Ни один промышленный регион мира никогда не переживал такого чудовищного разрушения, какое познал Донбасс от фашистской оккупации. Особенно пострадала угольная промышленность. Было взорвано и затоплено 314 основных шахт и 30 шахт — новостроек. Колоссальные разрушения претерпели металлургические и химические предприятия. Только в Сталинской области было взорвано 22 доменных и 43 мартеновских печей, 34 прокатных стана, 3 блюминга. Полнейшему разрушению подверглись коксохимические заводы. В руинах находилась машиностроительная отрасль.
Вашему вниманию предлагаются фото Донецка того времени.
1. Водонапорная башня (?) на Сталинском металлургическом заводе. Сталино. Начало 1940-х
2. ДМЗ. Сталино (Донецк). Начало 1940-х
3. ДМЗ. Сталино (Донецк). Начало 1940-х
4. Доменные печи на металлургическом заводе в Сталино (Донецке). Начало 1940-х
5. Разрушенный цех металлургического завода в Сталино (Донецке). Начало 1940-х
6. Театр оперы и балета. Сталино. Осень 1941-го года. На площади перед театром видны противотанковые заграждения (ежи). Огромный размер ежей (в человеческий рост) и довольно хилая конструкция говорит о том, что делались они на скорую руку людьми, которые не компетентны в вопросах противотанковых заграждений. Ежи такого большого размера неэффективны.
7. Могила немецкого военного в сквере Павших коммунаров. Сталино. Начало 1940-х
8. Общий вид завода
9. Автобус
10. Станция Сталино с разрушенной водонапорной башней.
11. Немцы очень любили фотографировать указатели, на которых отображались расстояние до населенных пунктов Украины и Германии (на немецком языке)
12. И снова указатели. Фото на память
13. Указатели возле нынешнего здания Ворошиловского исполкома
14. Вид на Театр оперы и балета
15. Автомобиль с зенитным орудием на фоне ДМЗ
16. Зенитное орудие Flak 18 на грузовике на фоне металлургического завода
17. Дорога. Надпись на указателе «Сталино. На Павлоград»
18. Трамвайная ветка (возможно, ведущая на станцию Сталино)
19. Таких условий жизни немцы никогда не видели. А подобная картина была если не типичной для Сталино, то уж точно не редкостью
20. Рельсы
- Фото предоставил Стёпкин В.П.
Надеюсь что вся семья этово йобаного михеля горит в аду.
ИзменитьЖаль что германию не стерли в порошок.
не стоит употреблять нецензурных выражений, даже если это касается фашистов. у нас, все же, приличный ресурс.
ИзменитьНа третьем фото снизу в кадре сразу два французских автомобиля При чём Пежо такой же ездит у нас и сейчас. Может, тот же самый))))
Изменитьhttp://i.piccy.info/i5/31/08/1…
Стоит только догадываться где владелец авто берет на нее запчасти. Кстати, возможно, это одна из первых иномарок в городе
ИзменитьNightmare, в том и дело, что дословно на табличке написано: «Сталино через Павлоград». Может быть указывалось направление, что в Павлоград можно попасть только через Сталино, напрашивается именно такая трактовка.
«Uber» можно использовать в контексте направления, как «над», но в этом случае такая трактовка малоприменительна.
Ежели бы автор сего дорожного указателя решил бы написать «на Павлоград» — он бы употребил знакомую нам форму «nach Pawlograd».
ИзменитьСпасибо за пояснение. Понятно то, что ничего не понятно
ИзменитьПозвольте поправить. Немецкое слово «uber» (извините, нет возможности написать умляут) в данном контексте скорее означает: «через Павлоград».
ИзменитьПрошу прощения, не знаком с немецким. Получается: «На Сталино через Павлоград» или «На Павлоград через Сталино»?
ИзменитьПохоже на счетверенный советский «Максим». http://www.google.com.ua/url?s…
ИзменитьДействительно, это Максимы. Как говорит Вики: «Пулемётные системы Максима стали самым распространённым оружием армейской ПВО. Счетверённая зенитно-пулемётная установка образца 1931 года…»
ИзменитьНе самое новое было вооружение у Красной армии. Хотя, судя по тому, что немцы использовали трофейные зенитки, оружие было хорошим
Фото №6 можно смело датировать как осень 1941 года. У меня есть фотография из итальянских источников с такими же противотанковыми ежами перед театром. Датирована октябрем 1941 года.
ИзменитьФриц на переднем плане носит знак дивизии «Эдельвейс» — пребывавшей в Донбассе в 1941-42 году.
Фото №20 очень похоже на ул. Краснооктябрьскую (Буденновский р-н) где-то около б-цы Энергетиков
ИзменитьСейчас на вскидку не припомню, но сдается мне, что трамвайная ветка в тут сторону была проложена уже после войны.
ИзменитьА мне почему-то кажется, что это где-то в районе Студгородка: ветка, идущая на станцию
На фото 16 не гаубица, а 37-мм зенитная пушка Flak-18 1938 г.
ИзменитьСогласен. Очень похоже на Флак. А не подскажите, что за штуковина видна на фото №10 тут: http://infodon.org.ua/postal/7…
Изменитьна фото №8 виден дым из трую. завод работал во время оккупации? я думал, что печи закозлил и фрицы его так и не запустили
ИзменитьЗавод частично работал. Печи действительно были закозлены, но немцам удалось восстановить котельную и электростанцию. Работали ремонтные службы (немцы в основном ремонтировали свою технику). Также удалось запустить один из сортовых прокатных станов.
ИзменитьДа, электростанцию и котельную восстановили в самые кратчайшие сроки: это выл вопрос жизни и смерти для всего мирного населения. Надвигалась зима
ИзменитьА насчет прокатного стана есть вопрос: не знаете, куда шла продукция проката. Т.е. что катали? По идее что-то для фронта
больше похоже на то что там горит что-то рядом
Изменитьна фото №8 виден дым из труб. завод работал во время оккупации. я думал, что печи закозлили
Изменитьkron, все фото были сделаны оккупантами. точный год установить сложно
ИзменитьКем сделаны снимки №3 и №5? Начало 40-х — это 1941 или 1943? Каково происхождение фото — наше или немецкое? Специалисты это могут установить легко. А «ежи» наши, точно. Жаль, что не понадобились.
ИзменитьЯ смотрю, что эти мрази (фрицы) любили фотографировать. Считаю, что дали им пинка под зад просто замечательно. А могилка на последнем фото очень символична!!!
ИзменитьСпасибо за редкие снимки