Злые языки поговаривают, что в Юзовку он попал по чистому недоразумению. После масштабного холерного бунта было обнаружено практически полное отсутствие «русских» врачей, все места были заняты евреями и англичанами. И здесь приглашение поступило сыну известного философа Федору Васильевичу Берви. Как мы знаем, семья Берви имела шотландские корни, да и первоначальный вариант фамилии был Бервик, но разве это важно в деле становления системы здравоохранения шахтерской столицы.
Родившийся в Вологде, где проводил свое время опальный Василий Васильевич Берви-Флеровский, Федор с детства решил стать врачом. Именно поэтому он позже поступил в Петербуржский университет, из которого был исключен в связи с участием в студенческих волнениях. Завершил свое образование он уже в Дерптском университете, да и то, благодаря вмешательству светил от медицины Лесгарта и Раубера, ведущих специалистов-анатомов.
Еще во время учебы в университете Федор Берви вступил в число участников общественной организации, созданной Вернандским для борьбы с эпидемиями тифа и холеры. Так что, приехавшему после выпуска в 1893 году в Юзовку молодому врачу было где применить на практике свои знания и навыки. Ведь только-только кривая смертности от холеры пошла вниз и нужно было предотвратить последующие заболевания.
В заводской больнице нашего города молодого врача поставили заведующим хирургическим отделением. Не только амбулаторный прием и плановые операции занимали все время врача, участвовал он и в спасении жизней шахтеров, находящихся под завалом. Во время взрыва на шахте Успенского рудника именно благодаря ему было спасено 13 жизней. Каждый отпуск Берви проводил за границей, посещая различные европейские клиники. Из одной из таких поездок привез он и чудо-технику – рентгеновский аппарат, который очень помогал диагностике заболеваний.
Смена власти в 1917 году никак не отразилась на работе доктора, тем более, что с отцом они искренне симпатизировали рабочему классу и большевикам. Параллельно Федор Васильевич собирал картотеку рентгеновских снимков различных переломов и увечий, которые позже пригодились первым студентам медицинского института.
Огромную роль Федора Васильевича Берви в становлении лечебного дела в нашем городе отмечал и другой легендарный врач – профессор Богославский. Именно он видел в Берви прекрасный пример настоящего врача, который всю свою жизнь положил для помощи людям. Хочется верить, что не случайно такие люди приезжали в наш город, и что остаются еще врачи, которые хранят клятву Гиппократа и ставят помощь больным превыше всего.
- Денис Лапин
- «Донецкие новости»
Исторически зафиксированный вариант фамилии Ф.В. Берви: Берви-Лекарт.
спасибо за ремарку:)