Первые правила дорожного движения в Российской империи были приняты 100 лет назад – в начале 1909 года. Документ носил название «Технические правила о движении автомобилей по шоссе ведомства Путей сообщения». Эти правила содержали лишь базовые требования к автомобилям («самодвижущийся экипаж», «мотор» — такие названия век назад носили автомобили) и лицам, ими управляющим. Каждая губерния устанавливала свои «обязательные постановления для автомобильного движения по дорогам губернии». Отличия в правилах были значительны: разные значения максимальной скорости, разные условия переезда мостов, различные требования к номерным знакам. Например, в Екатеринославской губернии (куда входила большáя часть современного Донбасса) максимальная скорость на шоссе была 30 верст, а в Херсонской — 40 верст в час, (42,7 км/ч). Стоит заметить, что в начале XX века любая асфальтированная дорога называлась шоссе.

В некоторых губерниях мосты полагалось проезжать на «холодном виде». Это означало, что водитель должен заглушить двигатель и перекатить свой «мотор» через мост на другой берег. В этой ситуации на помощь приходили предприимчивые местные жители со своей тяговой силой – чаще всего лошадьми. Но, как и водится по закону жанра, «помощники» ломили такую цену, что автовладельцы были вынуждены писать гневные письма губернаторам.

Подобная неразбериха в правилах существовала и в СССР. Каждая республика имела собственные правила. Единых правил дорожного движения, которые бы действовали на всей территории СССР, не существовало до 1 января 1961 года.

Мерседес Симплекс 1902 годаМерседес Симплекс 1902 года

Номера на заре автомобильной эры именовались «жестянками», но к 1909 году терминология претерпела изменения и стала ближе к современной: «жестянка» уступила место «номерному знаку». В Екатеринославской губернии номера полагалось вешать сзади и с боков. Выдавала их Губернская Земская Управа ежегодно. Устанавливался и минимальный размер номера – ½ аршина (около 35 см).

Чтобы автомобиль мог свободно перемещаться по дорогам, в той же Губернской Земской Управе полагалось взять разрешение о том, что «препятствий со стороны Управы не имеется». Кроме того, полагалось пройти техосмотр автомобиля на предмет «исправности и прочности».

Водитель транспортного средства именовался «вожатым» и для получения свидетельства, дающего право управлять «мотором» ему нужно было пройти настоящий фейс-контроль: быть «вполне благонадежным». Естественно, нужно было хорошо знать свое дело, быть достаточно опытным. Кроме этого лицо должно было иметь 21 год от роду.

К концу 1900-х годов во многих крупных городах Империи уже существовал автомобильный городской транспорт. В Екатеринославских «обязательных постановлениях» много внимания уделено и правилам перевозки людей. Законодатели заботились о жизни и здоровье пассажиров: «Все находящиеся в движении части машины автомобиля, а также нагретые цилиндры, холодильники и прочее должны быть хорошо защищены от доступа к ним со стороны пассажиров».

Так как владели этими парками авто всего несколько предпринимателей, то нужно было подумать и об антимонопольном законодательстве. Закон устанавливал максимальную планку цены проезда одного пассажира. Эту таксу устанавливал местный орган власти Уездное Земское Собрание. Места стоянки автомобилей должны были определяться точно, в удобном для пассажиров месте, с указанием расписания движения и таксой.

Если автомобиль ломался в дороге, то предприниматель обязан был «принять на себя хлопоты» по найму подводы и доставки пассажиров к месту назначения.

Форд Т 1908 годФорд Т 1908 год

Если «предприниматель автомобильного движения» не желал выполнять требования постановления, то он мог быть привлечен полицией к ответственности по ст. 29 Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. Наказывался предприниматель и за грубое обращение с пассажирами. Жаль, что сейчас такая практика отсутствует.

Появлялись первые автомобили, с ними в обиход входило понятие автомобильная авария. Вся гражданская ответственность за «какия бы то ни было несчастья и за убытки» предпринимателей или их служащих падала «всецело» на владельца. А вот, если, не дай Бог, вожатый совершит наезд на человека, то уголовную ответственность предстоит нести именно ему.

С дорожным покрытием дела обстояли, как и полагается для России, плохо. Асфальтированные дороги были очень редки даже в крупный городах, мостовые – слались тоже в начеленных пунктах. Основную массу составляли грунтовые дороги, которые после дождя превращались в непроходимое болото. Несмотря на это, автомобили покоряли Империю. Им приходилось ездить и в непогоду, и ночью. При движении вночи автомобиль должен был быть снабжен спереди и сзади фонарями, «дающими сильный свет». Мало того, на стеклах фонарей нужно было обозначить номер автомобиля. Таким образом, число номерных знаков доходило до 5–7 штук, в зависимости от числа фонарей.

По обочинам дорог, как водится, ходили люди. Во избежание наезда на прохожих, вожатый должен был заблаговременно подавать предупредительный сигнал рожком, уменьшить скорость автомобиля до тихого хода (максимально сбавить скорость) и отходить, по возможности, на край дороги, держась правой стороны. Да, движение было правосторонним, но, несмотря на это, практически все автомобили выпускались в то время с правым рулем.

Снижать скорость до тихого шофер обязан был на поворотах, спусках, в местах пересечения с другими дорогами, в «селениях», при переезде мостов и труб.

За соблюдением требований постановления должны была следить местная полиция, лица губернского земского технического надзора и лица, заведующие ремонтом шоссе. На лиц полицейских чинов возлагались практически те же права и обязанности, что и на современную ГАИ. Как видим, правительство всерьез взялось за наведения порядка на дороге. И это было действительно необходимо, т. к. до вступления в действие правил дорожного движения, шоферы часто управляли экипажами в нетрезвом состоянии, носились с огромной скоростью по городам и проселочным дорогам, сбивая домашнюю живность, собак и пугая прохожих.

В подтверждение огромных скоростей начала ХХ стоит упомянуть такой факт: 9 ноября 1909 года — французский гонщик Виктор Эмери на английском гоночном треке «Бруклендс» первым в мире взял 200-километровый барьер скорость. На дистанции 1 километр со стартом с хода он показал среднюю скорость 202,69 км/ч.

 

  • Автор: Алексей Федько
  • Иллюстрации:

  • Старинные автомобили: 1885-1940; Пер. со словац. / Текст Ю. Поразика; Ил. Я. Оравеца. — Мн.: «ЛИЛЬТ», 1996.—224 с.: ил.- (Малая энциклопедия).


Войдите, чтобы оставить комментарий