Поселения рабочих в Юзовка. 1872 год
gtj.org.uk
В 1868 году Джон Юз уезжает в Новороссию, чтобы самостоятельно разобраться в этом непростом и рискованном деле. Он внимательно обследует местность, осматривает залежи каменного угля и железной руды, подробно расспрашивает жителей окрестных деревень. Все это и привело Дж. Юза к твердому решению принять концессию. Он заключил договор с русским правительством, который был высочайшее утвержден 18 апреля 1869 года. Договор подписали министр путей сообщения генерал-лейтенант П.П.Мельников, министр финансов, статс-секретарь М.Х.Рейтерн и доверенный Дж.Юза Эммануил Ките Гвейер. По договору великобританский подданный Джон Юз принимал на себя обязательство образовать акционерное общество со складочным капиталом в 300.000 ф.ст. (или 3 млн. руб.) для разработки каменного угля и основания рельсового производства на юге России в Бахмутском уезде Екатеринославской губернии. В течение трех месяцев со дня утверждения договора Дж.Юз обязан был перечислить в один из заграничных банков на счет Общества 500.000 ф. ст., из которых 20.000 должны были оставаться в банке до полного устройства доменных печей. Джон Юз обязывался вести разработку каменного угля, добыча которого должна была достигать 2.000 т в день, в течение девяти месяцев пустить в полный ход доменные печи для выплавки чугуна, производительность которых должна была быть не менее 100 т еженедельно, в течение двух лет завершить постройку рельсового завода, работающего на местном сырье, а также устроить механические мастерские для нужд завода.
Первая доменная печь Юзовского завода.
1872 год
gtj.org.uk
Со своей стороны правительство безвозмездно уступало Обществу земли и ее недра в окрестностях Азовско-Харьковской ж.д., гарантировало в течение десяти лет попудную премию в 50 коп. сверх стоимости рельсов в виде субсидии на количество не более 3 000 000 пуд. (49000 т) в год. Причем эта премия должна была выплачиваться Обществу за каждые 100 000 пуд. (1638 т) действительно выделанных и принятых на железные дороги рельсов. Правительство также давало Обществу право беспошлинного ввоза из-за границы всех видов продукции, необходимой для устройства и первоначального действия заводов и копей. Юзу разрешалось образовать общество для сооружения железной дороги протяженностью до 85 верст от одного из пунктов Азовско-Харьковской ж.д. в направлении к устраиваемым заводу и копям. Для этих целей правительство выделяло Обществу ссуду в 3/4 условленной поверстной стоимости, которая не должна была превышать 63.000 руб. за версту. Причем ссуда выплачивалась правительством, как подчеркивалось в договоре, одновременно с уплатой Обществом остальной четверти. Капитал, необходимый для постройки железной дороги образовывался путем выпуска негарантированных акций.
И, наконец, двустороннее соглашение оговаривало юридическую сторону деятельности Новороссийского акционерного общества. Оно было основано согласно английским законам об обществах 1862 г. и 1867 г., а его отношения с учреждениями и организациями на территории России регулировались законами Российской Империи.
Общий вид Юзовки. Конец XIX века
gtj.org.uk
Устроив в России все дела, связанные с заключением договора, Дж.Юз возвращается в Лондон и делает все возможное для скорейшего образования солидной компании, поскольку русское правительство ставило его в очень жесткие временные рамки. Устав Новороссийского акционерного общества был принят 29 мая 1869 г. (н.ст.). При его образовании в число основных подписчиков-акционеров входили следующие лица: Даниил Гуч, баронет (100 акций); Томас Брасси, эсквайр, гражданский инженер (200 акций); Александр Оугилви, гражданский инженер (100 акций); Томас Брасси мл., эксвайр, член парламента (50 акций); Чарльз Ф.Гуч, эсквайр (100 акций); В.С.Уэйзман, баронет (40 акций); Джозеф Уитворт, эсквайр, гражданский инженер (100 акций). Капитал Общества был поделен на 6.000 акций достоинством 50 ф.ст. каждая. В первом выпуске было 3.400 акций, разделенных на два разряда: А (привилегированные) и В (обычные). Первоначально согласно устава дивиденд акционеров устанавливался в размере 10% годовых. По постановлению правления Общества от 5 декабря 1871 г. (н.ст.) определялись особые привилегии и преимущественные права акций разряда А. Их держателям гарантировался доход в 15 % годовых.
Центральная проходка.
Шахта №4. Юзовка, 1886 г.
gtj.org.uk
Согласно уставу правление насчитывало 6 человек, из которых четверо избирались акционерами разряда А и двое — акционерами разряда В (два последних являлись директорами-распорядителями завода). Первоначально в правление по разряду А вошли: сэр Уильям Салстонстол Уэйзман, Томас Брасси мл., Оттоман Герн, генерал-майор (русский подданный). По разряду В в правление были избраны Джон Юз и Джон Вирет Гуч. Почетным директором Общества стал кн. Кочубей, чьи обязанности ограничивались правом присутствия и совещания в заседаниях правления с внесением его мнения в протокол. Кн. Кочубей не нес ответственности в качестве директора. По условиям, подписанным 28 мая 1869 г. (н.ст.) директорам-распорядителям назначалось 1.000 акций разряда В, которые считались уплаченными по нарицательной цене. В дальнейшем их наследники, входившие в состав правления Общества, стали крупными держателями акций: в руках семьи Юзов было сосредоточено в 1914 г. 136.450 акций, а у Гучей — 40.000 акций. На выплату жалованья Дж.Юзу и Дж.Гучу выделялась сумма в 1.000 ф. ст. в год. На них возлагались ответственные обязанности наблюдения за заводом и управление делами Общества.
Огнеупорный кирпичный завод.
Юзовка, 1887 г.
gtj.org.uk
Джон Юз внес на счет Общества сумму в 50.000 ф. ст. в банкирский дом «Martin & Co.» В Лондоне, владельцы которого впоследствии также стали крупнейшими держателями акций Новороссийского Общества. В 1914 г. в руках Джеймса Мартина было сосредоточено 83.400 акций. Согласно дополнительным условиям, подписанным вскоре после договора, из указанной выше суммы 20.000 ф. ст. были переданы в Государственный банк Российской Империи на имя министра финансов. Правительство, придавая огромное значение развитию каменноугольных разработок и строительству чугунноплавильного и рельсового завода на юге России, а также учитывая важность строительства соединительных путей, в cвою очередь оказывало дополнительную помощь Обществу в виде ссуды в 500.000 кредитных рублей после того, как Новороссийское общество употребит на указанные цели не менее половины своего основного капитала, т.е. свыше одного миллиона рублей.
Наклонная шахта №7. Юзовка, 1887 г.
gtj.org.uk
Сделав все необходимое на организационном этапе, Дж. Юз с головой уходит в практическую работу. Два чрезвычайно тяжелых, насыщенных до предела года ушло на строительство первой домны. 24 апреля 1871 г. (ст.ст.) была задута печь. Увы, на долю английского инженера выпала горькая неудача с первой плавкой, через три дня работа печи была остановлена после того, как выяснилось, что невозможно дальше поддерживать нужную температуру. В конечном итоге требовалась серьезная перестройка домны. Но у Дж. Юза не опустились руки, и он опять энергично берется за дело. Английский инженер с упорством и по многу работает над усовершенствованием технологического процесса: он добивается оптимального режима работы печи, значительно улучшает состав шихты, регулирует дутье. Но главный его успех заключался в том, что впервые в России в железном производстве использовал минеральное топливо — кокс. Вторично домна была задута 24 января 1872 г. и с этого времени завод безостановочно во все возрастающих размерах плавил чугун. Попутно заметим, что на Сулинском заводе Пастухова, основанного одновременно с Юзовским, правильная выплавка была достигнута только в 1887 году.
Церемония освящения доменной печи.
Юзовка, 1872 г.
gtj.org.uk
Хронология становления и расширения предприятия говорит о том, что Россия в лице Джона Юза приобрела не только талантливого инженера, но и энергичного предпринимателя, успешно и в сжатые сроки организовавшего производственный процесс многопрофильного металлургического комбината. Он приобрел известность в нашей стране и вошел в ее историю тем, что первым установил выплавку в обширных размерах чугуна из местных руд, на местном минеральном топливе и переработку его в железо и сталь.
Одновременно со строительством домны возводился железоделательный и рельсопрокатный завод с подсобными цехами: механическими мастерскими, кузнями, водокачкой, водонапорной сетью. Рельсовый завод был пущен в 1873 г., с этого же года начата разработка камня, извести, глины и производства огнеупорного кирпича. В 1874 г. Юзовский завод начинает выделку сортового железа, в 1876 г. — задувается вторая домна, в 1879 г. — начинает производить марганцевый чугун. В том же году была получена первая плавка мартеновской стали, а с 1880 г. Дж.Юз переходит на производство стальных рельсов, которые не уступали по качеству рельсам английских заводов.
Общий вид Юзовки. станция, паровозное депо и город. 1910 год
gtj.org.uk
К концу XIX в. за очень короткий срок малороссийская голая степь, выжженная знойным южным солнцем преобразилась: в некогда безлюдном месте был построен завод, дающий работу нескольким тысячам человек, и возник оживленный город, названный именем английского предпринимателя «Юзовка». Жители окрестных деревень еще в 60-е годы XIX в. не употребляли железных шин на колесах телег. А спустя всего 30 лет в этой местности было построено 10 угольных шахт, 6 из которых были действующими. При шахтах работали подъемные и водоотливные машины мощностью соответственно 1056 л.с. и 1306 л. с. Возглавлял это огромное предприятие Юзов металлургический завод. Его доменные цеха насчитывали 6 печей объемом от 3288 до 13440 куб. футов. При них было установлено 14 кауперовских воздухонагревателей, которые отапливались колошниковыми газами, и 10 воздуходувных машин. В начале XX в. производительность доменных печей достигала 70 тыс. пудов (1147 т) в сутки. Чугун освобождался от серы при помощи 2 коллекторов емкостью 8000 пудов (131 т) каждый. Местная железная руда, исключительно в первое время употреблявшаяся для выплавки чугуна, не потеряла своего значения и впоследствии. Она шла в дело вместе с более богатой криворожской рудой в пропорции 1/3 первой на 2/3 последней. Такая примесь только улучшила качество чугуна.
Шахта. Юзовка, 1907 г.
gtj.org.uk
Пудлинговое железо производилось в 20 обыкновенных пудлинговых печах, сталь отливалась в II мартеновских печах на кислом поду, причем при каждом было по 4 генератора. А в начале XX в. сталь начали плавить на Юзовском заводе и бессемеровским способом. Общая производительность железопрокатного отдела в это время достигала 10 млн. пудов (163804 т) в год, а листопрокатного и кровельного — до 2750 тыс. (45 т). На заводе действовало 494 коксовальные печи с возможной выработкой до 25 млн. пудов (410000 т) в год.
Новороссийские общество.
Шахта Семеновская №7 на Ветке.
Юзовка, 1907 г.
gtj.org.uk
Прокатный стан рельсопрокатного отдела, мощностью в 1.400 л.с., был оснащен приборами для автоматического подавания рельсов. В начале XX в. он мог перекатывать в сутки до 75 тыс. пудов (1230 т) рельс. Юзовский завод владел собственно выстроенными железнодорожными путями нормальной колеи, которые были соединены с новой Екатерининской дорогой, построенной в 1881-1884 годы. Его подвижной состав насчитывал 15 паровозов и 35 вагонов. Особо подчеркнем, что завод, все его мастерские и главные железнодорожные переезды освещались электричеством.
Новороссийское общество разрабатывало карьеры, в которых добывали известковый и бутовый камень, щебень, песок, глину. В 1909 г. выпуск кирпича составил 2.450 тыс. штук, а негашеной извести — 67 тыс. пудов (1100 т).
По соседству с Юзовским возникло несколько мелких литейных и механических заводов, получавших уголь, чугун, железо и сталь от главного предприятия Новороссийского Общества.
Новороссийские общество.
Шахта Семеновская №8 на Ветке.
Юзовка, 1907 г.
gtj.org.uk
В различных городах империи — Петербурге, Москве, Харькове, Варшаве, Киеве, Ростове-на-Дону, Вильно, Баку, Александровске, Мариуполе и в Приволжском районе — Новороссийское Общество имело свои представительства. Санкт-Петербургский комитет, а его открытие предусматривалось уставом Общества, был учрежден Правлением. Комитет, обосновавшийся на ПочтамскоИ улице, являлся представителем по заказам и делам Новороссийского Общества, но не обладал распорядительными функциями по управлению заводом. Для руководства делами на предприятиях в Юзовке было создано Главное управление.
Домна на заводе
Новороссийского общества.
Юзовока, 1892 г.
gtj.org.uk
В конце XIX в. на Юзовском заводе и в его мастерских трудилось 5.689 человек, в кирпичном отделении — 62 работницы, 35 вдов рабочих были заняты на уборке контор, машинных зданий и пр. На угольных шахтах работало 3.160 человек, а летом штат увеличивался еще примерно на 500 человек, которые в основном были заняты на постройках и других вспомогательных работах. А в начале XX в. на заводе и рудниках трудилось уже свыше 15 тыс. человек. Общие ежегодные суммы заработной платы в конце XIX в. 1913 г. составили 7.075.684 рублей. Плата сдельных работ колебалась в пределах от 20 до 150 рублей в месяц в зависимости от сложности операций и квалификации рабочего, ежемесячная заработная плата — от 15 до 60 руб., а поденная — от 60 коп. до 2.500. Вдовам рабочих, умерших от несчастных случаев, назначались пенсии от 5 до 25 рублей в месяц. Отметим, что на Юзовском заводе практиковали выдачу единовременных пособий. Так, например, в 1897 г. было выдано пособий на сумму свыше 5.000 рублей. Более того, рабочие завода обычно страховались на случай смерти и инвалидности в I Российском Страховом Обществе. При этом необходимо подчеркнуть, что Юзы широко практиковали экстенсивные формы ручного малооплачиваемого труда, что приносило им дополнительную прибыль.
Новороссийские общество.
Юзовка, 1907 г.
gtj.org.uk
Вся история завода свидетельствует о том, что предприятие, основанное Дж.Юзом, постоянно расширялось. В известной степени это было обусловлено тем фактом, что российское правительство, крайне заинтересованное в развитии собственного металлургического и рельсового производства на юге России, постоянно оказывало всемерную помощь Юзовскому заводу. Советский историк И.Ф.Гиндин подчеркивал, что первенец южной металлургии был одним из самых ранних объектов правительственной поддержки. В этих целях в 70-80-е годы прошлого века правительство широко использовало ссуды и проявляло немалую изобретательность в нахождении способов казначейского финансирования. Так, например, в 1873 г. Дж.Юзу дополнительно была выдана долгосрочная ссуда под залог акций сроком на 7 лет. Как отмечал И.Ф.Гиндин, «это был один из первых случаев выдачи неуставных ссуд, предшествовавший началу широкой их практики». Весьма характерен и другой случай, относящийся к 1876-1883 годам, когда Юзовский завод получил правительственный заказ на изготовление рельсов на 2700 тыс. пудов (44300 т) по высшей цене 2 руб. 30 коп. за пуд (140 руб. 41 коп. за тонну).
Заказное письмо в правление Новороссийского общества
В данном случае речь шла уже об авансировании по казенным заказам, которые обычно обеспечивались залогом заводов. К такой форме часто прибегали и другие предприятия тяжелой промышленности. Именно в эти годы рельсопрокатный цех Новороссийского Общества работал главным образом по казенным заказам, доля которых примерно равнялась 78% от всей произведенной продукции. Но при этом следует заметить, что сравнению со старыми уральскими заводами, которые в 1880-1882 годах лишь на 15 % не доиспользовали своей производственной мощности, Юзовский завод, по заявлениям своих владельцев, готов был удвоить свою продукцию.
Завод Новороссийского общества.
Юзовока, 1910 г.
gtj.org.uk
Практика поддержки предприятия путем обеспечения гарантированными заказами сохранилась и в последующие годы, но это было связано уже с новыми явлениями в российской экономической истории, когда правительство перешло к открытой поддержке первых монополистических объединений. При этом заметим что симпатии царской администрации все-таки были на стороне старых уральских заводов. Красноречиво об этом говорят предпринятые правительством меры в отношений впервые организованного в 1882 г. Союза рельсовых фабрикантов, в состав которого вошли передельные заводы. Несмотря на декларативные заявления о том, что необходимо оберегать самостоятельные заводы, к числу которых относился Юзовский, правительство в 1884 г., гарантируя казенные заказы на 400 тыс. пудов (6552 т) в год каждому, тем не менее двум уральским заводам обеспечивало 67% загрузки против 1880-1882 гг., а Новороссийскому — менее 50 %. В 80-е годы Юзовский завод становился все более сильным конкурентом и его доля в правительственных заказах быстро росла: с 7% в 1882-1884 гг. до 23% в 1885-1887 годы.