
В школьные годы мне (и не только мне) прививали понятие, что делать пометки на страницах книг – это бескультурье. Тех, кто на уроках от скуки разрисовывал иллюстрации в учебниках, отчитывали на разных уровнях, несмотря на то, что в былые годы учебники покупались в магазинах, а не выдавались централизованно. Никто не вспоминал, а многие уже и не знали, что в годы репрессий 1930-х гг. учителя сами призывали учеников «замалякать» на той или иной странице портрет героя революции или Гражданской войны, если того причисляли к «врагам народа». Лишь позже увидел графику А.С. Пушкина, его пометки, оставленные на полях книжных страниц. Да и не только у Пушкина. Ведь, зачастую, книга – это личная собственность. А, размышляя над текстом, где как не рядом с ним фиксировать свои мнения? К тому же, как быть, если требуется экстренно изложить мысль, а рядом ни листика, помимо хранимой книги?
«Старушка», ради которой завёл этот разговор, лежала среди нескольких подобных – у всех был весьма подержанный вид. Раритетом они не являлись. Их готовили для сдачи в макулатуру. Зная, что работники пунктов сбора макулатуры сохраняют всё, достойное внимания разноплановых читателей и букинистов, я не стал перечить, но, коротая время, решил пролистать книжечки. Когда увидел, что последние страницы одной из них были исписаны карандашом, то не лучшим образом оценил бывших владельцев. И лишь заметив дату изложения: «12.06.1942» (ровно 72 года назад!), насторожился.
То, что прочитал в рукописи, хочу показать всем – вдруг эта военная весточка долетит до дальних или ближних родственников учительницы из Белоруссии. Кто имеет возможность – продублируйте письмо на иных сайтах. Думаю, что в данном случае это допустимо.
Пишу на всякий случай, если со мной что случится, есть нечего, вещей нет никаких. Очень не хочу чтобы Лора попала в детдом, поэтому буду стараться выжить. Моя дочь Прозорова Лариса Ивановна 1934 г. р. 1 января. Я, Прозорова (Левит) Нина Ивановна 1909 г. р. Учитель Хохольской средней школы, муж Прозоров Иван Иванович – на фронте. Мать – Левит Рахиль Яковлевна умерла от тифа в 1918 г.
Отец Левит Иван Семёнович – аптекарь погиб в Минске в 1918 г.
Сестра Левит Роза Ивановна 1903 г. р. осталась в Гродно.
Из-за того что я еврейка нас не взяли на подводу, а вместо нас погрузили бочки с жидким мылом, поэтому мы едва успели переправиться через Дон. Я этому не удивлена. Везде хаос и неразбериха. Не знаю что делать – идти дальше или оставаться здесь. Наши родственники остались в Гродно. Страшно, что будет с Лорой, если со мной что-нибудь случится, что будет с Лорой. При бомбёжке кладу Лору вниз, а сама прикрываю её сверху, уж если попадёт, то чтобы сразу две головы вместе. Снова начинают бомбить. Решила идти дальше. Наверно переправу не удержат. Надеюсь на лучшее.
12 июня 1942 г.

Обложка той самой книги

Титул книги Василия Брусянина «Рассказы», 1900-1 г.

Начало письма в книге

Письмо. Продолжение

Надеюсь на лучшее. 12 июня 1942 г.
- Автор: Александр Федонин
«…учительницы из Белоруссии» — Хохольская школа, надо полагать, находилась в райцентре Хохлы, а это Воронежская область (Семен Бондаренко не даст соврать).
Да, школа-то в Ворронежской обл. Когда я излагал мысль, то подразумевал вероятное место рождения — Гродно. Грешен. Можно убрать из текста это двояко воспринимаемое уточнение «из Белоруссии»
Опять не то — не факт, что беженка, работавшая учителем по месту эвакуации до войны работала именно педагогом, а не, скажем, инженером или бухгалтером… Тем более, что аоловина преподавателей в довоенных школах были мужского пола. Освободилось место по вполне понятной причине, вот и взяли беженку «с образованием».
Какая работа в эвакуации, если письмо написано беженкой в дороге под обстрелом и бомбёжкой? И пусть будет любая профессия, речь-то о судьбе человека, а не учителя.
Общая площадь Хохольского муниципального района составляет 1451 кв.м, общая протяженность границ 246361 м. Хохольский район богат земельными ресурсами, На 01.01.2008 года в районе — с/х угодий – 107339 га. Почвы здесь по большей части черноземные, плодородные. С севера на юг по территории района протекает река Дон.
Так и не пойму что мне доказывают: что автор не учитель, или не из Белоруссии? Если откликнутся родственники, то у них спрошу подробности. С Александром Коптевым мне повезло в этом плане. А Хохол западнее Дона, переправиться через который хотела автор. Поэтому она могла там работать после начала войны, могла по распределению или после замужества… Вариантов уйма, для того и поиск начат, чтобы разобраться.
Ну, мой дядя был там в том же году переводчиком при штабе итальянского саперного батальона. Судьба. А потом стал преподавателем русского языка и литературы — профессия.
Александр, эту книгу нашли в Донецке?
Да, в Ворошиловском р-не. Иначе не обратился бы в ИНФОДОН.
Мои увлеченные знакомые зашли на сайт Хохольской школы и узнали, что Прозоров Иван Иванович был директором шеолы после войны.В гостевой книге я нашла упоминание об этом, наверное, письме. Это не Вы писали?
:
0

22. Людмила (03.12.2012 12:57)
С завучем школы по воспитательной работе Поповой Ингой Александровной.
0

21. Александр (08.08.2012 22:55)
Здравствуйте! У меня оказалось письмо из 1942 года. От учительницы Хохольской школы. С кем переговорить о нём?
Обращался и туда, но безответно. Завтра в хохольскую школу поедет корреспондент из Воронежа. Неужели прояснится, как с Коптевым (В СПИСКАХ НЕ ЗНАЧИЛСЯ) ? Спасибо за параллельную работу в этом плане. Это реальное содействие, а не пустое разглагольствование.
Ну,то что обращались в школу не правда. Я Попова Инга Александровна и по этому вопросу впервые ко мне обратились сегодня из газеты «МОЁ»
Поверьте, что не мною написано письмо в книге. Такое б не сочинил. Не следует категорично использовать слова «НЕ ПРАВДА». Повторю: посылал запросы в те адреса, которые мог отыскать и интернете, которые считал компетентными. В исполкомы, музеи, школы… Руси и Белоруссии. Вам лично не отсылал, ибо не знаком. Да и школы не все публиковали (публикуют) свои адреса. А их — хохольских — несколько. С какой пробовал контачить — не помню. Думал, добрые люди такое перебросят коллегам, если сами не в курсе. Но есть безразличные. Не хватило умения отправить сообщение на передачу «ЖДИ МЕНЯ». Додумался рассказать историю руководству ИНФОДОНа (а те, спасибо, опубликовали. Хотя материал не очень по их теме) и просигналить в прессу. Замечательно, что есть такие сердечные и отзывчивые люди, как donchanka! От неё и из редакции воронежской газеты (от Евгении Гвозденко) получил в один день первую обнадёживающую информацию. Кстати, как donchanka смогла процитировать моё письмо, если НЕ ПРАВДА то, что я такие обращения рассылал?
Александр, никто не оспаривает подлинность письма, написанного на листах книги.Вы написали в гостевой книге школы об этом письме почти два года назад. Вам ответили месяца через четыре- вы просто не дождались.Да и человек, ответивший просто был равнодушен, не заинтересовался.
Не оставлял я записей в гостевых книгах. Туда пока не ездил. Обращения слал интернетом. А ответа не «не дождался», а не получал. Мой-то адрес не менялся. Уж такого сообщения я б не забыл! Опубликовал бы в донецкой прессе! Вы правы, о равнодушии. Человек и отвечать не захотел.
Слова «не правда» были сказаны не в обвинение Вам, в том, что Вы написали письмо. Я просто указала, что в школу не обращались. Если обидела Вас извините. В подлинности письма нет сомнений. Всё, что я смогла за один день общения с кореспондентом я сделала. Мы нашли воспоминания старых учителей и соседеей Прозоровых. К сожалению, историю их эвакуации в период оккупации и судьбу книги и письма мы не знаем. Надеемся на то, что после статьи дети автора письма, живущие в Воронеже, отзовутся и обратяться к Вам или в редакцию.
А вот по поводу «равнодушен», теперь и мне немного не приятно. Это далеко не так.
Случилось, как случилось: Александр оставил запись в гостевой книге сайта, но не дал своего электронного адреса.Через несколько месяцев в этой же книге был ответ Александру, предложено было обратиться к Поповой Инге Александровне.Но опять без указания адреса.Я надеюсь, теперь найдутся ответы на все вопросы.Инга Александровна, если узнаете, сообщите, пожалуйста, когда в газете «Мое» будет публикация на эту тему.. Сегодня ничего пока не было.
Ну как ешё пояснить?! Текст мой, я слал его по интернету. Значит, кто-то из сотрудников, следящих за электронной почтой, переписал с экрана в книгу. И на экране НЕ мог НЕ высветиться обратный адрес! А по сему ответ, данный в книге отзывов, я НЕ мог читать без обладания телепатией. Его ждал на компьютере в Донецке.
Да, Евгения, корреспондент газеты «Моё», написала, что во вчерашний номер не успели. так что видимо в следующем.
Добрый день, Дончанка! Можно ли с Вами обсудить тему по той же Воронежской обл.? Спасибо за ответ!!!
Прозорова Нина Ивановна была действительно учителем математики Хохольской школы до войны и после войны. Её муж Прозоров Иван Иванович тоже учитель, был на фронте, после войны был директором нашей школы. в семье по рассказам ученицы Нины Ивановны Акинеьшиной Ниниы Петровны 1938г.р. было две дочери Ларинса 1932г.р. и Эмма 1938г.р. после войны они жили вновь в селе Хохол, Прозоров умер в 1971г., она позже (даты точной нет). Дети по словам жительницы села живут в Воронеже. Читайте газету завтра «МОЁ»
Эврика! Одноклассница Эммы знает её с послевоенных лет. А мать не упоминает Эмму в списке родственников (ближайших!!!) в 1942 г. Реально ли это, если не приписывать кому-то забывчивость? Да, реально. Но лишь в случае удочерения Прозоровыми родившейся в 1938 г. Эммы уже после написания письма в книге.
Нашла онлайн версию газеты «Мое» со статьей о Нине Прозоровой. Увы, к уже известному корреспондент ничего не добавила. Я надеялась, что ей удастся найти хотя бы одну из дочерей….
Читал. Увы, много неточностей, ошибок. Ну да ладно, простим юной корреспондентке.