Загадочный фонтан
Самый старый сквер в Донецке — сквер Павших коммунаров. Его заложили почти сразу после строительства Свято-Преображенского собора, и на долгие годы он занял центральное место в жизни города.
До революции здесь «щедро раздавали опиум для народа», а в 1916 году планировали открыть памятник царю-освободителю Александру II. После революции, в 1920–21 годах в сквере устроили могильник героев-коммунаров, и выстроили новый «храм» — кинотеатр «Комсомолец», ибо кино у нас, важнейшее из искусств.
В тридцатые годы в сквере уже не раздавали опиум для народа, но прогуливаться в нем любили. Старый собор снесли, а на его месте, в 1934–35 году устроили детский парк, с фонтаном и клетками для фазанов.
По крайней мере, так нам сообщает источник из краеведческого музея. Этот же источник приводит и краткое описание фонтана, стоявшего из скульптурной группы, в которой были мама с ребенком, девочка с бабочкой и мальчик с сачком.
К сожалению, опыт подсказывает, что Донецкий краеведческий музей никак нельзя назвать достоверным источником, и его информацию надобно проверять самым строгим образом.
Прежде всего, давайте взглянем на сам фонтан.
Совсем недавно его изображения считались столь же мифически-редкими, как и пакт Молотова-Риббентропа. Однако был кинут клич, и фотографии фонтана посыпались одна за другой.
Вот такую, предоставил А.Пешехонов.
Фото с просторов интернета:
Вот такую фотографию отыскал. В.П.Степкин
1951 год. Мальчик с девочкой есть, сачка и бабочки нет, а мама очень подозрительно напоминает изображение какой ни будь мифической богини, но уж точно не персонификацию материнства, исполненную в лучших традициях соцреализма.
А вот фотография представленная пользователем «Федор» (Аркадий Зориков) с сайта donjetsk.com.
1954–1955 год. Теперь уже точно видно, что наша «мама», скорее всего, богиня Афродита (Венера), а у ног её верхом на дельфинах сидят мальчики-амуры (пути)Не надо быть эстетом-искусствоведом, чтобы с первого взгляда заметить диссонанс в скульптурной группе фонтана — у ног полуобнаженной богини, прижавшись друг к другу, стоят ребятишки, словно сошедшие с пошлых открыток начала века.
С этих ребятишек и начался поиск корней фонтана из сквера Павших коммунаров.
Повинуясь железному факту, что большинство садово-парковых скульптур и фонтанов, периода развитого культа личности, являются повторяемыми копиями, решено было отыскать их собратьев в других парках необъятной страны.
Результаты поиска превзошли все ожидания.
Оказалась, что эти мальчик с девочкой, действительно очень популярный мотив в среде парковых фонтанов, вот только к культуре соцреализма они вообще не имеют никакого отношения.
Под названием «Первая любовь» этот фонтан имел большое распространение в конце 19 века и стоял во многих парках необъятной Российской империи, от западных до восточных окраин.
Вот два фото крупным планом для сравнения. Слева реконструкция дореволюционного фонтана в Самаре. Справа – фонтан из Сталино
Изначально в руках у мальчика был зонтик, по которому стекали струи воды, и поэтому фонтан имеет и другое название — «Дети под дождем».
Фонтан «Дети под дождем» в парке города Самара. Начало 30-х годов
Фонтан «Первая любовь» в Гурзуфе. Открытка начала XX века
А это, как видно из надписи, город Челябинск. Тоже начало XX века
Без особого труда удалось отыскать и автора скульптурной группы, широко растиражированного фонтана. Им является русский скульптор и педагог Фёдор Фёдорович Каменский (1836–1913)., который в 1869 году, находясь в Италии, создает скульптуру «Дети под дождем» сначала в гипсе, а позже повторяет её в мраморе.
Вторая скульптурная группа, составлявшая фонтан в сквере Павших коммунаров, на поверку, тоже оказалась вполне самостоятельным фонтаном, известным под названием «Рождение Венеры», или «Венера, выходящая из моря». И если мальчик с девочкой стояли по всей России, география этого фонтана оказалась куда обширнее, и измеряется уже континентами. Помимо Евразии, его копии стояли в Америке и даже Австралии.
Но, не смотря на широкое распространение, узнать об этом фонтане удалось крайне мало. Есть мнение, что впервые он был представлен на всемирной промышленной выставке в Чикаго (1893 год), в германском павильоне. И вроде, как уже оттуда его копии разошлись по всему свету, но сотрудники Королевского ботанического сада в Сиднее утверждают, что их фонтан был установлен в 1879 году, за 14 лет до всемирной выставки в Чикаго. Так же не удалось установить и автора скульптурной композиции.
Два фото для сравнения. Слева – фонтан в Вашингтоне, справа — в городе Сталино. Сходство как говориться на лицо, но в отличие от оригинала, на нашем фонтане пути не трубят в раковину
Фонтан «Рождение Венеры» в риге. Толи современная копия, толи с давних пор сохранился. Стоит во дворе Базара Берге
Фонтан «Рождение Венеры» в ботаническом парке Сиднея
Фонтан «Рождение Венеры» в ботаническом парке Сиднея. Изначально был сделан из цинкового сплава со свинцовыми включениями и был установлен на основании, окруженном камнями и большими раковинами моллюсков. Позднее их заменили рельефным изображением крокодила.
Разрушающаяся статуя была демонтирована в августе 1990 года, отлита в бронзе и заново устанавливала на пруду в сентябре 1994 года. При этом оригинал был утерян.
«Рождение Венеры» из бывшего Прусского города Тильзит (сейчас город Советск Калининградской области). Был разрушен в начале пятидесятых годов, и на его месте установили фонтан в идее медведя, лезущего лапой в горшок с медом
Суммируя вышесказанное, хочется сделать ряд выводов и обобщений:
- Фонтан в сквере Павших коммунаров не является детищем советской культуры тридцатых годов. Его составляют два очень популярных в начале 20 века фонтана.
- Судя по тому, что в центре фонтанной чаши находится скульптура «Дети под дождем» — ему отводиться первенство в плане возникновения в городе Сталино.
- Возможно фонтан «Дети под дождем» находился в сквере Павших коммунаров еще до революции, а в тридцатых годах был дополнен скульптурой «Рождение Венеры», а возможно, тут постарались еще «буржуазные элементы», совместив несовместимое.
Как видим, история фонтана только начинает раскручиваться. Пока что вокруг него одни вопросы, от точного местоположения в сквере, до автора такой разностилевой инсталляции. Так что, господа краеведы, есть поприща, где приложить свои силы. Любой вклад в это дело только приветствуется.
- Автор: Aryason