«В театре никогда не знаешь:
толи крутится балерина,
то ли сцена под ней»
возможно Кузьма Прутков

 

В Донецке есть интересная легенда о том, что в оперном театре балерины танцуют на паровозном поворотном круге. Так ли это?..

На протяжении всей своей истории театр использовал различные виды техники. Уже в античном театре применялись трехгранные поворотные призмы, так называемые телари или иначе периакты, грани которых несли определенную изобразительную информацию, а также знаменитое греческое полетное устройство «Бог с машины».

Мощный толчок развитию сценической техники дало возникновение и развитие оперного театра. Этот новый театральный жанр требовал многочисленных перемен мест действия, которые должны быть обрисованы с предельной долей узнаваемости, красочностью. Эту проблему блестяще решил переход театра к плоскостным живописным декорациям, которые мгновенно меняли друг друга с помощью кулисных машин. Такая система верой и правдой служила европейскому театру на протяжении почти четырехсот лет.

Лишь только в конце XIX начале ХХ века на смену кулисным машинам пришел поворотный круг. Его появление теснейшим образом связано с заменой плоскостных декораций объемными конструкциями. С помощью поворотного круга осуществлялась быстрая смена картин на сцене, создавалось реальное ощущение непрерывности сценического действия.

Поворотный круг был изобретён и впервые применен в Японии в 1758 театральным деятелем Намики Сёдзо (театр Кабуки). В Европе поворотный круг был построен в 1896 для постановки оперы «Дон-Жуан» Моцарта в Мюнхене в «Резиденц-театре» инженером К. Лаутеншлегером. Это был не классический поворотный круг с трюмом, а только поворотный планшет, который накладывали на планшет сцены.

Поворотный круг очень быстро завоевал популярность у режиссеров. И, начиная с ХХ века, все крупные театры стали строить с поворотным кругом.

Донецкий краевед Валерий Петрович Степкин нашел в газете «Диктатура труда» за 1924 год заметку главного режиссера Сталинского городского театра Самарина-Волжского. В заметке была сформулирована концепция «нового городского театра». Предполагалось отказаться от декораций, заменив их «вещественным оформлением, поскольку это не будет отвлекать актера от игры». Еще предполагалось сделать сцену вращающейся.

Валерий Петрович обратил внимание в заметке на следующее: желание руководства труппы сделать сцену вращающейся наталкивает на мысль, что театр базировался в каком-то постоянном помещении. Степкин считает, что, скорее всего это было здание бывшего кинотеатра «Сатурн» по ул. Кобозева, где в 1933 году разместился Сталинский драматический театр, ставший через 10 лет носить имя Федора Андреевича Сергеева (Артема).

Желание администрации театра сделать сцену вращающейся очень прогрессивно. Вот только технически сделать это было невозможно. Небольшие размеры сцены и отсутствие помещения под сценой не позволяли разместить ни врезной круг, ни накладной (на сцене не было «карманов» для размещения лебедки).

В 1928 году харьковским архитектором Н. Яновицким был разработан проект дворца культуры имени Ленина для металлургического завода имени Сталина.

Попутно стоит обратить внимание читателей на один факт: в книге «Донецк. Архитектурно — исторический очерк» допущена ошибка. В ней автором проекта дворца культуры назван ленинградский архитектор А.И. Дмитриев.

Проектом дворца культуры предусматривалось строительство клубного и театрального корпусов. Для сцены театрального корпуса был спроектирован поворотный круг. Это был первый спроектирован сценический поворотный круг в нашем городе.

В период с 1928 по 1931 год построили только 3-х этажный клубный корпус. Строительство театрального корпуса, возведенного до перекрытия 1-го этажа, было законсервировано. Поэтому проект поворотного круга реализован не был. Хотя колонны для катков поворотного круга были установлены.

Первый поворотный круг в нашем городе смонтировали в Донецком музыкальном театре. Ныне это Донецкий национальный академический театр оперы и балета им. А.Б. Соловьяненко. Строительство театра была начато в 1936 году. Автор проекта — архитектор Людвиг Иванович Котовский. 12 апреля 1941 г. театр открыл свой первый сезон в новом здании премьерой оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин». И в первом же спектакле был использован поворотный круг.

В 60-е годы появилась легенда, что поворотный круг в театре — это паровозный поворотный круг железнодорожной станции, которая располагалась на бульваре Пушкина в 30-е годы. Легенда гласит, что в середине 30-х годов станцию ликвидировали, а поворотный круг демонтировали. И, чтобы не выбрасывать, отдали в строящийся театр для поворотного круга сцены.

Так ли это?

Во-первых: товарная станция, которая с западной стороны непосредственно примыкала к улице Артема, с торговыми и строительными базами и складами только в начале 50-х годов, в соответствии с генпланом, была перенесена в другое место. Тогда же была снята и железнодорожная линия, которая проходила по территории нынешнего бульвара Пушкина и заканчивалась возле Комсомольского проспекта. Стоит напомнить, что театр построили в 1936 году.

А, во-вторых, давайте сравним театральный и паровозный поворотные круги.

В книге «Техника и технология сцены» В. Базанов описывает конструкцию и принцип работы сценических поворотных кругов:

«По конструкции круги разделяются на три типа — врезные дисковые, барабанные и накладные.

Наиболее часто применяется врезной дисковый круг — это плоский диск, врезанный в планшет сцены так, что уровень настила круга точно совпадает с уровнем настила всей сцены.

Этот круг прост в устройстве и составляет основу механизации подавляющего количества театральных сцен. Каркас круга делается цельносварным из стальных балок различного профиля. Главное в расположении балок в каркасе заключается в том, чтобы оставить как можно больше площади для устройства люков и подъемных площадок. При работе круг испытывает не только значительные вертикальные нагрузки, но и сжимающие. Поэтому конструкция каркаса должна быть прочной и жесткой. Для того, чтобы выполнить эти требования, необходимы дополнительные балки-раскосы, уменьшающие площади съемного планшета.

Основу конструкции составляет прочный кольцевой пояс, проходящий по внешней окружности круга, и мощная балка, проходящая по диаметру.

Фото 1 Кольцевой пояс поворотного круга в театре оперы и балета1. Кольцевой пояс поворотного круга в театре оперы и балета

Главная балка составлена из двух стальных двутавровых профилей. От нее в перпендикулярном направлении отходят несущие балки, на которые опирается деревянный настил.

Фото 2 Главная балка поворотного круга в  театре оперы и балета2. Главная балка поворотного круга в театре оперы и балета

В центре круга главная балка разрезана на две части, и ее концы присоединяются к поворотному шарниру центральной опоры круга. Для того чтобы можно было раскрыть большие по размерам люки, в системе каркаса предусмотрены четыре съемные балки облегченной конструкции. Эти балки находятся справа и слева от главной, в средней части круга. Так что помимо люков, расположенных по планам, можно организовать большие провалы, по конфигурации приближающиеся к квадрату.

Фото 3 Верхняя часть главной опоры поворотного круга в театре оперы и балета3. Верхняя часть главной опоры поворотного круга в театре оперы и балета

Фото 4 Нижняя часть главной опоры поворотного круга в театре оперы и балета4. Нижняя часть главной опоры поворотного круга в театре оперы и балета

Центральная опора круга не только фиксирует его в одной точке, но и воспринимает вертикальные нагрузки. Поэтому литой чугунный подпятник снабжается опорными подшипниками и устанавливается на столбе квадратного сечения, идущем от пола трюма. На подпятник надевается поворотный шарнир с двумя кулаками. Кулаки имеют отверстия для крепления двух частей главной балки при помощи стальных валиков. Валики обеспечивают шарнирное соединение каркаса с центральной опорой, компенсируя возникающие при работе небольшие перекосы и деформации во всей конструкции.

Фото 5 Ходовая часть поворотного круга в  театре оперы и балета5. Ходовая часть поворотного круга в театре оперы и балета

Ходовая часть круга состоит из рельса, являющегося частью каркаса и серии катков, установленных на эстакаде. Такая схема обеспечивает плавное движение круга, предохраняя рельс от деформаций. При установке катков на круг они, под влиянием неравномерных нагрузок, могут деформировать рельсовый ход, так как опираются на него одной точкой. Кроме того, проникающая сквозь щели планшета грязь оседает на рабочей поверхности рельса, затрудняя движение.

 Корпуса катков отливаются из чугуна и насаживаются на шарикоподшипники. Конструкция опор позволяет снимать отдельные катки для ремонта или замены. Во внешний обод катков запрессовывается резиновая ошиновка. Обрезиненные катки требуют дополнительных усилий, прилагаемых для вращения круга, особенно при пусковом моменте, так как между резиной и сталью рельса возникают значительные силы трения. Но этот недостаток компенсируется чрезвычайно важным для театра результатом — бесшумностью хода. В идеале работа круга не должна быть слышной даже в пустом зале. Степень бесшумности круга зависит не только от резиновых ободов, но и от качества выполнения всех узлов конструкции, точности монтажа. Немалую роль играют и размеры катков. Чем больше диаметр катка, тем медленнее он вращается. А чем меньше скорость вращения, тем ниже уровень шума, производимого каждым катком. Вместе с увеличением габаритов катка увеличивается и плавность хода. Для большинства дисковых кругов диаметр катка равен 465 мм при ширине 128 мм.»

Из этого отрывка книга складывается четкая картина требований к конструкции и механике круга.

А теперь несколько слов о конструкции паровозных поворотных кругов.

Поворотный паровозный круг — достаточно сложное инженерное сооружение, представляющее собой подвижную специальную металлическую ферму с участком рельсового пути. Различают два типа поворотных кругов: уравновешенного типа и неуравновешенного типа. Уравновешенный поворотный круг опирается в центре на специальную опору, такой поворотный круг требует точной установки подвижного состава. Неуравновешенный поворотный круг опирается на тележки, наподобие вагонных, которые катятся по кольцевому рельсовому пути, смонтированному в круглом углублении под фермой. Конечно же, колеса не обрезиненные. Ни о какой плавности и бесшумности хода речь идти не может.

Изготавливать платформу круга в виде сплошного круга незачем. Рабочее пространство платформы должно быть таким, чтобы на нем поместился паровоз. Ведь задача круга состоит развернуть паровоз в противоположную сторону.

Фото 6 Паровозный поворотный круг6. Паровозный поворотный круг

Сравнив конструкции поворотных кругов — театрального и паровозного — вывод только один — паровозный поворотный круг никак не может быть приспособлен для театральной сцены.

А легенда появилась вот почему.

В 1936 году сварка широко не применялась. В строительстве все металлические строительные конструкции собирались с помощью горячей клепки. Горячей клепкой называется такая, при которой стержень заклепки предварительно разогревают до температуры красного каления. После остывания заклепки, прочность соединения выше, чем у сварного шва.

Вся конструкция поворотного круга в театре собрана на заклепках. И первое впечатление, увидевшего поворотный круг, — это сплошные заклепки. А заклепки, почему то, всегда ассоциируются с паровозами. Вот откуда и появилась легенда, что наши балерины танцуют на паровозном поворотном круге.

В Донецке четыре театральных поворотных круга. Первый был построен в театре оперы и балета. Поворотными кругами оборудованы сцены драматического театра и дворца культуры имени Петровского.

В отношении четвертого круга «история» преподнесла очередной курьез: первый спроектированный в нашем городе поворотный круг был построен последним. Его построили в 1968 году, когда восстанавливали здание дворца культуры имени Ленина.

Фото 7 Главная опора  поворотного круга в ДК им Ленина7. Главная опора поворотного круга в ДК им. Ленина

Фото 8 Колонны с катками поворотного круга ДК им Ленина8. Колонны с катками поворотного круга ДК им Ленина

Трюм сцены и колонны для катков поворотного круга использовали те же, которые были построены еще в 1928 году.

Во время реконструкции здания дворца культуры в 2011 специалистами харьковского предприятия «Укркультмонтаж» был проведена только регламентная проверка всех узлов круга. Механизмы и детали поворотного круга не менялись. На поворотном круге заменили только настил.

Читайте окончание: История Донецких театров. Часть 2. Кто крутит балерин?

 

  • Автор: Семен Левада
    Литература:

  1. Газета «Диктатура труда», октябрь 1924 г.
  2. «Проектное задание на восстановление и реконструкция Дворца культуры им. Ленина металлургического завода им. Сталина в городе Сталино». УГИ проектирования городов «Гипроград», Харьковский филиал, г. Харьков, 1958 г.
  3. Килессо С.К., Кишкань В.П., Петренко В.Ф. и др., «Донецк. Архитектурно — исторический очерк», «Будівельник», Киев, 1982 г.
  4. В.В. Базанов, «Техника и технология сцены», «Искусство» Ленинградское отделение, 1976


 



Войдите, чтобы оставить комментарий