Рутченковским рабочим клубом восхищался писатель Теодор Драйзер и  здесь работал композитор Зиновий Дунаевский

Документальных сведений о том, когда был построен Дворец культуры, увы, не сохранилось или они еще не найдены. Из послевоенных документов известно, что это произошло в 1927 или 1928 году. Вероятнее всего, именно в 1927 году, т. к. видом нового рабочего клуба восхищался гостивший в городе Сталино американский писатель Теодор Драйзер. Он приехал в наш город 19 декабря и пробыл пару дней. «Я поражен тем, какие у вас великолепные клубы имеют трудящиеся. Ваш рабочий клуб на Рутченково — это нечто необыкновенное, это настоящий очаг культуры. Во всем мире нет того, что есть у вас», — так эмоционально высказался писатель о тогдашнем клубе им. Интернационала.

Известный донецкий краевед Валерий Степкин в книге Всеукраинского комитета Союза горнорабочих СССР «Строительство Дворцов культуры в Донбассе» (Харьков, 1928 год) нашел информацию о том, что, скорее всего, Рутченковский ДК был построен по 1-му типу архитектурной планировки. А значит, он должен был быть четырехэтажным с полуподвальным этажом, стены каменные из песчаника местной породы, перекрытия железобетонные, несгораемые. Здание имело центральное отопление, канализацию, водопровод, освещалось электричеством. Из послевоенных документов известно, что общая площадь здания составляла 49,8 тыс. кв. м. Средняя стоимость строительства по этому проекту выливалось в 713 тыс. 601 руб. Так или иначе, но в ноябре 2012 года Дворец культуры им. Франко будет отмечать 85-летие со дня своего рождения. 

До войны в этом культурном учреждении жизнь била ключом. По воспоминаниям донецкого старожила и ветерана угольной промышленности Юрия Макарова, именно здесь находился Шахтерский ансамбль песни и пляски Донбасса, организатором и руководителем которого был Зиновий Иосифович Дунаевский (родной брат известного композитора Исаака Дунаевского). Кстати, Зиновий Иосифович в своем творчестве часто обращался к шахтерской теме. Именно он является автором музыки знаменитых песен «Песня о Донбассе» (1938 г.), «Шахтерский вальс» (1947 г.), «Марш шахтеров Донбасса» (1954 г.) и еще нескольких произведений о Донбассе. В 1964–1969 годах Зиновий Дунаевский возродил и до конца своей жизни руководил шахтерским ансамблем песни и танца УССР «Донбасс» в Донецке.

ДК И. Франко в ДонецкеДК И. Франко в Донецке

Вернемся снова к Дворцу культуры им. Франко. В начале Великой Отечественной войны в ДК размещался штаб 696-го стрелкового полка знаменитой 383-й Шахтерской стрелковой дивизии (об этом рассказывает мемориальная табличка, прикрепленная на фасаде). Что было в этом здании во время оккупации, точно неизвестно, но при отступлении из Сталино в сентябре 1943 года фашисты разрушили его. Печальное состояние Дворца культуры усугубил пожар, который произошел уже после освобождения.

25 декабря 1947 года специально созданная комиссия после обследования всего того, что осталось, признала «целесообразным восстановить и реконструировать здание, хотя сохранность его определена всего в 20%». Так Дворец культуры на Рутченково получил право на вторую жизнь.

Воссозданный из пепла

Принятие решения о восстановлении ДК объяснялось необходимостью «создания из Дворца культуры центра культурно-массовой воспитательной работы среди шахтеров, а также рабочих, инженерно-технических работников окружающих промпредприятий Рутченково и других районов города Сталино». Предполагалось, что данное культурное учреждение будет обслуживать трудящихся 12 угольных шахт и 8 крупных заводов.

Разработкой всей необходимой проектной документации занимался Сталинский филиал «Гипрогражданстроя». Автор проекта — знаменитый донецкий архитектор Лев Берберов, соавтор — инженер Доброловский. Консультантом выступил член-корреспондент Академии архитектуры Я.И. Коренфельд.

Окончательно технический проект и сметная документация на восстановление и реконструкцию Дворца культуры ЦК профсоюза угольной промышленности в Рутченково был утвержден 19 мая 1949 года на 16 заседании Секретариата ВЦСПС. Документы подписал тогдашний глава советских профсоюзов Василий Кузнецов. Кстати, с 1926 по 1931 год он работал на Макеевском металлургическом заводе, впоследствии стал дважды Героем Социалистического Труда, первым заместителем председателя Президиума Верховного Совета СССР.

Полным ходом работы пошли примерно в 1953 году. В Государственном областном архиве корреспонденту «ДН» удалось посмотреть справку Сталинского городского отдела культуры (ГАДО, Ф-Р2889, оп. 1, д. 2, л. 237), где говорится, что «восстановление Дворца культуры в Кировском районе производит Стройуправление №1 треста «Сталинжилстрой» с 1947 года». Полная сметная стоимость работ составляла тогда 8 млн. 189 тыс. руб., с начала строительства было освоено 3 млн. 307 тыс. руб. (готовность — 45%). В документе отмечается, что «стройка полностью обеспечена рабочей силой, материалами, механизмами». Однако городские власти при этом считали «целесообразным просить ВЦСПС о дополнительном ассигновании на 1953 год 1 млн. руб.». 

Работа была выполнена огромная — полная реконструкция клуба с дополнительной пристройкой театрального комплекса. Всего было затрачено 11 млн. руб., а также около 3 млн. руб. — на оборудование Дворца культуры. В протоколе №27 заседания исполкома Сталинского горсовета от 14 ноября 1956 года (ГАДО, оп. 3, д. 1454, л. 110) мы читаем, что был утвержден «акт госкомиссии по приему в эксплуатацию Рутченковского Дворца культуры им. Франко в Кировском районе города Сталино». В документе говорится, что общая площадь здания составляла 57 тыс. 750 кв. м (полезная площадь — 8 тыс. 546,8 кв. м), зрительный зал рассчитан на 870 мест. Кстати, государственная комиссия оценила работу строителей на отлично. Таким образом, нынешней осенью ДК им. Франко отмечает 55-ю годовщину со дня своего восстановления после войны.

Интересен еще и такой факт: горсовет обязал обком Союза угольщиков к 1.12.1956 года предоставить в исполком «в 2-х экземплярах фотографии всех фасадов, интерьеров и архитектурных деталей Дворца культуры». Вот бы их сейчас найти!

Во Дворце культуры было много нового, о чем в тогдашнем Сталино могли только мечтать, например, вращающаяся сцена (сегодня она уже не вращается). При этом новое культурное учреждение не находилось в подчинении городских властей, а считалось республиканским Дворцом культуры горняков.

Как рассказала «ДН» нынешний директор ДК Галина Канаева, планировалось еще соорудить фонтан перед зданием, но началась борьба с архитектурными излишествами в строительстве, и от этой идеи отказались. Однако все равно Дворец культуры был точно лучшим в тогдашнем городе Сталино. Была еще одна достопримечательность, которой до сих пор восхищаются посетители ДК.

Подарок от Королихи и Никиты Хрущева

Речь идет о знаменитой люстре из хрусталя и бронзы с 301 лампочкой. У нее тоже есть своя история. Считается, что это чуть ли не подарок Первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева. А добилась того, чтобы эта красота оказалась в Рутченково, знаменитая Королиха. Она была удивительным и легендарным человеком в городе Сталино.

16 союзных республик16 союзных республик

Евдокия Федоровна Королева (1879–28 января 1981 года) стояла у истоков первых женских шахтерских бригад. Она начала трудовую деятельность на шахте №30 поселка Рутченково, проработала на ней 17 лет выборщицей породы, плитовой, лампоносом, откатчицей вагонов. Во время войны эвакуировалась в Караганду (Казахстан), где три года трудилась вагонщицей на шахте №20-бис (ей было тогда уже 63 года!). Потом она вернулась в родной Донбасс поднимать его из разрухи. Евдокия Федоровна имела 75 лет шахтерского стажа, звание Почетного шахтера СССР, была награждена многими орденами и медалями. Умерла Евдокия Королева в возрасте 102 лет в комнатке барака, которую ей выделили еще до революции.

Знатная шахтерка дружила с Никитой Хрущевым еще во времена его бурной революционной молодости. Напомним, что будущий глава Советского Союза работал на заводе Боссе и шахтах Рутченковского куста. Никита Сергеевич называл Королеву бабой Дусей. Говорят, Евдокия Федоровна даже спасла жизнь Хрущеву и его товарищу, спрятав их от белогвардейцев. Только Королиха могла прямо сказать ему: «Никитка, ты там сидишь в Кремле, а тут рабочие без спецовок и сапог!» И он помогал.

Документально известно, что в 1944 году власть города Сталино своим решением специально послала Евдокию Королеву в Москву, чтобы она выбила все необходимое для восстановления столицы Донбасса, ведь баба Королиха всегда с честью справлялась с такой «общественной нагрузкой». Рассказывают, что когда возник вопрос о люстре для Дворца культуры в родном для нее Рутченково, то Евдокия Федоровна смогла ее выбить в Москве. Так ли было на самом деле или нет — кто знает…

Сегодня неизвестны тогдашняя стоимость этой люстры и завод, на котором она была изготовлена. Однако история о подарке от самого Никиты Хрущева очень красивая.

Шестнадцать советских республик

Говорят, нашу люстру изготовляли по подобию той, которая висит в зрительном зале Большого театра в Москве. Идея росписи фресками тоже была заимствована именно там, это не вызывает сомнения. В Большом театре потолок зрительного зала украшает роспись в стиле модерн, изначально выполненная еще в XIX веке. Панно под названием «Аполлон и музы» напоминает часы, где каждый сектор украшают девушки, символизирующие разные виды искусства. Картина выполнена по особой технологии, благодаря чему она, как стены и пол зрительного зала, отражает звук, создавая неповторимую акустику. Что-то подобное решили сделать и во Дворце культуры им. Франко.

Только на дворе была уже социалистическая эпоха, и культура тогда носила пропагандистский характер, поэтому вместо муз у нас изобразили девушек в национальных костюмах, символизирующих единство 16 советских республик. Да-да, именно 16 республик, а не 15, как привыкло считать большинство населения бывшего Советского Союза. И это была не Болгария, о которой в союзные времена говорили, что это еще одна наша республика. На потолке зрительного зала в ДК им. Франко нарисованы девушка в национальном костюме и герб Карело-Финской Советской Социалистической Республики.

Люстра в ДК Франко, ДонецкЛюстра в ДК Франко, Донецк

Она входила в состав Советского Союза с 1940 года, а 16 июля 1956 года Карело-Финская ССР была преобразована в автономию в составе РСФСР, вследствие чего Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 сентября 1956 года шестнадцатая лента с девизом на финском языке была удалена с герба.

Таким образом, можно предположить, что роспись потолка зрительного зала во Дворце культуры им. Франко завершили до июля 1956 года. По всей видимости, эту работу сделали не местные живописцы, а мастера Комбината декоративно-оформительского искусства Художественного фонда РСФСР г. Москвы. До сих пор яркость красок сохранилась почти в первозданном виде. Во время недавней реконструкции Дворца культуры роспись отмыли от многолетней пыли, и фрески засияли новым блеском.

Еще хочу остановиться на необычном подобии герба, который нарисован на ярусе прямо в центре перед сценой и окружен шестью красными знаменами. На рисунке изображен всеми узнаваемый горняцкий пейзаж нашего региона (терриконы, шахтный копер), впереди шахтерская лампочка, а сзади — аккордеон. Что этот рисунок точно означает, пока не удалось узнать.

Версий можно выдвигать много. Быть может, таким образом художник изобразил содружество шахтеров и работников культуры? А можно еще выдвинуть и совсем уже смелое предположение: не герб ли это города Сталино? Ведь шесть красных знамен могли символизировать шесть районов города, которые существовали в 1956 году в Сталино. Хотя, по официальным данным, такой символ города у нас впервые появился уже в Донецке в 1968 году, его автором является скульптор Леонид Бринь.

Кстати, Леонид Бринь вместе с архитектором Юрием Можчилем создали монумент «Жертвам фашизма». Сейчас полным ходом идет реконструкция этого памятника в Ленинском районе, открытого в 1965 году к 20-летию Победы над Германией на месте лагеря для советских военнопленных (там погибло от 16 до 25 тыс. человек).

Нет сомнений, что в истории Дворца культуры им. Франко еще много неизвестных и интересных для жителей города моментов.

Знаковое место в культурной жизни Донецка

Первым директором восстановленного ДК стал Алексей Иванович Говорущенко, его замом — Виктор Евстафьевич Журавлев. На конец декабря 1956 года библиотека ДК им. Франко уже насчитывала около 20 тыс. экземпляров книг, газет и журналов и обслуживала 1100 читателей. По постановлению Украинского республиканского комитета Профсоюза рабочих угольной промышленности от 19 февраля 1957 года Дворец культуры получил имя Ивана Франко (в городе этим именем дворец начали называть еще раньше).

Во времена Советского Союза это культурное учреждение пользовалось заслуженным авторитетом. Здесь проводились все главные праздничные мероприятия Кировского района города Сталино, потом уже Донецка. Там работали три (!) оркестра и еще полтора десятка различных кружков. ДК им. Франко помнят тысячи дончан, многие занимались в нем. Среди них немало известных людей, перечисление их не вместится ни в одну газетную статью.

Пережили здесь бурные 90-е годы. Интересен такой факт: в те неспокойные времена во Дворце культуры размещался офис народного депутата Украины Евгения Щербаня, впоследствии погибшего от пули киллера.

Понятное дело, финансов на содержание такого здания не хватает. Но в 2005 году здесь провели реконструкцию, хотя сумели сделать не все, что планировали. Это произошло с помощью городских и районных властей, спонсоров. Известно, что инициатором замены сидений в зрительном зале выступил мэр Донецка Александр Лукьянченко.

Сегодня более 600 человек считают ДК им. Франко местом, где можно заниматься творчеством. Как сообщила директор Дворца культуры Галина Канаева, пять коллективов имеют почетные звание народного и образцового. К примеру, народной студии изобразительного искусства «Радуга» в следующем году исполнится 55 лет. Есть и своя картинная галерея. «Выпускники» дворца становились победителями и лауреатами различных международных фестивалей и конкурсов.

Славная история одного из самых знаковых мест в культурной жизни города Донецка, несмотря на все трудности, продолжается!



  • (will not be published)

Подписаться на комментарии