Сорвав мирные переговоры в Брест-Литовске, командование немецких и австро-венгерских войск двинуло свои армии 18 февраля 1918 г. в наступление на всём Восточном фронте против Советской России. В России, где только что победила пролетарская революция, к тому времени не было регулярной армии, и защищать страну было практически некому [1]. Наспех организованные отряды Красной армии пытались 23 февраля дать отпор интервентам под Нарвой и Псковом, однако безрезультатно [2]. Уже 3 марта был подписан тяжелый в политическом и экономическом отношении для России договор, и наступление интервентов на Петроград и Москву было остановлено [3].

Граница России, согласно договору, была установлена по территории современной Республики Беларусь, значительная часть Балтийского побережья была отколота от метрополии. Граница с Украиной договор не указывалась — ее должен был закрепить отдельный договор с буржуазным правительством Украины — Центральной Радой, в союзе с которой немецкие интервенты и действовали [3]. На территории Украины наступление немецких и австро-венгерских войск продолжалось. Вооруженные красноармейские формирования оказали серьёзное сопротивление интервентам на подступах к Одессе, Киеву, Екатеринославу, Харькову, однако сдержать наступление не смогли. Противник рвался к Донбассу [4].

Уже 30 марта 1918 г. командование Донецкой пролетарской армии разработало план обороны региона [3]. К этому времени германские, австро-венгерские войска и формирования Украинской Народной Республики (УНР) рвались к Екатеринославу, уже почти месяц шли бои в районе Харькова. На Екатеринослав наступал 22-й немецкий корпус, которому должны были противодействовать части 1-й (на подступах к городу), 2-й (в районе Кривого Рога) и 3-й (на рубеже Павлоград — Синельниково — Александровск) Украинских революционных армий, отступивших из района Киева, Одессы. Первой не выдержала натиска противника и оставила боевые позиции 2-я Украинская армия 2 апреля 1918 г. [5]. Уже 4 апреля пал Екатеринослав [3].

На Харьковском направлении совместно с немцами действовала Запорожская дивизия войск армий УНР (20 тысяч человек). Донецкая группа дивизии под командованием полковника Сикевича в составе 4 полков подошла к подступам Донбасса 4 апреля, завязав бои за ст. Ланная. К 8 апреля были заняты Константиноград и Лозовая. Далее группа продвигалась в направлении Барвенково — Славянска [5]. В этот район была переброшена 3-я Украинская армия, которая практически сразу распалась на сотни мелких отрядов, уклонявшихся от столкновений с противником [2]. Через Лозовую — Славянск отступали так же анархистские отряды [6].

Немецкие войска и формирования УНР 7 апреля 1918 г. разбили 2-ю Особую армию (бывшую группу Сиверса) красных, заняли Харьков, после чего выдвинулись в направлении Купянска и Белгорода. Защитники Харькова отступили частично в Россию (как, например, армия Сиверса — на Купянск — Валуйки),, частично — в Донбасс. Уже 9 апреля, в нарушение Брест-Литовских договорённостей, немцы вторглись в пределы Курской губернии, заняв Белгород и Льгов [5; 7]. На Екатеринославском направлении к 7 апреля были оставлены Красной армией Синельниково и Павлоград. Противник находился у ворот Донбасса.

Для обороны Донбасса, на его территории было создано два укреплённых района. Район Юзовки, Гришино, Славянска, Волновахи и Мариуполя предполагалось оборонять силами отступивших частей 1-й, 2-й и 3-й Украинских революционных армий. В районе Лимана, Сватово, Попасной, Дебальцево, Славяносербска, Луганска располагались части Донецкой пролетарской, 1-й Донской, 1-й и 2-й Особой и 5-й Украинской революционной армий. Множество армий (некоторые располагали не более, чем тысячей бойцов), штабов, а так же их принадлежность (Советской России, Советской Украины и Донкривбаса) создавали сумасшедшую путанницу в управлении войсками [5; 7].

Основными героями обороны Донбасса в апреле 1918 г. стали командующий 5-й Украинской армии Ворошилов и начальник штаба (позже — командующий) Донецкой пролетарской армии Баранов [3]. Обе армии создавались «на скорую руку» и приблизительно в одно время. В первой насчитывалось (по разным оценкам) 2…2,5 тысячи бойцов, во второй — до 7 тысячи бойцов [5]. Передовые отряды двух армий получили боевое крещение под Змиевым в начале апреля, где части Ворошилова были окружены противником, но смогли вырваться из окружения и вернуться в Донбасс. Позже обе армии объединились в районе Сватово — Дебальцево [2; 4; 5; 7].

В начале апреля 1918 г. 1-я Украинская и Резервная армии при участии анархистов Гуляй-Поля удерживали район обороны Орехов — Токмаки — Мелитополь — Александровск — Чаплино. Однако, под давлением немецких интервентов и формирований УНР к 15 апреля этот район был очищен от красных [5]. Остатки армий отошли к Юзовке и Мариуполю. Совместно с интервентами действовала Дроздовская дивизия белоказаков, которые выбили красных из Мелитополя, оттеснив их к Бердянску [4; 5]. На Юзовку — Таганрог отходил отряд легендарной Маруси Никифоровой [2].

В Гуляй-Поле 15 апреля произошел бунт анархистов. Хотя Махно принял сторону красных и готовил Гуляй-Поле к обороне, он тогда не был абсолютным авторитетом для анархистов. Значительная их часть восстала, признав власть УНР и заменив командиров отрядов на более лояльных к новому режиму. Махно вместе с советскими войсками пришлось спешно отступить из Гуляй-Поля. Красные ещё удерживали ст. Чаплино и Пологи, где скопилось множество эшелонов [6; 8]. Отступление красноармейцев к Гришино и Волновахе было стремительным. Интервенты приблизились к сердцу Донбасса…

К 16 апреля 1918 г. разбитые части 1-й Украинской и Резервной армий пытались закрепиться в Волновахе и Мариуполе, прикрывая Юзовку с юга. Войска 2-й Украинской армии располагались в районе Гришино, готовясь к контрудару по наступающему противнику. В районе Славянска располагалась скандально известная 3-я Украинская армия, командование которой (командир Лазарев и начальник штаба Блюмкин) успели «прославиться» экспроприациями 4 млн. рублей из отделения Государственного банка Славянска (тогда — колоссальные средства) и продовольствия у местных крестьян [1-5; 7].

Из первого укрепрайона в течение 16-17 апреля 1918 г. части красных перешли в контрнаступление. Из района Гришино части 2-й Украинской армии начали теснить противника в направлении Синельниково. Из района Славянска наступала 3-я Украинская армия, которая к вечеру 16 апреля заняла ст. Барвенково [3]. Донецкая пролетарская армия пыталась действовать на Изюмском направлении [5]. Однако, в Донбасс начали прибывать из Западной Европы части 1-го резервного корпуса германских войск, и контрнаступление красных было быстро остановлено [3; 5].

Из укрепрайона в районе Сватово 16 апреля перешла в контрнаступление в Купянском направлении 5-я Украинская армия, заняв ст. Берестовая [3]. Однако, с прибытием германских резервов, красные были вынуждены занять оборону в районе Сватово. В первой половине дня 17 апреля Сватово было занято немцами. Подкрепление сватовчане получили лишь после отступления из города, на ст. Кабанье, где сразу же разгорелись ожесточённые бои. В этот же день немцы заняли Изюм и Валуйки, блокировав защитников Купянска, и начали операцию по овладению Луганском [5; 7].

К 20 апреля 1918 г. немцы заняли Славянск и Гришино [5]. Остатки 2-й Украинской армии отступили на Юзовку, а в 3-й Украинской армии разложение достигло своего апогея. Командир Лазарев, ещё будучи в Славянске, после скандала с банковскими активами бежал, командование принял Чикваная [2]. Остатки армии отступали по железной дороге на Бахмут — Попасную, где объединились с 5-й Украинской армией. Блюмкин под угрозой ареста вернул в банк 3,5 млн. рублей, вскоре уехал в Москву, где сделал головокружительную карьеру. Оставшиеся 500 тыс. рублей «уехали» вместе с Блюмкиным [2]…

Утром 21 апреля немецкие войска свместно с формированиями УНР вошли в Дебальцево, окончательно разорвав связь между защитниками Юзовки и Луганска [9]. Днём немцы начали наступление на Юзовку, разбив рабочие дружины у ст. Еленовка, а к вечеру заняли ст. Юзово, блокировав защитников Юзовки [10]. Однако, благодаря упорной обороне в районе Гришино и Орехова, из Юзовки эвакуировали значительную часть промышленности (например, военно-снарядный завод в районе ст. Караванная). Юзовку немцы взяли 22 апреля; в этот же день пали Макеевка и Мариуполь [5; 7; 10].

22 апреля немцы без боя заняли Гуляй-Поле, где их вот уж неделю ожидали лояльные к УНР анархисты [8]. Защитники Юзовки отступили к Иловайской, и неделю обороняли подступы к Таганрогу, где в то время располагалось правительство Советской Украины [5]. В Таганроге разгорелись нешуточные страсти и интриги партийной верхушки Советской Украины, в которых успели поучаствовать анархисты Махно и Никифорова [5; 6; 8]. По-сути, это был последний опорный пункт Советской Украины (тогда ещё входивший в ее состав), сюда стягивались остатки 1-й и 2-й Украинских и Резервной армий.

К 24 апреля пал Купянск; немцы так же овладели Центральным Донбассом, утвердившись в Горловке, Никитовке, Бахмуте, Славяносербске [4; 5; 7]. В этот же день началось наступление силами одной немецкой пехотной дивизии из района Сватово в направлении к Старобельску [5]. Немногочисленные рабочие отряды не могли надёжно прикрыть «второй Святогорск», и над защитниками Луганска нависла угроза окружения. Из Луганска, наперерез наступающим к Старобельску немецким войскам, выдвинулись отряды красногвардейцев, однако после боя у с. Евсуг (автодорога Старобельск — Чертково) красные бежали на территорию Области Войска Донского, где были уничтожены белоказаками [5; 7].

В это же время разгорелись бои у ст. Родаково на подступах к Луганску. Командующий вооруженными силами Советской Украины Антонов-Овсеенко хотел использовать этот район для контрнаступления в Изюмском и Купянском направлениях [5]. 25 апреля красные перешли в контрнаступление, вынудив немцев бежать с поля боя. Однако, с подходом резервов немцы возобновили наступление, вынудив 5-ю Украинскую армию занять оборону по р. Лугань и Ольховка [3]. К 26 апреля пал Алчевск, в этот же день разгорелись тяжелые бои у ст. Меловая. Эвакуировались последние предприятия Луганска, железная дорога на Миллерово была заполнена эшелонами [3; 7].

К 28 апреля 1918 г. немцы вошли в Луганск, в котором до последнего работал военный завод, обеспечивая потребности красных в боеприпасах. Остатки 5-й Украинской армии отступили в район Миллерово в попытках уйти на Воронеж [1; 3; 4; 5; 7]. Попытка организовать контрудар силами армии Сиверса закончилась неудачно [4]. Более того, 30 апреля немцы захватили ст. Чертково на линии Миллерово — Воронеж, блокировав Ворошилова в Миллерово, и вынудив его отступать на Лихую — Царицын через районы, охваченные белоказачьим мятежом [1; 3; 4; 5; 7].

В районе Таганрога разгорелись бои, но к 1 мая 1918 город был в руках немцев [5]. Защитники города отступили к Ростову, откуда частично ушли в район Каменска (отряд Щаденко), частично — на Царицын через Тихорецкую, частично — на Северный Кавказ [4]. В районе ст. Каменская части Ворошилова соединились с отрядом Щаденко, собрав войско численностью 12-15 тысяч человек.. В Каменске 4 мая разгорелись последние бои за Донбасс. Однако, сопротивление результатов не дало: немцы стали угрожать ст. Сулин — путям отхода на Царицын, что ускорило отход красных на Лихую — Царицын [1; 4; 5; 7].

4 мая 1918 г. командующий советскими войсками в Украине Антонов-Овсеенко официально объявил о поражении Красной армии в операции по обороне Донбасса, прекращении сопротивления германским, австро-венгерским войскам и частям гетманской Украины (в конце апреля в Киеве произошел государственный переворот и была свергнута власть Центральной Рады), и о роспуске армий Советской Украины [4; 5; 7]. Операция длилась ровно месяц (с 4 апреля по 4 мая 1918 г.), в течение которого части Советской Украины совместно с частями Советской Росси и Донкривбаса численностью до 40 тыс. человек противостояли регулярным войскам противника, превышающим красные части по списочному составу в 10…15 раз. Об обученности солдат и вооружении армий немцев и австрийцев вообще говорить не приходится [5; 7].

Попытки Антонова-Овсеенко организовать крестьянскую войну в тылу немецких и австро-венгерских войск закончились неудачно, поскольку на организацию революционного подполья в Полтавщине и Харьковщине не хватало ни времени (в силу стремительного наступления интервентов), ни средств. Впрочем, отдельные выступления крестьян против вырвавшихся вперёд частей интервентов имели место. А чрезмерные старания красных командиров в плане мобилизации местного населения и экспроприации продовольствия приводили к обратному эффекту. В Донбассе отмечен ряд выступлений крестьян против Советской власти [5].

    Литература:

  1. Какурин Н.Е. Стратегический очерк Гражданской войны.
  2. Савченко В.А. Авантюристы Гражданской войны: Историческое расследование.
  3. «Немецко-австрийские интервенты в Донбассе» на сайте infodon.org.ua.
  4. Какурин Н.Е., Вацетис И.И. Гражданская война. 1918-1921.
  5. «Донецко-Криворожский тупик» на сайте folio.com.ua
  6. Тимощук А.В. Анархо-коммунистические формирования Н.Махно. Сентябрь 1917 — август 1921 гг.
  7. Савченко В.А. Двенадцать войн за Украину.
  8. Белаш А.В., Белаш В.Ф. Дороги Нестора Махно.
  9. Змиёв И.А. Гражданская война: Мои революционные воспоминания.
  10. Стёпкин В.П., Гергель И.И. Полная история Донецка. — Д., 2008.
  • Автор: Павел Белицкий


1 Comment

  • Pabel

    Спасибо за обнародование :)))
    Конечно, по такому периоду истории Донбасса больше вопросов, чем ответов. Так, меня весьма интересует положение дел в период этой операции на направлении Красноармейск — Доброполье — Лозовая. Если на конечных пунктах направления всё более-менее понятно, то что было в Доброполье — мне неизвестно. Смутно представляю положение дел на направлении Изюм — Красный Лиман — Славяносербск. Да и вообще, по этому периоду информации мало.

    Изменить

Войдите, чтобы оставить комментарий