Скажите, какая может быть связь между провинциальным промышленным местечком в Екатеринославской губернии и всемирно известным композитором? Оказывается, она на самом деле существует! В реальной истории сюжеты из жизни людей иногда так лихо закручиваются, что не хватит фантазии даже у всех режиссеров Голливуда вместе взятых.

Босс из Юзовки никогда не был бельгийцем

Началась эта тема полтора года назад. В сентябре 2009 года вышла в свет большая статья «Боссе. Босс из Юзовки», в которой речь шла об одном из основателей машиностроительного и чугунолитейного завода нашего промышленного местечка — инженере Эдуарде Теодоре Боссе. Напомним, что в 1889 году вместе с германским подданным Рудольфом Геннефельдом они приобрели у помещиков и шахтовладельцев Рутченко несколько десятин земли и создали новое предприятие возле села Григорьевки одноименной волости Бахмутского уезда Екатеринославской губернии. В Донецке оно было известно как завод им. 15-летия Ленинского комсомола, ныне это ОАО «Донецкгормаш». Потомственный почетный гражданин Эдуард Теодор Боссе (19.10.1854 г. — 27.06.1927 г.) навечно остался в топонимике столицы Донбасса — его именем по старинке называют один из районов города.

Долгие годы наши историки считали этого промышленника бельгийцем, но полтора года назад автору статьи удалось привести документальные доказательства того, что поданным данного европейского государства Боссе не являлся. Местом рождения юзовского заводчика было небольшое местечко Тамсалу в центральной части Эстонии, в сотне километров от Таллинна. О его родителях было известно только то, что они были лютеранами. Из табеля успеваемости студента Боссе, полученного из архива Политехнического института Цюриха (в этом учебном заведении впоследствии учился Альберт Эйнштейн), мы узнали, что отец Эдуарда, Артур Боссе, проживал в Санкт-Петербурге. Другие подробности о родителях юзовского промышленника узнать тогда не удалось.

И вот недавно появились документальные доказательства того, что семья Боссе никогда не была бельгийской. В «Справочной книге о лицах Санкт-Петербургского купечества и других званий, акционерных и паевых обществах и торговых домах, получивших… сословные свидетельства по 1-й и 2-й гильдиям…» за 1870–1880-е годы записан купец 1-й гильдии Артур Боссе (в 1884 году ему было 58 лет), рижский гражданин, веры лютеранской. Получил образование в частном пансионе, состоял в купеческом сословии со второй половины 1878 года, плательщик гильдейской повинности с 1865 года.

Страница из «Справочной книги». Купец 1-й гильдии Артур Боссе, рижский гражданин, веры лютеранской rszСтраница из «Справочной книги». Купец 1-й гильдии Артур Боссе, рижский гражданин, веры лютеранской

Он проживал в шведском квартале Санкт-Петербурга в доходном доме (так называли в старину многоквартирные жилые дома, построенные их владельцами для сдачи квартир внаем) Шведской церкви по Малой Конюшенной улице.

Дом Шведской церквиДом Шведской церкви

Занимался купец Боссе торговлей мануфактурой. Из этого документа мы узнаем о составе его семьи: жена Амалия, дочь Марго-Евгения (по некоторым данным, впоследствии стала актрисой), сыновья Эдуард Теодор (будущий заводчик в Юзовке) и Артур Гаральд (1861–1937 гг., г. Сантьяго, Чили). О биографии младшего брата мы поговорим подробнее.

На снимке (слева-направо) П.Э. Боссе (сын владельца завода), Р.Х. Вагнер (управляющий предприятием), Э.А.Боссе (основатель завода). Фото 1909 года из фонда музея ОАО «Донгормаш»На снимке (слева-направо) П.Э. Боссе (сын владельца завода), Р.Х. Вагнер (управляющий предприятием), Э.А.Боссе (основатель завода). Фото 1909 года из фонда музея ОАО «Донгормаш»

Пошел по стопам брата

Есть в 36 км к востоку от Москвы, рядом с железнодорожной магистралью Москва — Нижний Новгород небольшой город с оригинальным названием — Электроугли. Численность населения в настоящее время составляет около 20 тыс. человек. 10 июня 1899 года младший брат юзовского заводчика Артур Гаральд Боссе с тремя компаньонами получили разрешение губернского правления на строительство завода Московского товарищества производства электрических углей. Таким образом, можно смело сказать, что младший брат последовал примеру старшего. Осенью того же года состоялось торжественное открытие предприятия. Главным управляющим завода (впоследствии — директором-распорядителем) стал Артур Боссе.

На предприятии изготовляли угли для дуговых ламп, наладили производство угольных щеток всевозможных форм и размеров, угольных стержней для пайки и сварки, углей для гальванических элементов и некоторых других изделий. Выпускаемые заводом угли для дуговых ламп позволили во время русско-японской войны создать первые русские прожектора. Кстати, именно там уже в годы Великой Отечественной войны изготовили электроды для знаменитых прожекторов, которые были с успехом применены Красной армией в ходе заключительного штурма Берлина в 1945 году.

Завод, основанный Боссе-младшим, работает и сегодня. Ныне это ОАО «Кудиновский завод «Электроугли», на котором до недавнего времени изготовлялась широкая номенклатура электроугольных изделий, нашедших большое применение в космонавтике, авиации, на автомобильном и железнодорожном транспорте, в горнодобывающей, энергетической, металлургической, радиотехнической, светотехнической промышленности, а также в кинотехнике, телефонной связи, бытовых электроприборах.

Дочь младшего брата стала балериной

Как говорится, это была присказка, а сказка будет впереди. Была у Артура Гаральда Боссе дочь Вера. Родилась она в Санкт-Петербурге 25 декабря 1888 года (по новому стилю — 6 января 1889 года), в день рождения своей юной матери Генриетты Федоровны (урожденной Мальмгрен), шведки по происхождению. Как гласит семейная легенда, отец дал дочери имя Вера в честь героини романа Ивана Гончарова «Обрыв». В тринадцать лет девочка поступила в московскую частную гимназию Пуссель, которую окончила в 1908 году с золотой медалью и с правом преподавать математику и французский язык. Тогда же она получила музыкальное образование, беря уроки у пианиста Давида Шора.

В 1910 году Вера поступила в Берлинский университет, где на первом курсе изучала философию и естественные науки — физику, химию, анатомию, а на втором, перейдя на факультет искусства, посещала лекции Генриха Вельфлина по истории искусства (по ее словам, именно он открыл ей глаза на артистический мир), изучала архитектуру. В том же 1910 году она вышла замуж за некоего Люри. Однако вскоре этот брак был разрушен ее отцом — Артуром Боссе. Через два года Вера второй раз вышла замуж за студента, прибалтийского немца, впоследствии актера МХТ Роберта Шиллинга (1887–1939 гг.), с которым познакомилась в Берлине. Вскоре началась Первая мировая война, и окончить университет ей не удалось.

Вернувшись в Москву, она поступила в балетную школу Лидии Нелидовой. Не собираясь становиться профессиональной танцовщицей (она понимала, что начинает поздно и у нее слишком высокий рост), Вера хотела научиться красиво двигаться, владеть своим телом, считая это хорошей основой для актрисы, которой решила стать. Потом она начала сниматься в тогда еще немом кино (за два года — 1914 и 1915 — сыграла, по-видимому, пять ролей в фильмах кинокомпании «П. Тиман и Ф. Рейнгардт») и была принята в труппу Камерного театра Александра Таирова.

В 1915 году в театре она познакомилась с художником Сергеем Юрьевичем Судейкиным (1882–1946 гг.) и в марте 1916 года переехала к нему в Петербург. Ради него Вера оставила свою мечту быть актрисой, перестала сниматься в кино и стала музой и помощницей художника, а также сама начала рисовать.

Вера. Портрет Сергея Студейкина rszВера. Портрет Сергея Студейкина

В июне 1917 года вместе с Судейкиным они уезжают в Крым. В августе 1917 года они общаются с Осипом Мандельштамом, который посвятил Вере стихотворение «Золотистого меда струя из бутылки текла…». В феврале 1918 года Вера и Сергей официально регистрируют свои отношения. В апреле следующего года они в числе многих переезжают в Новороссийск, а в конце месяца — в Тифлис. В конце концов в мае 1920 года Судейкины уезжают в Париж. Этот город станет особенным в жизни Веры Артуровны.

Последняя любовь всемирно известного композитора

В Париже Вера вместе со своей подругой, художницей А. А. Даниловой (Тулой), открыли магазинчик модных и театральных аксессуаров Tulavera. 19 февраля 1921 года известнейший российский театральный деятель, организатор знаменитых Русских сезонов в Париже и труппы «Русский балет Дягилева» Сергей Дягилев познакомил Веру с композитором Игорем Стравинским. 39-летний композитор влюбился в Веру, и она ответила взаимностью. В конце мая 1922 года она ушла от Судейкина. В августе 1922 года, после того как ее бывший муж Судейкин уехал в Америку, Вера стала спутницей Стравинского. Современники отмечали, что это была странная пара: он на шесть лет старше ее, ниже среднего роста (158 см), тощий (55 кг), серьезный, целеустремленный, в очках, не очень, мягко говоря, красивый; она — роскошная красавица, довольно высокая (170 см), улыбчивая. Тем не менее это была настоящая большая любовь.

Однако композитор был женат и не собирался покидать свою семью. Мать Стравинского так никогда и не узнала о его отношениях с Верой, но жена Стравинского Екатерина Гавриловна по его просьбе встретилась с нею в Ницце 1 марта 1925 года. В марте 1939 года первая жена Стравинского умерла, в июне умерла его мать, а осенью Стравинский уехал в Америку. В конце года, преодолев бюрократические препятствия, Вере удалось приехать к нему. 9 марта 1940 года, спустя почти двадцать лет после их первой встречи, они поженились.

Стравинский и Вера. 1947 годСтравинский и Вера. 1947 год

В августе 1945 года Вера и ее подруга Елизавета Соколова открыли в Беверли-Хиллз художественную галерею La Boutique, в которой прошли выставки Павла Челищева, Марка Шагала, Пабло Пикассо, Сальвадора Дали. Вера много рисует, с 1955 года она вновь начинает выставляться. Ее выставки прошли в Риме, Венеции, Милане, Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Цинциннати, Хьюстоне, Токио, Лондоне, Берлине, Париже… Осенью 1962 года вместе со Стравинским они побывали в Москве и Ленинграде. Эту встречу со Стравинскими показывали по московскому телевидению.
Вместе они прожили пятьдесят лет, разлучаясь лишь ненадолго.

При участии Веры издано несколько книг о Стравинском и об их жизни, в том числе их переписка и ее ежедневники. В них уже после смерти мужа она писала о том, как каждое утро, когда она составляла список неотложных дел, Игорь Федорович неизменно сверху вписывал: «Сначала ты меня поцелуешь». Вера Артуровна вспоминала также о том, как они вместе читали русских поэтов: Пушкина, Ахматову… И добавляла: «Меня вечно спрашивают, каких великих людей я встречала. За свою жизнь я встретила только одного великого человека — Стравинского».

Умерла племянница промышленника из Юзовки Эдуарда Боссе 17 сентября 1982 года на 94-ом году жизни в Нью-Йорке. Похоронили же Веру Артуровну в Венеции, где нашли свой последний приют ее последний муж — композитор Игорь Стравинский и знаменитый организатор блестящих балетных спектаклей Сергей Дягилев.

Дословно

Стихотворение, посвященное Вере Студейкиной-Стравинской (урожд. Боссе)

Золотистого меда струя
Из бутылки текла
Так тягуче и долго, что молвить
Хозяйка успела:
— Здесь, в печальной Тавриде,
куда нас судьба занесла,
Мы совсем не скучаем, —
И через плечо поглядела.

 

Осип Мандельштам, 1917 год.



4 комментария

  • Федор

    Вона как…

  • sirFredd

    Стравинский — великой композитор. Ну, а насчет Стравинского и Юзовки, то эта связь притянута за уши. Связаны они как Понтий Пилат и В.И. Ленин.
    Это ни в коей мере не делает статью неинтересной!

  • Анатолий Жаров

    Согласен с sirFredd, что Юзовка и Стравинский -» связь притянута за уши» ! Но сам факт родства жены Стравинского и промышленника с Юзовки тоже интересен! да и вообще, как оказалось, семья Боссе интересной была. Узнать бы, как сложилась судьба сына Эдуарда Боссе — Павла, его жены и дочки? Эх, если бы знать раньше, что Вера Стравинская была родственницей нашего Босса, — можно было бы попытаться и связаться с ней, — я думаю, что много бы инетерсного она рассказала о своем дяде! Но, увы…

    Анатолий Жаров

Войдите, чтобы оставить комментарий