателя донецкого краеведения Ильи Гонимова «Старая Юзовка» Джон Юз, приехав в донецкие степи, снял у помещицы Смоляниновой одинокую хатку — заброшенную в степи пастушескую сторожку с соломенной крышей — и поселился в ней, построив рядом кузню. Таким образом, вполне вероятно, что неподалеку от руин дома Свицына могло находиться первое (!) жилье Джона Юза. Можно предположить, что к этой земле (возле современной улицы Клинической в Ленинском районе Донецка) сыновья Юза относились трепетно. 

Вдобавок именно там (примерно в районе современной главной проходной ДМЗ и заводоуправления) располагались основные заводские поселки. Здесь же находилась и так называемая английская колония — дома англичан, работавших на заводе. В вышеуказанном документе Юзовской городской управы по переписи 1917 года они названы стеклянными домами (часть их сохранилась в переделанном виде на улицах Тушинской, Прокатчиков и возле горбольницы №6). А за ними идет дом директора, т. е. дом Свицына.

Еще одно косвенное подтверждение имеется в этом же архивном документе: Дом директора, Старо-Смоляниновый двор, старый Директорский двор. То есть до строительства нового дома Директора существовать мог и старый Директорский дом? Ныне это территория гаражей автокооперативов, через дорогу — заброшенные теплицы подсобного хозяйства Донецкого металлургического завода.

Логически размышляя, можно предположить, что дом Директора не мог принадлежать Артуру Юзу (как мы ранее выяснили, он жил в доме отца на территории завода). Есть версия, что дом Свицына не мог принадлежать и еще одному из сыновей Юза — Джону Джеймсу (Ивану Ивановичу). Дело в том, что в одном из отчетов Горного департамента о планах строительства испытательной станции по изучению шахтных газов на арендованной земле Новороссийского общества 1910 года есть схема участка под такое строительство. И вот там на левой стороне Кальмиуса, т. е. на Донской стороне, указано строение под названием «кв. Д. Джемс». Не исключена возможность, что это дом Джона Джеймса Юза (старшего сына старого Юза), но донецким историкам он более известен как дом Бальфура — сына бывшего главноуправляющего делами Новороссийского общества Арчибальда Бальфура — Артура Монтегю. Этот особняк находился на современной территории Донецкого завода металлоконструкций и был разрушен.

Таким образом, можно предположить, что дом Юза-Свицына мог принадлежать либо Айвору, либо Альберту Юзам.

Нынешнее состояние исторического дома

Сегодня дом Юза-Свицына находится в полуразрушенном состоянии. В последний раз музейным работникам, журналистам и краеведам удалось побывать в доме и осмотреть его в июне 2009 года. Тогдашний вид старинной усадьбы оптимизма не добавил. Запустение, битый кирпич… Нет ни одной металлической детали, кроме двух сохранившихся фонарных решеток на здании. На месте бывшей гостиной просто тупо положен асфальт. Видно, что долгое время здание постепенно разрушали наши современники.

Однако стены дома еще крепкие. Здание с вполне сохранившейся пристройкой к нему и территория вокруг особняка огорожены забором и охранялись несколькими собаками. Имеется второй заезд со стороны находящихся рядом гаражей.

По состоянию на 2009 год, дом и земля находились в частной собственности и принадлежали инвалиду 1-й группы. После проявления к этому особняку интереса со стороны журналистов и краеведов в Донецком горсовете была создана специальная комиссия по изучению всех обстоятельств этого довольно запутанного дела. Возглавлял ее зам. мэра Валентин Лактионов, в ее состав входили представители управления культуры, районной власти, городского архива, краеведческого музея, архитекторы.

Но тогда работа комиссии была выполнена лишь для галочки.

Доходило до смешного. Тех же архитекторов хозяева здания просто не пустили осмотреть остатки особняка, т. е. специалисты ограничились лишь визуальным наблюдением за домом из-за забора. Автору статьи такой факт тогда показался абсурдным, т. к. по опыту мы все знаем, что бывает, если отказаться показать чиновнику свой объект. На следующий же день там должна была стоять целая очередь представителей проверяющих организаций. Почему это не произошло? Ответа не последовало.

В конечном итоге в 2009 году, отвечая на вопрос о возможности реставрации этого исторического объекта, мэр Донецка Александр Лукьянченко ответил: «В бюджете для этих целей денег не предусмотрено». Тогда называлась даже предполагаемая сумма, необходимая для реконструкция здания, — 10 млн. грн.

Казалось бы, на этом данная история и заканчивается: стоял бы дом Юза-Свицына до полного разрушения, а потом все благополучно забыли бы о нем. Однако летом прошлого года произошли изменения.

В доме Юза-Свицына создадут Музей основания города Донецка

Донецкий городской голова Александр Лукьянченко дал поручение председателю Ленинского районного совета точно узнать, кому сегодня принадлежит полуразрушенное строение на ул. Клинической. Результаты выполнения данного поручения долго не были известны широкой общественности. А в начале мая 2012 года грянула сенсация!

На одной из своих традиционных пресс-конференций для журналистов мэр Донецка заявил, что после постройки Музея Великой Отечественной войны власть с 4-го квартала текущего года приступает к реализации нового проекта — восстановлению дома Юза-Свицына! «Среди депутатов горсовета нашлись неравнодушные люди, которые хотят воссоздать историю своего города. Они провели серьезную подготовительную работу, выкупив эти развалины. После восстановления этого исторического строения в полном объеме есть намерение создать там Музей основания города Донецка», — сообщил о дальнейшей судьбе, пожалуй, самого многострадального и мистического особняка старой Юзовки мэр современного Донецка Александр Лукьянченко. Свое намерение выполнить обещанное он подтвердил и в конце календарной сессии горсовета, состоявшейся 1 июня сего года. 

Сейчас идет сбор архивных материалов, касающихся этого здания. Если удастся раздобыть первоначальные чертежи особняка, то его планируется восстановить в том виде, в каком он был, по крайней мере в годы жизни в нем Адама Свицына.

Но дело это будет совсем нелегким. Например, донецкими краеведами была предпринята попытка выяснить в одном из питерских архивов, что же за «фасады, планы и чертежи деталей к типовому проекту типового дома для директора» неназванного металлургического завода в Бахмутском уезде Екатеринославской губернии у них хранятся?

Увы, как выяснилось, эти планы не относятся к нашему особняку. Поиск документов продолжается, но, по всей видимости, современным архитекторам придется разрабатывать новый проект этого старинного дома.

Главное (и это отрадно), что в Донецке наконец поняли, что не надо уничтожать еще оставшиеся здания старой Юзовки позапрошлого столетия и начала прошлого века (их уже и так в первоначальном виде осталось очень мало), а можно попытаться их отреставрировать, сохранив хотя бы внешний вид зданий. Все это поможет развеять укоренившийся среди некоторой части украинцев миф, что Донецк — город без истории. Ведь на самом деле как раз наоборот — история у нас богатая, только по большей части забытая и таящая в себе еще много тайн и неразгаданных загадок.



Войдите, чтобы оставить комментарий