Николай Алекссевич Касаткин — русский живописец-реалист первым з видных художников обратил свое творческое внимание на Донбасс. Случилось это после первого посещения нашего региона в 1894 году. В дальнейшем Касаткин еще не раз бывал в донецких степях, общался с людьми, знакомился с трудом шахтеров, металлургов. В 1936 году в журнале «Литературный Донбасс» выходит статья В. Золотарева о Касаткине, в которой автор рассказывает о пролетарской стороне творчества художника. Давайте вместе с вами немного больше узнаем о Николае Касаткине и о его картинах, посвященных Донбассу.

Первый художник Донбасса

17 декабря 1930 года ушел от нас один из последние представителей «передвижничества» художник Н. А. Касаткин. Заслуга Касаткина заключается в том, что он один из первых показал во весь рост, в условиях развивающегося капитализма, рабочего царской России и особенно Донбасса. Художник Касаткин впервые сумел художественно и правдиво показать рабочего, его жизнь, труд, быт. Никто из художников до Касаткина не проявлял должного интереса к про-летариату. У передвижников, тесно связанных с народничеством, в центре внимания стояло крестьянство… Оно было для них центральной исторической фигурой, вершителем исторических судеб России.

Передвижник Касаткин, художественная деятельность которого началась в 80-х годах, вслед за своим учителем — вдохновителем «передвижничества» Перовым тоже в начале своей творческой работы отдает известную дань крестьянским увлечениям («Соперница», «Перекупка» и т. д.). Но одновременно с этим в произведениях Касаткина в 90-х годах намечается новая тематика. Все чаще начинают в его полотнах фигурировать рабочие. Что натолкнуло на это Касаткина? Случаен ли новый отправной пункт в его творчестве? Проследить многолетнюю художественную и творческую деятельность Касаткина — это значит увязать его творчество с событиями 90-х годов, когда сложился и окреп Касаткин, как художник. Частые поездки художника Касаткина в Донбасс в эти годы имеют решающее значение во всей его дальнейшей творческой работе.

В Донбассе Касаткин увидел каторжный труд шахтеров, увидел как их беспощадно эксплуатируют капиталисты (Юзы, Авербахи, Карповы, Пастуховы и т. д.). Донбасс, порабощенный капитализмом, произвел тогда на Касаткина сильное впечатление: темы шахтерской жизни и труда волновали его до конца его творческой деятельности. Избрав шахтерскую тематику, Касаткин до самой смерти остался верен ей. У него устанавливается с Донбассом самая тесная и органическая связь. На всем протяжении 90-х годов художник почти ежегодно приезжает для зарисовок, для собирания материалов к новым картинам. Касаткин проявляет большой интерес к тяжелому быту шахтеров, к их каторжному труду; жизнь шахтеров становится ему близка. Большое значение тут имеет и тот факт, что художник и сам прошел когда-то тяжелый трудовой путь.

Родившись в семье мастера-литографа, Касаткин сам испытал в детстве нужду, разные невзгоды. Все это больше способствовало сближению Касаткина с пролетариатом. Если сейчас рабочая тематика, творческие поездки художников Москвы, Киева, Харькова в рабочие районы — явление обычное, то поездки Касаткина в те годы в рабочий Донбасс нужно рассматривать, как явление несомненно революционного значения. В Донбассе художнику Касаткину приходилось работать в самых неблагоприятных условиях: переносить разные лишения, неудачи.

Хозяева шахт подозрительно присматривались, когда на территории их рудников появлялся какой-то «посторонний» с этюдником через плечо; делал для чего-то бесчисленные зарисовки с грязных, покрытых угольной пылью шахтеров, вел с ними какие-то разговоры. Все это их тревожило: «Не вышло бы чего из этого… подальше от греха». И не особенно охотно пускали его в свои владения. Почти во всех своих письмах к родным Касаткин жалуется, в каких тяжелых условиях ему приходится работать в Донбассе. Вот он пишет из своей последней поездки в 1899 г. (шахта «София», станция Харцизск): «На шахте так тяжело, что я не мог остаться работать. В Юзовке нас было арестовали (там рабочее движение и забастовка!..). Все заперто и завод стоит»… Но трудности, неудачи не останавливают Касаткина и скоро начинают сказываться результаты его напряженной работы.

Частое пребывание художника в гуще шахтерской жизни, упорная творческая работа обеспечивают успех его художественных произведений. Знакомство с Донбассом способствует тому, что картины Касаткина —правдивы, доходят до зрителя, волнуют его и привлекают внимание к творчеству художника, тем более, что показ рабочего, как новая тема, и воспринималась по-новому.

Правда, на десять лет раньше известный художник «передвижник» Репин дал своих волнующих «Бурлаков». Но там перед нами еще не представители рабочего класса.

В 1894 г. Касаткин дает свою лучшую капитальную картину «Углекопы» (Смена), которая произвела тогда, пожалуй, не меньшее впечатление, чем «Бурлаки» Репина. Касаткин впервые в искусстве уверенно выводит во весь рост рабочего, которого проглядели художники-передвижники.

Картина «Углекопы» изображает момент смены шахтеров: одна часть, усталая и измученная- изнурительным трудом под землей, с непогасшими еще лампами выходит из бадьи; около клети ждет новая смена рабочих, с обушками и желонгами в руках. Темные тона, в которых написана картина, усиливают ее эмоциональную выразительность. С необычайной правдивостью сумел Касаткин отобразить каторжные условия труда этих суровых на вид, с вымотанными силами шахтеров.

Картина «Углекопы» сразу выдвинула Касаткина на то особенное место, которое он и занимает до самой смерти. — Вот перед нами другая работа. Это шахтер «Лука Хромой», уже физически искалеченный беспощадной капиталистической эксплуатацией, с искривленными, трясущимися коленями, с обушком лампочкой-коптилкой «бог в помощь»… — Он готов и дальше . продолжать свою работу в шахте, где его поджидает на каждом шагу увечье, а может быть и смерть из-за преступного отношения хозяина шахты к условиям работы шахтера.

Вот перед нами другая картина — «Тягальщик» (Саночник), где художник изображает подростка, ползущего в шахте, который тащит прикрепленные к крюку его пояса-лямки тяжелые сани, нагруженные углем. Картина дает яркое представление о труде саночников. Саночник, который в условиях советской действительности сошел со сцены, в старом Донбассе был одной из центральных фигур угольного производства. Находясь по двенадцать–пятнадцать часов под землею, саночник тащил на четвереньках по забою санки, нагруженные до отказа углем.

Только одна «Шахтерка» выделяется из ряда этих однотипных хмурых картин. В «Шахтерке» Касаткин дает облик здоровой улыбающейся девушки, очевидно, недавно прибывшей на заработки из деревни. Нужда, невзгоды не успели еще наложить на нее свой отпечаток. Эти картины явились огромным вкладом в русское искусство и создали Касаткину широкую популярность среди трудящихся. Буржуазия же, наоборот, холодно и сдержанно встречала каждое новое произведение Касаткина, особенно где он показывал пролетариат. Известный, например, владелец картинной галереи в Москве, капиталист Цветков, после осмотра лучшей картины Касаткина «Углекопы», остался ею не доволен и посоветовал художнику писать больше солнца, давать радостные краски и меньше подавать в картинах черный уголь и каких-то «трубочистов».

Буржуазная пресса всячески замалчивала, игнорировала творчество Касаткина. Она охотнее поощряла и поддерживала тех художников «передвижников», которые утратили всякие элементы революционности, сглаживали в картинах социальные противоречия и старались делать свои картины приемлемыми, приятными для буржуазного потребителя. Но художника Касаткина мало смущала такая оценка, такое отношение. Он не отступал пред своими замыслами, которые были связаны с эпопеей труда. Для этого он продолжал свои поездки на шахты Донбасса, где неутомимо собирал материал для новых задуманных вещей. Чтобы лучше понять и оценить творчество художника Касаткина, необходимо полнее быть знакомым с некоторыми биографическими данными из его жизни.

Н. А. Касаткин, родившись в 1859 году, прошел тяжелый жизненный путь. Пристрастившись с детства к рисованию, Касаткин четырнадцати лет поступает в Московскую школу живописи. По окончании школы, в 1878 году он мечтает поступить в академию художеств. Но это осталось для него мечтой. Известность пришла также не сразу. Картин его никто не покупает. Только в 1888 году, наконец, капиталист Третьяков, владелец картинной галереи, покупает картину «Соперницы». В этом же году Касаткин становится постоянный членом товарищества передвижных выставок.

Революционный подъем 1905 года находит яркое отражение в его творчестве. Он дает ряд созвучных времени картин («После обыска», «Последний путь шпиона»). Последовавшая после 1905 года реакция на время приостановила творческий размах художника. Касаткин временно умолкает.

Октябрьская революция вызывает новый подъем творческих сил Касаткина. Его интенсивная работа после Октябрьской революции еще более органически связана с рабочим классом. В число своих излюбленных сюжетов художник включает тип новой молодежи—комсомольцев» пионеров; он создает целую серию картин, напр., «Наша комсомольская молодежь». Это — одна из его удачных работ послеоктябрьского периода.

В 1924 году Касаткин еще раз возвращается к своей излюбленной, горняцкой тематике. На этот раз он выезжает в Англию и привозит оттуда целый цикл этюдов, зарисовок из быта и борьбы английских углекопов. Касаткин, один из первых художников (1922 г.), заслуженно получает звание Народного художника республики. Оставаясь верным заветам художественного реализма, художник-общественник А. Касаткин на протяжении всей своей пятидесятилетней деятельности, вплоть до самой смерти отдавал свои силы пролетариату.

Старый Донбасс с его каторжным трудом ушел далеко в прошлое. На его месте вырос новый социалистический Донбасс. Создаются новые города, шахты, заводы. Шире раскрываются богатства недр Донбасса. Растет новая, пролетарская культура. Растут новые люди.

Октябрьская революция развязала все творческие возможности пролетариата. Если до Октябрьской революции мы знали только одного художника, отображающего Донбасс, — Касаткина, то после Октября мы видим совершенно другое. С одной стороны, в советских условиях в Донбассе выдвигаются, растут свои молодые таланты-художники: Головатый, Кравцов, Грушкин, Мищенко, Бендрик, Козодоев и другие и, с другой стороны, сюда приезжают художники Москвы, Ленинграда, Киева, Харькова.

Если поездки Касаткина в Донбасс были в старое время явлением необычайным, то поездки советских художников в промышленные районы нашей страны и в частности в Донбасс не вызывают больше удивлений. Это одна из боевых, очередных работ, стоящих в плане всей творческой деятельности советского художника. Тут отдельно нужно указать художников Москвы: Журавлева В., Петрова И., которые, по примеру Касаткина, периодически посещают Донбасс, и подолгу па месте изучают новую, меняющуюся обстановку, новых людей Донбасса. Из художников Украины можно отметить Азовского, Козика, Черкасского и др. Показателем общего подъема социалистической культуры Донбасса должна явиться подготовляющаяся выставка «Донбасс в живописи». Социалистический Донбасс должен найти свое художественное отображение в полотнах лучших художников СССР, участников этой выставки.

В связи с подготовкой выставки «Донбасс в живописи» нельзя пройти мимо художника Касаткина. Необходимо с большим вниманием отнестись к оставленному художником наследию. Необходимо, чтобы трудящиеся Донбасса ближе ознакомились с произведениями Касаткина, где так ярко, правдиво, с худо-жественной убедительностью показан ушедший бесповоротно в далекое прошлое старый Донбасс с его бесчеловечной эксплуатацией, грубыми нравами, политической бесправностью трудящихся и «собачевками». В подготовляемой выставке должны быть широко представлены произведения первого певца пролетариата старого Донбасса — Народного художника Республики— Н. А. Касаткина.

  • В. Золотарев, «Литературный Донбасс», — 1936. — №1 (янв. — февр.)


Войдите, чтобы оставить комментарий