Донецкий театр оперы и балета вновь заполнил все новостные ленты. Нет, новый логотип больше не обсуждают. Теперь разговор ведется о планируемой реконструкции.
Давайте рассмотрим некоторые мысли, которые были высказаны руководителями проекта реконструкции театра и проведем определенные параллели с историей.
Как известно, оперный театр был открыт 12 апреля 1941 года постановкой «Иван Сусанин». И внешний вид театра действительно отличался от первоначального замысла. Обратимся к газетам того времени. Начнем с «Социалистического Донбасса» за 1936 год.
Вырезка из газеты Социалистический Донбасс за 1936 год
А вот что получилось в итоге. Театр функционировал, выглядел неплохо, даже настолько хорошо, что во время оккупации сюда быстро пробрались мародеры из местных. Немцы, к слову, продолжили выступления на оперной сцене. Было бы интересно узнать побольше об этом периоде жизни театра. Хотя, кое-какие факты у нас есть. Кто-то высказал мнение, что здание проектировалось для «Дома советов». Можно смело отвергнуть подобную чушь. Два театра в одном здании – да, это было, но никаких советов.
Общий вид Донецкого музыкального театра. Слева — автор проекта архитектор Л.И. Котовский. Фото Е.Комма
Нынешние реконструкторы говорят о своем желании вернуть театру облик, который архитектор Котовский не смог создать из-за войны. Простите, но этот облик не предполагал пристроек и остекленения фасадов, что делает театр похожим на торговый центр. Назвался груздем – полезай в кузов. Давайте вернем театру облик из далекого 36, но на это и ограничимся. Или тогда не будем рассказывать о том, что возвращаем что-то, что должно было появиться еще до войны.
До войны, кстати, театр был закончен. Да, конечно, быть может, не везде успели выкрасить пол, занавесочки повесить, но там полным ходом шли подготовки к новым постановкам. Об особом дискомфорте из-за неустройства воспоминаний мне не попадалось.
И теперь, здание театра – визитная карточка города, которая украшает многие открытки.
Обложка программки театра за 1952 год. Здание стало символом культурной жизни города
Да и здание вполне тянет на памятник архитектуры. А что будет, если его «украсят» пристройкой, да любая, самая «гламурная» пристройка от статуса «памятник архитектуры» не оставит и следа. Да и какой может быть «памятник архитектуры» со стопроцентным новоделом – пристройкой с фасадным остеклением.
Новый вид западного фасада
И теперь самое главное. Кто главный человек в театре? Конечно же, его величество – зритель. Все для него. Сцена, артисты, удобные места. Итак, планируется реконструкция театра. По предварительным данным на нее нужно 300 миллионов гривен. Что это даст зрителям. Говорят, что откроют ложи на 3 ярусе и добавят зрительские места в зале. Число мест увеличится с 976 до 1022. Т. е. в зале появится еще 46 (!) кресел. 46 кресел в обмен на 300 миллионов?
Новый южный фасад театра
Стоит ли овчинка выделки?
Обращаемся к дончанам с просьбой поделиться своими размышлениями о целесообразности такой реконструкции театра, предлагаем вам высказать ваше мнение в комментариях на нашем сайте.
- текст Дениса Лапина
Споконвічне «донєцкоє»: проголосити технічну мету з розподілу чергових бюджетних коштів, які «виб’ємо» під «мистецтво» і показати, що піклуємось про нього. А тим часом вигадаємо кілька історій про «незавершений театр» і про те, що можна його довершити. Хоч і вази на дажу фасаду виглядають чудово, «Північ» театр знищує і за 5-10 років можна вести мову про його знесення і спорудження «новго, більш прогресивного, значно більшого за площею, просторого, сучасного, модернового (потрібне підкреслити) будинку театру ім. А.Солов’яненка» скажимо дкеесь на Трудівських… пближче до «трудового» народу. Ну, крайньому випадку, на Покровці. Водночас там ще один вокзальний термінал разом з театром зробимо. Грошей-то більше можнапід такий проет вибити. А що буде на місці колишнього театру… Та чо? Саша Я чи не підкаже, що там зводити?
ИзменитьНа сколько я знаю:
Изменить- на первой картинке изображен эскиз, каких было много разных
- на второй фотография из газеты
- проекта фасада здесь не показали, хотя в интернете я его видел
- читал вырезку из газеты, о плохом качестве выполненных скульптур в 1941г., Котовский их не принял и велел переделать
- в театре действительно велись представления, но украшения вестибюлей сделать не успели
А по поводу пристройки, я думаю, надо спросить у театралов, нужна она им или нет.
- На первой картинке не эскиз. Это именно проект. Да, схематический, для газеты. Но, проект.
- о некачественных скульптурах не слышал. Но, даже если так, то лепнина же тут всё равно не при чем
- украшение вестибюля — это совсем не «не успели реализовать» и никак не связано с фасадом, которому хотят вернуть «изначальную задумку». Была правительственная комиссия, председатель которой Апанченко сделал вывод о готовности театра. Думаю, что в те годы выводам комиссии по этому вопросу доверять скорее стоит
Спрашивать о необходимости рпистройки нужно не у театралов, а у архитекторов, историков и здравого смысла
ИзменитьНа первой картинке эскиз. Вот проект: http://www.ex.ua/view_storage/…. Пользуйтесь
ИзменитьЛепнина и статуи могли просто не вписаться в бюджет, с которым были напряги. На начальном этапе предусматривалось, а потом — передумали
Изменить