Загадка памятника воинам-освободителям

Все началось с одного из рисунков донецкого художника Романа Ефименко. В номере приблизительно за 1958 год в одной из областных газет была опубликована его зимняя зарисовка-графика под названием «В сквере на Комсомольском проспекте». Там были изображены дети, которые отдают честь… памятнику советского воина в каске, плащ-палатке и с автоматом на груди.

Что эта скульптура на постаменте находилась именно в этом месте, сомнений не было. Дело в том, что сзади нее четко просматривается знаменитый на весь Донецк дом с башенками на улице Университетской и здание, где сейчас располагается Облфинуправление. Этот рисунок стал полной неожиданностью для краеведов — никто не смог сразу что-либо конкретное вспомнить об этом солдате на Комсомольском проспекте. И начался сбор дополнительной информации о памятнике.

Накопать удалось не так уже и много, но кое-что смогли найти. Первая весточка пришла через Интернет из… Израиля. Дело в том, что рисунок Романа Ефименко был размещен во Всемирной паутине на авторском сайте донецкого писателя и краеведа Евгения Ясенова «Донецкий». Через некоторое время в комментариях к материалу обнаружились воспоминания бывшего дончанина, ныне живущего в Израиле, Сергея Ирзы. Он первым подтвердил, что данный памятник существовал. «На Комсомольском проспекте, на пересечении с улицей Университетской, был уютный скверик. Посредине стоял памятник Воину Освободителю. А напротив располагался 1-й хлебзавод! Он и сейчас там», — такие слова Сергей Николаевич написал в своем ЖЖ. «Фото у меня нет, но я его хорошо помню. Это был памятник, как и многие в те годы, из гипса, выкрашенный в белый цвет», — добавил он после того, как с ним связались по электронной почте.

Затем автору статьи еще несколько жителей Ворошиловского района города Донецка уверенно заявили, что скульптура воина стояла в сквере на Комсомольском проспекте. А один из посетителей интернет-сайта Евгения Ясенова сделал вообще шикарный подарок, предоставив… фото памятника начала 60-х годов минувшего столетия! Таким образом, было документально подтверждено двумя визуальными источниками существование данного неизвестного солдата. Правда, никто из опрошенных людей не смог вспомнить, когда памятник появился и когда его затем снесли и по какой причине. 

В документах Сталинского городского отдела культуры (Государственный архив Донецкой области, Ф-Р2889, оп. 1, д. 2, л. 305) нашлась крохотная информация, что в планах строительства объектов культуры на 1951–1955 годы среди предполагаемых к строительству в городе памятников значатся: Ленину, Сталину, Гурову, Щербакову и… Освободителям Донбасса!

Надо при этом заметить, что увековечить подвиг бойцов Красной Армии и подпольщиков, партизан Донбасса собирались уже не в первый раз. С 1944 года по начало 50-х годов напротив оперного театра была мемориальная стела, и рядом с ней установили на постаменте скульптурные фигуры солдата Красной Армии и горняка-подпольщика. На всех сторонах стелы были сделаны надписи (текст их сегодня неизвестен), а на левой ее стороне еще соорудили что-то наподобие герба с копрами. Вернемся же к памятнику на Комсомольском проспекте.

В сквере на комсомольском проспекте г.СталиноВ сквере на комсомольском проспекте г.Сталино

Год установки памятников вождю мирового пролетариата и отцу народов в нашем городе известен из газетной публикации. Евгений Ясенов нашел об этом упоминание в статье «Новые скульптуры украсили город» из номера «Социалистического Донбасса» за 29 апреля 1951 года: «К первомайским праздникам скверы шахтерской столицы украсились новыми скульптурами, полученными из Москвы. Величественный трехметровый монумент И.В.Сталина установили в сквере рядом со зданием Донецкого индустриального института имени Хрущева. Вокруг постамента скульптуры разбиваются цветочные клумбы. Монумент классика советской литературы А.М. Горького установлен в сквере его имени. К Первомаю коллектив «Зеленстроя» и учащиеся архитектурно-художественного ремесленного училища №26 установили скульптуры В.И.Ленина: одну — в Первомайском сквере (напротив гостиницы «Донбасс»), другую — у центрального входа в парк культуры и отдыха имени Щербакова. Большая скульптура шахтера с лампочкой в руке донецкого ваятеля Костина установлена напротив Дворца пионеров».

По официальной информации также известно, что памятник генерал-лейтенанту Кузьме Гурову установили в 1954 году, а памятник руководителю Главного политического управления Красной Армии Александру Щербакову (в 1938 году — 1-й секретарь Сталинского обкома коммунистической партии — именно в честь его назван центральный парк культуры и отдыха в Донецке) — передумали делать. Значит, возможно, солдат в каске и с автоматом мог появиться на Комсомольском проспекте до 1955 года, когда уже была ул. Университетская (ее начали строить в 1953 году).

Братья-близнецы гипсового солдата из города Сталино

Все-таки без Интернета невозможно уже жить в сегодняшнем мире. Зачастую именно Всемирная паутина и помогает разгадать ту или иную историческую загадку. В данном случае до конца ее раскрыть не удалось, но на несколько шагов удалось продвинуться вперед.

Как оказалось, наш памятник не был создан индивидуально для города Сталино, а был серийной скульптурой. Такой же солдат до сих пор стоит перед главным входом на территорию Челябинского металлургического завода. Установили аналогичную нашей скульптуру и в городе Сталинске (ныне Новокузнецке). Вот сведения о нем из местной городской библиотеки в указателе памятных городских дат на 2012 год: «65 лет назад (1947 г.) установлен памятник «Неизвестному солдату» (на пересечении проспекта Энтузиастов и бульвара 25 лет Октября, в сквере у ресторана «Москва»). Это первый городской памятник погибшим в годы Великой Отечественной войны. Высота скульптуры солдата в каске и плаще в полный рост — 2 м, постамента — 2,5 м. Памятник выполнен из бетона. Автор скульптуры неизвестен, т.к. в те годы такие памятники появлялись во многих населенных пунктах. К этому памятнику 9 мая в 60-е годы приходили ветераны, стоял почетный караул».

Таким образом мы узнали какова была высота скульптуры воина. Правда, надо сказать, что новокузнецкий аналог нашему памятнику до 2011 года был, мягко сказать, не в очень хорошем состоянии — он просто начал разрушаться (осыпалась часть левой ноги воина). В прошлом году там сделали реконструкцию памятника, отлив его в металле. А Неизвестный солдат в городе Сталино мог стоять не просто так, а на месте братской могилы. Такая возможность совсем не исключена.

Версия о гибели неизвестной советской диверсионной группы

Предположение, что на Комсомольском проспекте могло захоронение погибших советских граждан, высказал автору статьи старший научный сотрудник отдела охраны памятников истории и культуры Донецкого областного краеведческого музея Виктор Аденок. По его словам, совсем близко от этого места находился старый кирпичный завод (на его месте построили ДС «Шахтер») и там, после взрыва фашистами в 20-х числах августа 1943 года ствола печально известной в Донецке шахты 4/4 бис на Калиновке, оккупанты за несколько дней до освобождения нашего города советскими войсками проводили расстрелы жителей Сталино. Тела же погибших должны были где-то похоронить, пусть уже и после освобождения?

К тому же, по рассказам некоторых исследователей истории Донецка периода Великой Отечественной войны и воспоминаниям старожилов города, в этом районе располагалась то ли зондеркоманда фашистов, то ли управление абвера (военной разведки вермахта) — на этот счет мнения их разнятся. На немецкой карте города Сталино конца 1942 года, полученную «Донецкими новостями» из США в 2010 году, топографы вермахта отметили те здания, которые они использовали для своих нужд. Так вот среди них значатся и главпочтамт, здание телефонной станции за Ворошиловским райисполкомом, хлебозавод и одно из угловых зданий, поближе к современному бульвару Пушкина. Не исключена возможность, что именно в последнем доме и содержались под арестом впоследствии расстрелянные наши земляки.

Очень интересный штрих в данной истории добавил сын знаменитого донецкого архитектора Георгия Навроцкого — Михаил. Он вспомнил рассказ одной из его знакомой, которой запомнился один случай, произошедший в конце оккупации города Сталино. В один из дней 1943 года (месяц неизвестен) немцы ночью окружили одну из неказистых хибарок- «нахаловок» на поселке Дальнем (он как-раз находился в районе нынешнего здания облгосадминистрации и прилегающей местности) и через рупор потребовали находящихся в ней (по рассказам женщины — советской диверсионной группы) сдаться. В случае сопротивления фашисты грозились сжечь весь поселок, в котором проживало несколько сотен жителей. Поэтому наши сдались без боя и через несколько дней были расстреляны. Так это было или нет, но пока достоверно точных документов по этому поводу автору статьи обнаружить не удалось.

Есть только косвенные признаки, что на Комсомольском проспекте могла быть братская могила. Дело в том, что на месте где стоял памятник высажены сегодня деревья (сосны, березы) и эта территория огорожена металлическим забором. Может быть, когда сносили обветшавший памятник городская власть не решилась проводить там застройку, т. к. кто-то им рассказал, что здесь могут находиться останки советских партизан. Такая ситуация вполне возможна.

Когда автор статьи готовил публикацию о погибших красногвардейцах Донецка, то выяснил, что даже после официального перезахоронения с Путиловки на Мушкетовское кладбище останков 52 человек, — на месте где стоял памятник строить жилой дом не стали, оставив просто пустырь. Может быть таким образом поступили в этом случае? Правда нельзя исключать также, что перезахоронение останков погибших на Мушкетовское кладбище все же произошло. Однако официальных документов по этому поводу пока не найдено. Но это еще не конец данной истории.

На Комсомольском проспекте была братская могила партизан отряда Александра Шведова?

В метрах 200 от Комсомольского проспекта, в сквере ниже сейчас заканчивающей реконструкцию гостиницы «Киев», стоит гранитный памятный камень сделанный скульптором М.Г. Гибрашвили, находящийся на государственном учете с 1983 года. На нем выбиты фамилии 14 расстрелянных патриотов города. Не та ли диверсионная группа? Попробуем разобраться.

В Государственном архиве Донецкой области удалось обнаружить одно интересное обязательство за 1970-й год городскому обществу охраны памятников истории и культуры (ГАДО, Ф-Р2889, оп.1, д.317, л.49–50). В нем речь идет о «братской могиле неизвестным солдатам». При этом указано, что там захоронено 13 (!) человек, но не сообщается где эта могила находится. За ее благоустройством следила контора похоронного обслуживания Донецкого горкомхоза. Напомним, что на гранитном камне поблизости гостиницы «Киев» написаны фамилии 14 человек.

Дальнейший архивный поиск вывел на решение исполкома горсовета, принятое за заседании 26.01.1978 года (ГАДО, Ф-Р279, оп.4, д.1228, л.62 и д.1229, л.125–126). Называется оно «Об установке памятного знака патриотам-подпольщикам города Донецка». В документе сообщается, что «в соответствии с мероприятиями горкома компартии Украины и исполкома городского совета народных депутатов трудящихся по увековечению памяти патриотов-подпольщиков, погибших в городе в период немецко-фашистской оккупации исполком горсовета решил»: 

  1. Ходатайствовать перед исполкомом областного совета от установке памятного знака на месте расстрела патриотов-подпольщиков (территория бывшего кирпичного завода) со следующим текстом:

«Здесь на месте бывшего кирпичного завода в августе-сентябре 1943 года были расстреляны фашистами патриоты города Андреев Б.Х., Борисов А.И., Доронцов А.И., Иванова М.Я., Качура Е.С., Колесникова И.В., Матвиенко Л.П., Мельников Н.С., Оленчук Т.Р., Чибисов Л.Т., Чистякова И.В., Сбежнев П.С., Смоленко В., Шенцов В., разведчик-партизан Колодин П.И.».

Здесь на месте бывшего кирпичного завода в августе-сентябре 1943 годаПамятный знак на месте расстрела патриотов-подпольщиков (территория бывшего кирпичного завода)

Дальше поручалось исполкому Ворошиловского райсовета, производственно-художественному комбинату, обществу охраны памятников совместно с предприятиями и организациями района изготовить и установить памятный знак (в документах упоминается место на склоне Первого городского пруда со стороны ул. Университетской).

Из опубликованных ранее в печати материалов по истории партизанского движения выясняется, что большинство указанных на камне фамилий принадлежат партизанам или подпольщикам отряда Александра Шведова. Но и здесь остаются невыясненными несколько важных моментов. Напомним, что на памятном знаке выбиты фамилии 14 патриотов, но в материалах горисполкома записаны 15(!) имен.

Фамилию Шенцова В. почему-то не стали писать на камне. Предполагаю, что случилось это не из-за того, что места там не хватило. Вторая неясность касается судьбы связного ЦК КП(б)У по Донбассу Павла Ивановича Колодина. Его кандидатуру вместе с руководителями Буденновско-Авдотьинского комсомольско-молодежного подполья Саввы Матекина, Бориса Орлова и Степана Скоблова в 1975 году горком партии и горисполком выдвигал на присвоение им звания Героя Советского Союза (посмертно). Однако Золотой звездой Героя они не были награждены, а Павел Колодин еще по некоторым другим документам числится перезахороненным в Торезе.

P.S. По прошествии стольких лет после тех грозных событий наверняка разобраться до конца в этой истории очень трудно, даже практически невозможно! Однако попытаться все-таки стоит. Ведь по тому, как мы чтим память своих сограждан, павших за свободу нашей Родины, и определяется уровень цивилизованности всей страны. Да, даже здесь главное не государство в целом, а общий культурный уровень каждого из нас. Поэтому редакция «Донецких новостей» очень признательна каждому из своих читателей, кто сможет добавить подробности в этом деле. Свои воспоминания можете присылать либо почтой по адресу: 83050, Донецк, б-р Шевченко,4, с пометкой «Памятник» либо по электронной почте: ag@dnews.donetsk.ua, dn@dnews.donetsk.ua.Также сведения можно сообщить по телефону (062) 337–29–53.



5 Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий