Член Государственного Совета В.И. Карпов
Донбасс дал империи много талантливых инженеров, писателей, военных и…бюрократов-управленцев. Ни одно государство не сможет существовать без бюрократического аппарата. Другое дело, насколько чиновники эффективно управляют страной. Два представителя Бахмутского уезда хорошо справлялись с возложенными на них задачами: тайный советник Виктор Иванович Карпов и действительный статский советник Петр Валерьевич Каменский.
Дворянский род Карповых был известен в Екатеринославской губернии. Карповы участвовали в общественной жизни Бахмутского уезда. Основатель рода Карповых — Федор Карпов (1674–1719), сын которого, Иван (1703–1754), в 12 лет был причислен к Преображенскому полку. Его внук, Максим Алексеевич (1747–1798), вместе со светлейшим князем Потемкиным участвовал в военных баталиях и был пожалован в 1787–1788 годах землями в Бахмутском уезде. С ним на новые земли вместе с семьями пришли и воевавшие под его командой солдаты [2]. Известное многим Карловское водохранилище находится на родовых карповских землях. Видимо тогда, Карповка стала Карловкой.
Сын Максима Алексеевича, Алексей (1775–1839), женился на единственной внучке русского министра при Грузинском дворе Петра Ивановича Коваленского. Петр Иванович был послан в отставку императором Павлом I и обласкан Александром I, даровавшим ему земли в Новороссии.
Алексей Максимович Карпов и Любовь Никитична Котляревская (внучка П. Коваленского) купили у двух братьев последней их доли наследства, так как прельщало столичных денди не земледелие на юге, а карьера по судебному ведомству в Санкт-Петербурге [2]. К имевшемуся имению Алексеевка прибавилась Карповка. Центром стала Алексеевка, где построили большой каменный дом. Ранговая дача в деревне Алексеевке секунд-майора Карпова включала 3250 десятин «на правом берегу речки Волчей и при оврагах Лазоватом правой, а Водяного левой сторонах, земля чернозем каменистая к урожаю хлеба способной, травы родят средственны» [3].
У них было три внука: Иван Александрович (1830–1879), Александр Александрович (р. 1832) и Петр Александрович (1838–1903). Старший сын, Иван, воспитывался как управляющий отцовскими землями. Он женился на соседке по имению Софье Викторовне Жуковской — единственной наследнице, принесшей мужу в виде приданого имение Софиевка (Красногоровская волость). Два других брата — Александр и Петр были отданы в юнкерское училище и продолжили службу в Преображенском полку.
Александр, служа в Гвардейском Преображенском полку, все свои деньги тратил на женщин, вино и цыган. Влюбившись в опереточную певичку Клеопатру Николаевну, он потерял голову. Жениться и немедленно! Никакие аргументы не могли поколебать его решения. Собрание офицеров полка потребовало его отставки, как человека, позорящего честь мундира.
Младший брат, Петр, тоже подал рапорт об отставке, из солидарности. Службу Петр Карпов начал прапорщиком в лейб-гвардии Преображенском полку в 1856 году. Через два года он был направлен в Николаевскую академию генерального штаба, которую окончил в 1860 году по первому разряду. Все, окончившие Академию с отличием, причислялись к Генеральному штабу. Петр Александрович в 1861 году произведен в подпоручики, а в следующем году переведен в Генеральный штаб со званием поручика и в том же году произведен в штабс-капитаны. В 1865 году Карпов представлен к награде орденом святого Станислава 3-й степени и в том же году пошел в отставку с формулировкой «по домашним обстоятельствам» [2].
Бабушка трех братьев, Любовь Никитична, одновременно бывшая и крёстной Петра, была поражена таким самоотверженным поступком: чтобы морально поддержать брата Александра, Петр пожертвовал успешной военной карьерой.
По возможности Любовь Никитична старалась приобретать земли в округе. Трудовое она купила у жены коллежского секретаря, Елизаветы Григорьевны Мизко [4]. Пригодится. Своею волею она выделила из общего состояния долю Петра Александровича с условием, что наследовать недвижимость может только женская половина его будущего семейства, сыновьям предусматривалась компенсация. Петру Александровичу досталось имение Трудовое и земли вокруг. Александру Александровичу достались земли рядом. Влюбленность прошла, настали будни, они расстались с женой. Клеопатра Николаевна спустя некоторое время появилась в Бахмутском уезде с пожилым вдовцом. Пожилой муж вскорости умер от инфаркта и все благосостояние перешло к Клеопатре. От брака с Александром Александровичем Карповым у нее была дочь. Во время бегства от большевиков в 1920 году дочь Петра Александровича Карпова встретила внуков Клеопатры Николаевны в Константинополе. Сейчас их потомки живут в США.
Иван Александрович не оправдал ожиданий отца. После женитьбы он пустился в дикую расточительность. Существовавший в имении Софиевка дом был ему мал. Он нанял итальянского архитектора для планировки более монументального жилища. Известный немецкий садовник должен был изменить пейзаж вокруг — создать большой парк возле дома. Садовник показал ему возможные варианты решения этого вопроса. В каждом присутствовал пруд и лодочная станция. Небольшая речушка Лозовая была перегорожена ниже по течению и выкопан внушительный котлован для запруды. Но деньги иссякали. За все нужно было платить, в том числе за пристрастие к картам. Иван Карпов стал требовать от жены заложить имение. Жена возражала. Несколько месяцев прошли в ожесточенных спорах. В конце концов Иван Александрович подал на развод. По законам Российской империи муж имел право на всю собственность жены за исключением недвижимости. Их дома было вывезено всё: от мебели до домашних животных, остались только голые стены. Дядя Софьи Викторовны взял ведение бракоразводного процесса на себя. Был найден компромисс и мать сама блестяще воспитала детей [2]. А от бывшего роскошного имения в сегодняшнем селе Зоряном ничего уже не напоминает.
У Ивана Александровича и Софьи Викторовны было четверо детей: Виктор (1859–1936), Константин (1862–1937), Антонина, Владимир (1865–1938). На 1906 год все четверо владели землей в Красногоровской и Галициновской волости: Виктор Иванович — 1817 десятин, Константин Иванович — 1596 десятин, Владимир Иванович — 1638 десятин, Антонина Ивановна — 1056 десятин [6].
Между Виктором и Константином было три года разницы. Оба закончили Петербургское училище правоведения. Виктор остался служить в Петербурге, Константин возвратился в Бахмут.
Камергер Двора его императорского величества, предводитель дворянства Бахмутского уездаЭ Константин Иванович Карпов, до поступления в училище правоведения, получил домашнее образование. Его деятельность в Бахмутской городской думе началась 25 марта 1908 года. В 1909 г. под его руководством был решен вопрос об электрическом освещении города. В этом же году была проведена телеграфная связь Бахмут-Екатеринослав, Бахмут-Харьков. Капров добивался строительства в городе первой электрической станции. Во время гражданской войны Константин Иванович с семьей попадает в Крым. Работает там в правительстве Врангеля управляющим государственных имений Крыма. 30 октября 1920 года вместе с женой Тамарой Прокофьевной (происходила из донских казаков) и детьми Александром (1903 — ?), Павлом (1912–1988) и Натальей (1906–1993) на французском пароходе без средств к существованию покинул родину. Он осел в Югославии, в г.Стрнище, служил в канцелярии Кадетского корпуса [2].
Карпов Виктор Иванович
Виктор Иванович Карпов родился 20 июня 1859 года. Как сказано в послужном списке «по окончанию курса в императорском Училище правоведения с чином титулярного советника, в коем утвержден 22 мая 1881 г., определен на службу по Министерству юстиции 26 мая 1881 г., с причислению к оному со дня утверждения в чине. Командирован для занятий при Высочайше учрежденной комиссии для составления проектов местного самоуправления 10 мая 1882 г. Назначен младшим помощником столоначальника департамента Министерства юстиции с 1 октября 1882 г. Старшим помощником столоначальника с 7 января 1883 г. Чиновником для особых поручений 8 класса с 31 июля 1884 г. За выслугу лет произведен в коллежские ассесоры, со старшинством с 22 мая 1884 г. Переведен не службу в Государственную канцелярию делопроизводителем сверх штата 9 мая 1885 г. Назначен в отделение Государственного секретаря 12 мая 1885 г. Бахмутским уездным земским собранием избран почетным мировым судьей по названному уезду на трехлетие 1885–1887 гг. 7 октября 1885 г. Переведен в отделение законов 23 ноября 1885 г. Назначен на штатную должность делопроизводителя 1 декабря 1886 г. За выслугу лет произведен в надворные советники, со старшинством с 22 мая 1887 г. Бахмутским уездным земским собранием избран почетным мировым судьей на второе трехлетие 1888–1890гг 14 октября 1888 г. За выслугу лет произведен в коллежские советники со старшинством с 22 мая 1889 г. XXVI Бахмутским очередным земским собранием избран почетным мировым судьей на третье трехлетие 1891–1893гг и в этой должности утвержден Первым департаментом Правительствующего сената 31 января 1892 г. За выслугу лет произведен в статские советники со старшинством с 22 мая 1892 г. При введении в действие Высочайше утвержденного 14 декабря 1892 г. штата Государственной канцелярии назначен старшим делопроизводителем 1 января 1893 г. Высочайшим указом, данным Государственному совету назначен старшим чиновником кодификационного отдела при Государственном совете 26 октября 1893 г. Таковым же указом, данным Государственному совету, назначен помощником статс-секретаря Государственного совета с 29 декабря 1893 г. Назначен в отделение свода законов Государственной канцелярии 31 декабря 1893 г. XXIX Бахмутским очередным уездным земским собранием избран почетным мировым судьей на четвертое трехлетие 1894–1896 гг. с 14 сентября 1894 г. Поручено принять участие в Особом совещании, образованном при Министерстве путей сообщения для окончательного пересмотра проекта учреждений Министерства путей сообщения 3 ноября 1894 г. Пожаловано в награду 450 рублей 1 января 1895 г. Пожаловано в награду 500 рублей 1 января 1896 г. Высочайшим приказом по гражданскому ведомству всемилостивейше произведен за отличие в действительные статские советники 15 ноября 1896 г. Именным высочайшим указом данным Государственному совету, согласно прошения по расстроенному здоровью, всемилостивейшее уволен от службы с мундиром, занимаемой должности присвоенным 22 ноября 1896 г. По положению Комитета министров, Высочайше утвержденному 29 ноября 1896 г., всемилостивейшее пожаловано усиленное пособие в размере трех тысяч рублей на лечение болезни. Бахмутским очередным земским собранием избран почетным мировым судьей на пятое трехлетие 1897–1899гг., на шестое трехлетие 1900–1903 гг. Бахмутским очередным земским уездным собранием избран почетным мировым судьей по названному уезду на седьмое трехлетие 1903–1905гг. и утвержден в сей должности указом Правительствующего сената от 8 октября 1904 г. Избран членом Государственного совета от дворянских обществ 26 октября 1907 г. На основании ст.18 и примечания учреждения Государственного совета выбыл по вытянутому жребию из состава членов Государственного совета 12 октября 1912 г. Бахмутским очередным уездным земским собранием 14 октября 1906 г. почетным мировым судьей на восьмое трехлетие 1906–1908гг. и утвержден в сей должности указом Правительствующего сената от 19 сентября 1908 г. Вновь избран членом Государственного совета от дворянских обществ 12 октября 1912 г. Предоставлено право ношения на груди Высочайше учрежденной, в память 300-летия царствующего Дома Романовых, светло-бронзовой медали 21 февраля 1913 г. На основании высочайшего повеления, последовавшего в 18 день февраля 1913 г., пожалован нагрудный знак, Высочайше учрежденный для лиц, приносивших их Императорским величествам личные верноподданнические поздравления по случаю 300-летия царствования Дома Романовых в дни юбилейных торжеств 21–24 февраля 1913 г. — 22 марта 1913 г. Бахмутским очередным уездным земским собранием 8 октября 1912 г. избран почетным мировым судьей по названному уезду на девятое трехлетие 1912–1914 гг. и утвержден в сей должности указом Правительствующего сената от 31 декабря 1913 г. Высочайшим приказом по гражданскому ведомству от 1 января 1914 г. всемилостивейшее произведен за отличие в тайные советники 1 января 1914 г. Предоставлено право ношения нагрудного знака, установленного Высочайшим повелением 10 ноября 1914 г. в память 50-летия судебных уставов (по должности почетного мирового судьи) 10 ноября 1914 г. Бахмутским очередным уездным земским собранием избран 26 октября 1914 г. почетным мировым судьей на трехлетие 1914–1916 гг. и утвержден в сей должности указом Правительствующего сената от 31 декабря 1914 г. Всемилостивейшее назначен членом Романовского комитета для воспособлению делу призрения сирот сельского населения без различия сословий и вероисповеданий, а равно для объединения правительственной и общественной деятельности в этом направлении 2 марта 1915 г. На заседании государственного совета 19 августа 1915 г. избран членом Особого совещания для обсуждения и объединения мероприятий по обеспечению топливом путей сообщения, государственных и общественных учреждений, работающих для целей государственной обороны 19 августа 1915 г. По всеподданнейшему докладу управляющего Министерством земледелия, Государь император, в 6 день декабря 1915 г. всемилостивейшее соизволил пожаловать право ношения Высочайше утвержденного 14 февраля 1914 г. Романовского знака отличия второй степени за труды по сельскому хозяйству. На заседании Государственного совета 26 февраля 1916 г. избран членом Особого совещания для обсуждения и объединения мероприятий по обороне государства 26 февраля 1916 г. В силу пункта а статьи 4 Положения о нагрудных знаках состоящего под Высочейшим его императорского величества покровительством Романовского комитета, предоставлено право ношения нагрудного знака Романовского комитета 1-й степени 4 мая 1916г» [7].
По воспоминаниям члена Государственной думы Я.В. Глинки В.И. Карпов постоянно привлекался Председателем думы М.В. Родзянко, которого он хорошо знал по Екатеринославу, в качестве консультанта по сложным юридическим и политическим вопросам [8].
В архивах сохранились письма Карпова своему другу юности графу Петру Константиновичу фон-дер Палену, проливающие свет на некоторые стороны жизни и деятельности Виктора Ивановича: «Дорогой и милый друг, в начале декабря прошлого года я уехал из Петербурга в Екатеринослав на Губернское земское собрание, а оттуда к себе в деревню на праздники, где 4 января заболел крупозным воспалением легких в очень тяжелой форме, едва не сведшим меня в могилу. Две недели я пролежал в постели, а затем выздоровление проходило 1,5 месяца, из коих почти целый месяц я провел на южном берегу Крыма около Ялты, в горах. Теперь я слава богу, здоров и возвратился в Петербург к прежним занятиям. В Совете работа сейчас в полном разгаре — идет рассмотрение законопроекта о крестьянском землевладении по Указу 9 ноября. Этот закон, если он благополучно пройдет, составит такую же эпоху в жизни России, как и Положения 19 февраля 1861 г. Затем в финансовой комиссии идет одновременно рассмотрение бюджета, а дальше на очереди несколько других крупных законопроектов, уже рассмотренных Думою. Так что эта сессия должна быть плодотворна. 19.03.1910». Карповым от имени только учреждаемой Всероссийской сельхозпалаты было послано графу Палену приглашение принять участие в заседании для выработки устава организации. Граф по какой-то причине отсутствовал и Карпов пишет: «Что касается письма относительно Всероссийской сельскохозяйственной палаты, то зная твой интерес к делу сельского хозяйства вообще, я имел в виду сделать тебе известным, что возник вопрос об образовании такой палаты, чтобы не заслужить справедливого упрека, зачем я о тебе не вспомнил при самом начале этого дела. Самому писать тебе в тот момент не мог, а секретариат будущей палаты крайне скромный и пришлось довольствоваться только тем письмом, которое этот секретариат составил. Таким образом, ты, по крайней мере, узнал об этом деле. Не знаю только, был ли к письму приложен проект устава. Во всяком случае, мы очень надеялись, чтобы ты мог приехать» [9].
Виктор Иванович немного занимался и бизнесом. В его Бахмутском имении был свой заводик, где изготавливали строевой и огнеупорный кирпич и марсельскую черепицу, песчаный и каменный карьеры, известковый завод и каменноугольный рудник. Рудник был небольшой и не был соединен с железной дорогой. На 1909 г.рудником заведовал Я.Л. Карнаруков [10].
В справочнике чинов империи за 1917 год есть запись, что в феврале этого года В.И. Карпов был пожалован в действительные тайные советники. Через несколько недель царский режим прекратил существование, а через несколько лет семья Карпова была вынуждена эмигрировать.
Виктор Иванович был женат на дочери тайного советника Ольге Николаевне Граве. У Виктора Ивановича было 5 детей. Дочери Софья (26.01.1890–1960), Ирина (25.02.1892–1932), Евгения (27.01.1899–1975) и Любовь (2.01.1901–1912). Сын Всеволод (26.03.1894–1919) погиб в гражданскую войну в Крыму [2]. Евгения Викторовна сочеталась браком с дворянином Херсонской губернии Александром Ивановичем Казариновым, 33 лет 20 января 1919 г. в Николаевской церкви села Григорьевки [5]. Церковь находилась в современном представлении в районе ул. Пухова г. Донецка.
- Авторы: Степкин В., Третьяков С.
- ЛИТЕРАТУРА
- РГИА ф. 577, оп. 11, д. 102, л.2-11.
- Of old forgotten far off things and battles long ago. Memoirs of Sophie Princess Wacznadze: Quiller Press Limited, London, 1995.
- РГИА, СПб, ф.1350, оп.312, д.201, №30.
- РГИА, СПб, ф.1350 оп.27 д.306.
- ГАДО Ф-308.
- РГИА, СПб, ф.1290, оп.6, д.36, л.135-136об.
- РГИА, СПб, ф.1162, оп.6, д.712, л.25-35.
- Глинка Я.В. «Одиннадцать лет в Государственной Думе. 1906-1917. Дневник и воспоминания. М., 2001.
- РГИА, СПб, ф.1016, оп.1, д.340.
- Справочная книга Фабрики, заводы и рудники Донецкого бассейна, 1909 г., Харьков, 1909.