Поддержка искусства была, вместе с помощью образованию в технических науках, одним из главных приоритетов благотворительной деятельности Новороссийского общества, завод и каменноугольные рудники которого находились в промышленном поселке Юзовка в Бахмутском уезде Екатеринославской губернии на Юге Российской империи

Польский второй Паганини

Этот польский музыкант был одарен изумительными талантами. Его современники говорили, что скрипка и виолончель буквально плакали в его руках. «Второй Паганини», «Шопен скрипки» так Генрика Венявского (Henryk Wieniawski) называли в музыкальной среде. Он родился 10 июля 1835 года в польском городе Люблине в семье известного в городе врача. Тяга к музыке у Генрика проявилась в самом юном возрасте. Наверное, этому способствовало, что музыка была неотъемлемой частью воспитания детей в этом доме.

Когда Генрику было 6 лет, в доме Венявских выступил знаменитый венгерский скрипач Миска Гаузер. Впечатления от этого у маленького мальчика были столь велики, что он напевал сыгранные скрипачом мелодии, скребя палочкой по двум струнам, прилаженным им к дощечке в виде скрипки. Мама юного Генрика поддержала увлечение своего сына и уже через полтора года Венявский играл сложные в техническом отношении концерты. После этого семья будущего знаменитого композитора и музыканта решила отправить сына в Парижскую консерваторию для получения профессионального образования. Осенью 1843 года мать с восьмилетним сыном выехали в Париж. Там Генрика показали одному из лучших профессоров — Жозефу Ламберу Массару, который, в качестве испытания, предложил совсем юному музыканту за две недели выучить по слуху без скрипки труднейший концерт Крейцера. Потрясенный результатом, профессор стал добиваться приема Генрика в консерваторию. Но здесь без трудностей не обошлось, т. к. туда не принимали иностранцев, а юному Венявскому еще не исполнилось 12 лет. Для того чтобы преодолеть эти положения Устава консерватории, пришлось добиться особого декрета министра внутренних дел о приеме Венявского и Генрик был зачислен в консерваторию 8 ноября 1843 года.

изабелла венявскаяИзабелла Венявская

В 1846 году в присутствии многих выдающихся музыкантов Парижа (в т.ч. Гектора Берлиоза) Венявский с виртуозным блеском наизусть исполнил Концерт № 17 Виотти, несмотря на отсутствие опыта концертных выступлений. Жюри единогласно присудило одиннадцатилетнему ребенку I премию и большую золотую медаль, что стало уникальным случаем в истории Парижской консерватории. По окончании ее директор консерватории композитор Д. Обер вручил Генрику Венявскому не только медаль, но и бесценный для юного исполнителя подарок русского императора Николая I — скрипку работы Гварнери дель Джезу. В 1850 году молодой польский музыкант официально заканчивает обучение в Парижской консерватории с 1-й премией и начинает активную концертную деятельность. Последняя просто поражала его современников — за всю жизнь им были даны сотни концертов во многих городах мира.

Его выступления имели громадный успех. Игру Генрика Венявского все чаще сравнивают с исполнением других выдающихся скрипачей-виртуозов. Особенное воздействие на слушателей оказывала стихийная виртуозность, поразительное техническое совершенство польского музыканта. К концу 50-х годов 19 столетия Генрик Венявский прочно занял одно из первых мест среди лучших скрипачей мира. О нем ходили легенды, что он получил в наследство от Паганини магическое искусство великого артиста. По отзывам современников, игра Венявского, особенно исполнение им произведений Паганини, очень напоминала игру самого гениального скрипача. Венявский обладал удивительным умением с первых же минут захватить слушателей, увлечь их, затронуть сокровенные струны человеческой души. Все чаще Венявского называли волшебником.

Много работал Венявский в России, где он становится «солистом императорских театров», а вскоре и профессором Петербургской консерватории. Генрих стал любимцем петербургской элиты и был принят в салонах аристократов и меценатов, где он часто давал импровизированные концерты. Через несколько лет Генрик уезжает в Европу и преподает в Брюссельской консерватории. Но не забывает и о концертной деятельности. Вместе со своим другом — гением фортепианной игры, композитором и дирижером Антоном Рубинштейном, подписывает контракт о проведении турне по Америке. За 8 месяцев музыканты, ставшие первыми крупными европейскими виртуозами, гастролировавшими в Америке, должны были дать 215 концертов. Рубинштейн не выдержал напряженного ритма и вернулся к своим делам, а Венявский завершил турне только в 1874 году вместе с певицей Паулиной Лукка. Результатом гастролей стала тяжелая болезнь сердца. Кроме того, среди дикого ритма концертов и выступлений скрипач находил время для азартной игры.

В 1877 году Генрик Венявский вновь погружается в интенсивную концертную деятельность. Однако ухудшение состояния здоровья ставило вопрос о дальнейшей творческой деятельности. В эти годы Венявский вынужден был играть сидя (мучил ревматизм, боли в правой руке и отеки ног). В конце 1878 года поступило предложение приехать в Москву. 1879 год прошел в гастролях по югу России, и обострившаяся болезнь настигла его в Одессе. Больного скрипача перевезли в Москву. Сюда приехали жена и сын Венявского, к лечению привлекли лучших врачей, однако дни Венявского были сочтены. Великий польский музыкант и композитор скончался в возрасте 44 лет в восемь часов вечера 31 марта 1880 года.

Винявский с женой 1862Винявский с женой. 1862 год

На панихиде в Москве прозвучал «Реквием Моцарта» в исполнении оркестра, хора и солистов Большого театра и консерватории под управлением Николая Рубинштейна, а во время похорон в музыкальном некрополе Powzki в предместье Варшавы звучала «Легенда» самого «Шопена скрипки». В последний путь великого музыканта проводили около 40 тыс. жителей Варшавы. Всего Венявским создано около 40 сочинений, часть из них осталась неопубликованными. Он писал музыку, которую до сих пор исполняют самые известные сегодня исполнители в мире.

Помощь Новороссийского общества жене-англичанке

«А причем же здесь Новороссийское общество?», — правильно задаст вопрос внимательный читатель. Как оказалось, его жена Изабелла-Босси Хэмптон (Isabella Hampton Wieniawski) была в списках акционеров Новороссийского общества.

Генрика и Изабеллу друг с другом познакомил во время концертной поездки в Лондон в 1858 году давний друг Венявского Антон Рубинштейн. Будущая жена польского музыканта была родной племянницей ирландского пианиста и композитора — Георга Александра Осборна (24.09.1806–17.11.1893). Однако ее отец — господин Хэмптон не сразу согласился выдать свою дочь за артиста.

Эти дни были одними из самых драматических в жизни Генрика Венявского. В ноябре 1859 года музыкант писал в Брюссель своему импресарио: «Я не знаю, вы слышали, что я хочу жениться на молодой английской женщиной, которую я люблю более глубоко, чем лучшие Страдивари или Гварнери». В это время было написано одно из наиболее проникновенных, поэтичных сочинений Венявского – «Легенда». Исполнение нового сочинения в концерте так растрогало семью невесты, что отец вышел на сцену и, обняв Генрика, сказал: «Только великая любовь могла вдохновить Вас на такое великое произведение»! Однако, согласившись на брак дочери, он при этом потребовал, чтобы Венявский нашел себе постоянное место работы перед женитьбой, а также застраховал свою жизнь на крупную сумму, которая должна была обеспечить его семью в случае какого-либо несчастья.

Бракосочетание Венявского состоялось в Париже в августе 1860 года. На свадьбе присутствовал композитор Гектор Берлиоз, а знаменитый Джоаккино Антонио Россини был свидетелем на этом торжестве. После этого молодожены отправились в Лондон за благословением родителей невесты. Оно было получено, но после того, как Генрик Венявский застраховал свою жизнь на баснословную сумму в 200 тыс. франков.

Фамилия жены Генрика Венявского — Изабеллы Босси Венявской в списке под №179 акционеров НРО в отчете за 1889 гФамилия жены Генрика Венявского — Изабеллы Босси Венявской в списке под №179 акционеров НРО в отчете за 1889 г

Необходимость ежегодно выплачивать огромный взнос легла на плечи Венявского тяжким бременем до конца жизни. Ведь в случае неуплаты он терял всю страховую премию, собранную в течение 19 лет, и его семья оставалась без средств. Поэтому концертные сборы были основным, но самым непредсказуемым источником дохода, однако только они обеспечивали жизнь концертирующего солиста.

Мы уже, наверное, никогда не узнаем каким образом пересеклись пути Венявского и руководителей Новороссийского общества. Быть может, что одно из своих выступлений во время гастролей по Югу России великий польский скрипач дал и на заводе НРО в Юзовке? Или же на выступлении этого талантливого музыканта в той же Одессе присутствовал кто-либо из сыновей Джона Юза? Кто знает! Однако, бесспорен тот факт, что в списках акционеров Новороссийского общества, начиная с 1889 года и по 1909 год, есть фамилия Изабеллы Босси Венявской. Нет сомнений, что это именно она, т. к. был указан ее адрес в Брюсселе, по которому (по данным музыкальных исследователей Бельгии) и проживала семья Венявских.

Сначала у жены композитора и скрипача было всего 5 акций, а затем это количество ценных бумаг дошло до 800 акций. Не исключена и возможность, что помогать ей НРО начало уже после смерти мужа. Ведь, напомним, что Изабелла была англичанкой, а наше акционерное общество было создано на английский финансовый капитал и свой центральный свой имело в Лондоне. Поэтому вполне логично можно предположить, что сыновья Джона Юза решили не оставить в нужде свою соотечественницу. А выплаченные дивиденды по акциям позволяли вдове с семьей жить достойно по тем меркам.

Факт же постоянной поддержки руководством Новороссийского общества искусства также подтверждается сохранившимися архивными документами. Например, почти сразу после постройки металлургического завода в Юзовке при предприятии начал работать музыкально-драматический кружок, где ставились полноценные спектакли. Не знаем хватило ли денег на всю оставшуюся жизнь жене польского скрипача и композитора? Однако Изабелла Босси Хэмптон-Венявская дожила до глубокой старости и скончалась в Англии в возрасте 91 года 8 сентября 1928 года.

Дочка Венявского пошла по стопам отца

По всей видимости, денежная помощь от Новороссийского общества семье Венявского выплачивалось до достижения совершеннолетия детей польского музыканта. И не исключено, что именно за средства НРО Великобритания и Бельгия получила себе еще одного композитора. Им стала дочь Генрика и Изабеллы Венявских — Ирена Регина, в замужестве леди Дин Пол (польск. Irena Regina Wieniawska, англ. Lady Dean Paul; 16 мая 1880, Брюссель — 28 января 1932, Лондон). При жизни произведения Венявской исполнялись под псевдонимом Пол Полдовски (англ. Paul Poldowski).

Она появилась на свет уже через несколько месяцев после смерти своего отца. С 12 лет училась в Брюссельской консерватории, первоначально как пианистка, а затем и в классе композиции Франсуа Геварта. В 1901 году во время пребывания в Лондоне Венявская вышла замуж за баронета Обри Дина Пола и в следующем году родила сына, однако уже в 1903 году вернулась к занятиям музыкой, отправившись для завершения своего образования в парижскую музыкальную школу.

Впервые музыка Венявской была исполнена в 1912 году одним из лондонских оркестров под управлением Генри Вуда. Одновременно в последние годы перед Первой мировой войной дочь Генрика и Изабеллы Венявских провела в Брюсселе серию концертов, в которых сама выступала как певица и пианистка, в том числе с собственными произведениями. В 20-е годы прошлого столетия такие ее концерты прошли в Нью-Йорке. Среди участников этих концертов был и ее муж, певший баритоном под псевдонимом Эдуард Рэмзи. Затем супруги фактически расстались, и Ирена Регина Венявская умерла в одиночестве и бедности. Значительная часть ее сочинений было утрачено в годы Второй мировой войны.

И, может быть, она так никогда и не узнала какую помощь ей на заре жизни оказало Новороссийское общество каменноугольного, железного, стального и рельсового производств!



Войдите, чтобы оставить комментарий