Когда Донбасс еще находился в огне Гражданской войны, в Харькове советским правительством уже проводились мероприятия сугубо гражданского назначения, направленные на улучшение бытовых условий жизни шахтеров. 31 марта 1919 года угольный отдел СНХ Украины объявил конкурс на составление проектов образцовых домов для рабочих и лиц, занятых в каменноугольной промышленности Донбасса. По условиям конкурса, жилище рабочего должно было быть запроектировано в виде небольших отдельно стоящих или блокированных домов с мансардами, с устройством кухни и вспомогательных помещений. Это были первые мероприятия властей по разработке жилья для рабочих.
В 1923 году для нужд горнорабочих Донбасса Московским архитектурным обществом был объявлен Всесоюзный конкурс «с целью разработки как архитектурно осмысленного, так и здорового и экономичного типового жилища». В конкурсе приняли участие ведущие архитекторы, а среди членов жюри были А.Иваницкий, В.Семенов, А.Щусев, К.Мельников. Но общество «Донуголь», в чьем ведении находилось до 70% всех донецких шахт, высказало отрицательное отношение к результатам конкурса по той причине, что «в проектах не отразились рекомендации, экономические и бытовые условия жизни в Донбассе». Модные в столице решения по обобществлению быта в Донбассе не прижились: семьи заселявшие дома без плит — требовали их установки или же строили плиты сами. «Донуглем» были разработаны несколько типов жилищ для рабочих. Прежде всего семейные одноэтажные дома с приусадебными участками и хозяйственными службами. Часто такие дома, с обязательным отдельным входом, строили блоками. Практически во всех районах Донецка еще можно встретить дома построенные в 1920-х годах. Был и другой тип застройки — общежития в 2–3 этажа с расположенными на первом этаже столовой, кухни, туалетной комнаты, уборных, сушилки для одежды подземных рабочих, кладовок. На втором и третьем этажах размещались спальные комнаты и помещения для отдыха. Этот тип домов большей частью был перестроен.
Рабочих требовалось воспитывать. Эту роль отводили рабочим клубам. По словам организаторов клубы были местом умного отдыха, классового воспитания и повышения культурного уровня. Через клуб трудящийся человек мог подойти близко к профсоюзам — школе коммунизма. Всем членам рабочего клуба выдавался членский билет и ежемесячно взимались членские взносы. Вот как выглядела памятка члена рабочего клуба им. Калинина (Путиловка):
Покинь пивну, — іди до клубу.
Веди до клубу жінку, дітей та товаришів по роботі.
Одержавши заробітну плату, не пізніше як через три дні плати членський внесок до клубу.
Бережи клубне майно.
Не пали в клубі.
Не лузай в клубі насіння.
Не забувай, прийшовши до клубу, роздягтися в роздягальні, зніми галоші та шапку.
Акуратно одвідуй загальні збори, засідання комісій та заняття гуртків, до яких ти записався.
Роби так, як каже черговий по клубу.
Членский билет клуба, Путиловка. Обложка
Членский билет клуба, Путиловка. Памятка члена клуба
А вот выдержка из заметки в губернский газете „Кочегарка» за 1924 год. Сотрудники рабочего клуба мариупольских метзаводов жаловались на хулиганские выходки молодежи: «Руки в борьбе с ними опускаются, не успеваешь стирать порнографии со стен, чинить поломанные двери, ввинчивать новые лампочки взамен украденных. А поймаешь кого-либо, сделаешь замечание, в ответ получишь в ухо».
Та же газета «Кочегарка» сообщила, что в честь 7-й годовщины Октября «на Краснотворческом руднике (быв.Рутченковский) открыт недавно выстроенный рабочий клуб».
Но город расширял свои границы и архитекторы со строителями стали уделять еще больше внимания бывшим шахтным поселкам. Одним из первых подвергся перестройке поселок Рутченковского (тогда его называли Краснотворческим) рудника, тем более что рядом находился коксохимический завод. Начали с Дворца труда для горняков. Старый клуб, сданный в эксплуатацию четыре года назад, уже не вмещал всех желающих.
Вид старого клуба (Рутченковский р-к)
Для Донбасса было разработано три типа Дворцов труда (так тогда называли дома культуры). Идеологическое обоснование было следующим:
Вообще следует отметить, что проектирование Дворцов играло очень большую роль в деле клубного строительства. Это объясняется тем, что по своей планировке и архитектурному содержанию, клубы должны были отразить идею и сущность методов культурно-просветительской и массовой работы и ответить современным течениям в архитектуре последних лет, между тем клубная архитектура начала зарождаться совсем недавно (в 1926–27 годах), и то, преимущественно, в культурных центрах, главным образом, в Москве. Применяемый в Донбассе строительный материал (бутовый камень) ограничивал архитектурные возможности, и поэтому Дворцы Культуры представили из себя сочетание архитектурных приемов, с некоторым уклоном в сторону конструктивных (плоских) форм. Внутреннюю планировку клубных помещений и расположение комнат в Дворцах культуры удалось произвести в полном соответствии с сущностью и размахом проводимой в настоящее время культурно-просветительной работы, (шумные) театр и др. — удалены от клубных комнат (тихих), что создает для повседневной работы необходимую изолированность их друг от друга.
На Рутченковке было построено здание по первому типовому проекту со зрительным залом на 1100 мест. Здание четырехэтажное, с полуподвальными этажами, каменные стены из местного песчаника, перекрытия железобетонные, несгораемые. Здание разделялось на клубную (с левой стороны) и театральную части (с правой стороны).
План 1-го этажа клуба Рутчкенковского ДК
Рутченковский Дворец Культуры. Проект
Рутченковский Дворец Культуры I типа. Библиотека.
Рутченковский Дворец Культуры I типа. Комната отдыха
Рутченковский Дворец Культуры
Авторы проекта работники проектно-строительной организации «Клубстрой» при Всеукраинском комитете Союза горнорабочих, архитекторы Луцкий, Попов, Хромов и другие. Тогда, в 1928 году, Дворцу культуры присвоили имя Коминтерна.
Дворец культуры имени Коминтерна, Рутченково
Во время Великой Отечественной войны здание пострадало. Восстановили дворец культуры в обновленном виде и под новым именем — ДК им. И.Франко (с 1934 года ДК стал носить имя Кирова) в конце 1950-х по проекту Л.Берберова. Вообще, всем дворцам труда отводилась большая градостроительная роль в формировании облика рабочего поселка. По замыслу идеологов культуры весь строй новой общественной и трудовой жизни рабочих должен был связан с этим зданием. Здесь совершали новые социалистические обряды, проводили общественные собрания, просмотр фильмов. За Дворцом труда имени Коминтерна была предусмотрена парковая зона, спортивная площадка. Американский писатель Теодор Драйзер, посетивший Дворец культуры писал: «Я поражен тем, какие у Вас великолепные клубы имеют трудящиеся. Ваш клуб в Рутченково — это нечто необыкновенное, это истинный очаг культуры».
В начале 1930-х директор ДК Шильников делился опытом работы на ниве культурного воспитания трудящихся: «Сначала мы, для того чтобы привлечь рабочих на лекции, устраивали бесплатные кино. Из этого ничего не получилось. Приходил не тот народ, который нам был нужен. Интересовался он кино, а не лекциями. Дело значит, не в привлечении бесплатными билетами. Сейчас у нас на лекции продают билеты по 25 коп, а на лекциях присутствует 200–300 человек. В чем же дело? Дело оказалось в том, что наши лекции читают квалифицированные люди. Мы не постеснялись платить отдельным лекторам и 150 руб. за лекцию. Расходы себя оправдывают той пользой, которую дает рабочему хорошая лекция». Честно говоря, по поводу оплаты лекторам — гложут большие сомнения. 150 рублей в те времена деньги просто огромные.
Директор ДК Шильников, Рутченковка
Строительство Дворца культуры им. Ленина металлургического завода имени Сталина началось 9 июля 1926 года. С 1917 заводской клуб помещался в бывшем доме директора Свицына. Место под новое строительство выбрали возле заводского рабочего поселка Стандарт.
Клуб им В.И. Ленина в доме Свицына. 1917–1927
Строительство Клуба им. Ленина (сейчас ДК Металлургов). Сталино (Донецк), 1925 г.
К концу 1927 года была построено одна треть от запланированного объема. В течение всего хода строительства контроль осуществляли харьковские инженеры: П.С. Диссон руководил непосредственно строительством, Е.Д. Федоров отвечал за техническую часть, а архитектор Г.А. Яницкий разрабатывал проекты внутренней планировки, отделки и расцветки помещений, а также генеральный план разбивки парка и газонов. 9 сентября 1929 года комиссия в составе представителей завода, райкома профсоюза металлистов и общественности произвела предварительную приемку и передачу в эксплуатацию нового клуба. 15 сентября в здании клуба состоялась первая лекция. После нее выяснилось, что предстоит еще долгая и упорная работа по воспитанию культуры у населения: помещение аудитории было сильно повреждено слушателями, окна разбиты, дверные ручки сорваны, стены и столы исцарапаны.
В предвоенный период театральная часть клуба так и не была построена. В годы Великой Отечественной войны на территории клуба имени В.И. Ленина фашистские оккупанты устроили лагерь для советских военнопленных и мирных граждан. Здание было частично разрушено и сожжено, парк уничтожен. Реконструкция ДК относится к 1955–1957 годам. Только к 20-летию Великой Победы Дворец культуры был полностью восстановлен, и к нему была пристроена, наконец, театральная часть.
В средине 1920-х на улице Артема в конструктивистском стиле построили клуб строителей имени Шевченко. В конце 1930-х фасад изменили, достроили и превратили в Дворец пионеров.
Рутченковский Дворец культуры. Стахановец-коногон тов. Филимоненко разучивает менуэт Баха
Часто давно выстроенные здания переоборудовали под клубы. В Клубе Юзовского общества приказчиков обосновался клуб советских и торговых работников, в здании синагоги по ул. Октябрьской — клуб медицинских работников, на ул. Красноармейской, 19 — Клуб работников милиции, в здании синагоги в начале ул.Новомартеновской (ул.Постышева) — Клуб работников просвещения.
Велось строительство рабочих клубов по городским окраинам. В 1937 году, в честь ХХ-летия Октября, открыли новый рабочий клуб на Буденновском руднике, реконструировали клуб на Смолянке.
ДК Буденовка.1937
Дальнейшему строительству рабочих клубов помешала война.
- Автор: Стёпкин В.П.
- Фото предоставил автор
Спасибо Валерию Петровичу за материал. Отдельная благодарность за коногона-стахановца и Баха.
Рутченковский Дворец Культуры чем-то смахивает на харьковский Госпром. Как по мне, намного лучше, чем то, что имеем сейчас. После войны восстанавливали — первоначальный стиль здания испортили