Свято-Преображенский кафедральный собор Юзовка, начало XX в.
Свято-Преображенский
кафедральный собор
Юзовка, 1886
Всего удалось собрать 17 тыс.руб. церковь строила каменную, на отведенной для этого князем Ливеном десятине земли возле базара (на месте нынешнего кафе «Шахтарочка»). Строительство продолжалось несколько лет а 2 ноября 1886 г. «церковь во имя Преображения Господня» была освящена.
Священником Преображенской церкви с 1883 г. стал А.Г. Матвеевский. Сын священника, он в 1861 г. окончил курс богословских наук в Екатеринославской духовной семинарии и свыше двадцати лет был священником Архангело-Михайловской церкви села Авдеевки Бахмутского уезда. По пути церковной службы пошли и девять его сыновей. Один из них, Евгений, после окончания Екатеринославской духовной семинарии стал служить вместе с отцом вторым священником Преображенской церкви Юзовки.
При Преображенской церкви велась летопись важнейших местных событий.
Затем новыми пожертвованиями к однокупольному зданию были пристроены колокольня, четыре купола, два боковых придела, два помещения для алтарей, трапезная, и собор обрел завершенный вид (на снимке). Число прихожан Свято-Преображенского храма неуклонно росло и увеличилось с 2494 в 1892 году до 12042 мужского и женского пола в 1913 году…
А дальше настали смутные времена: Первая мировая война, Февральская революция, большевистский переворот, гражданская война. Произвол и кровавый террор властей. Смерть. Разруха. Голод.
В 1922 году В.И.Ленин потребовал решительного изъятия из храмов церковной утвари для благой, якобы, цели — помощи голодающим. Храмы ограбили, но голодающим от того легче не стало — мор продолжался. А куда же делись церковные ценности, изъятые "для помощи голодающим"? Незачем гадать: они пошли на потребу факельщикам неудавшейся всемирной революции.
Разрушенный Свято-Преображенский
кафедральный собор
Сталино, октябрь 1931
Физический голодомор большевики бестрепетной рукой соединили с духовным геноцидом против все более смиряющегося народа. Разграбленные храмы из обителей духа обращались во что угодно. Но и изувеченные, поруганные, они кололи глаза, а их колокола, чудилось властям, били на сполох.
В докладной записке Донецкого оперативного сектора ГПУ-УССР с грифом "Совершенно секретно" подчеркивалось, чтобы "вопрос о снятии колоколов был увязан с недостатком цветных металлов в стране, процессом промпартии (измышленной гэпэушниками вредительской организации — Г.Л.) и необходимостью усиления обороноспособности страны". Ну кто же теперь посмеет возразить?! В начале декабря 1930 года в Сталино "по шахтам, заводам, предприятиям были проведены сменные собрания. Рабочая масса в основном своем большинстве предложение о снятии колоколов приняла единодушно при единогласном голосовании и приподнятом настроении". И не только приняла, но и, как подчеркнули чекисты, постановила в феврале 1931 года церковь закрыть.
Свято-Преображенский кафедральный собор
Юзовка, начало XX в.
gtj.org.uk
11 декабря 1930 года Свято-Преображенский собор был обезгласен — лишился колоколов. А 18 октября 1931 года зампред Сталинского горисполкома подписал такую бумагу: "Отзыв. Выдан взрывному технику Всеукраинского отделения Взрывоенпрома тов. Кондратьеву Я.И. в том, что порученные ему взрывные работы по взрыву собора г.Сталино производились им технически грамотно и вполне хорошо, результатом чего получено до 80% годного стройматериала". Фотообъектив запечатлел результаты этой работы…
Свято-Преображенский кафедральный собор
Юзовка, начало XX в.
gtj.org.uk
Почти два года руина скорбным курганом горбилась над обезглавленной Первой линией, нареченной советской властью революционным именем — улица Артема. Лишь летом 1933 года президиум Сталинского горсовета озаботился судьбой "80% годного стройматериала" и принял постановление "О разборке церкви и благоустройстве парка Павших коммунаров"…
Свято-Преображенский
кафедральный собор
Юзовка, начало XX в.
Сегодня в сквере, где прежде высился Свято-Преображенский собор, в бесстрастной очевидности летописи соседствуют черно-гранитная глыба мемориала "Борцам за Советскую власть" и пламенеющая златоглавой, ослепительной чистоты белой свечой церковь Рождества Христова. Пусть соседствуют и впредь. Для памяти грядущих поколений. Чтоб было, чем гордиться, а чего стыдиться.
Собор строится на месте, где раньше было кладбище. Кладбище находилось под сквером им. Горького протяжённостью от улицы Артёма до Крытого рынка. До войны оно было городским. В период оккупации немцы стали хоронить там своих солдат, рядом, в здании школы №2, в то время размещался госпиталь.
Прежде чем рыть котлован, были построены два склепа, где погребли все найденные останки усопших. В будущем над этими захоронениями будут возведены часовни. Памятник Максиму Горькому не был разрушен, он был перенесён в район мединститута.
Свято-Преображенский
кафедральный собор
Донецк, январь 2006
На территории Донбасса издавна строились православные церкви, архитектура которых была основана на сочетании средневекового русского зодчества с элементами европейской культуры. Поэтому облик строящегося собора полностью соответствует ранее сложившимся представлениям верующих о православном храме. Собор имеет пять куполов, высокую колокольню и три апсиды. В основу образного решения заложена форма креста – распятия.
Алтарная часть символизирует голову, продольные нефы – живот, ветви первого трансепта – руки, второго — ноги. С боковых фасадов храм вызывает ассоциацию с кораблём, это должно напоминать верующим о том, что церковь – корабль, в котором они спасаются от житейских бурь.
Общая площадь собора – 1000 кв.м, что позволит одновременно находиться в нем более трех тысяч человек. Для песнопений предусмотрены хоры, имеющие П-образную форму и лестничные входы. Значительная часть хоров так же может быть использована для размещения 400 прихожан.
Свято-Преображенский
кафедральный собор
Донецк, январь 2006
В храме находятся три престола и три иконостаса. На главном престоле службы будут правиться только по большим церковным праздникам. А на алтаре в виде маленького шкафчика расположится кивот (греч. KibwtoV — собственно, деревянный ящик, поставец. У нас это слово употребляется для обозначения ящика, в который ставятся иконы, или рамы со стеклом для образа), в котором будет храниться священный дар, сверху кивота – крест.
Колокольня храма — трехъярусная. Нижний ярус выстроен в форме прямоугольника, средний — восьмиугольный, верхний — цилиндрический. Все ярусы соединены между собой лестницами и лифтом. На втором ярусе располагается звонница. Третий — полностью застеклен и может быть использован в качестве смотровой площадки. Завершается колокольня продолговатым куполом со шпилем, крестовое яблоко которого находится на высоте 73 метра от земли.
Входные порталы собора делаются мозаичными из металла и высококачественных пород дерева. Покрытия куполов, крестов, их пьедесталов и подкрестных яблок изготовлены из меди с позолотой.
Свято-Преображенский
кафедральный собор
Донецк, январь 2006
Внутри храм будет не менее впечатляющим, чем снаружи. Здесь предусматривается монументальная настенная живопись (фрески), три красивейших резных иконостаса с частичным золочением и станковой живописью. Латунные светильники, люстры, художественная керамическая плитка для пола, оконные витражи — всё выполнено по индивидуальным заказам. Отделка цоколя и лестницы на паперти сделаны из гранита.
Под церковным залом и папертью находится цокольный этаж, где располагается около 70 помещений различного назначения, которые обеспечивают функционирование собора. Это читальный зал, книгохранилище, архив, большой конференц-зал, трапезная на 50 мест, кухня со всеми сопутствующими ей службами, просфорня, автогараж, общественный туалет.
Под притвором разместятся помещения, требующие хорошего дневного освещения — воскресная церковная школа и крещальни для детей и взрослых.
Бронзовая статуя Архистратига Михаила у входа в Свято-Преображенский кафедральный собор. Донецк, январь 2006
В 2002 году киевские власти подарили Донецку бронзовую статуя Архистратига Михаила, до этого стоявшую на площади Независимости в Киеве. Это ответный дар киевлян на копию пальмы Мерцалова, которую Донецк подарил Киеву летом 2001 года. Статуя установлена у входа в собор.
Храмы всегда возводятся долго, бывало, что некоторым для этого и сто лет не хватало. Ведь все они строятся на пожертвования прихожан. Наш же Свято-Преображенский собор начнет функционировать сразу, как только завершатся внутренние отделочные работы. А позже, когда закончится период усадки здания, и его распишут внутри, собор может стать одной из главных достопримечательностей Донецка.
Автор сайта Инфодон Алексей Федько рассказывает о старом и новом соборе:
Фото Свято-Преображенского кафедрального собора со спутника.
- Газета «Донбасс» N 54 (20433), 21 марта 2003 год
- Газета «Донбасс» N 234 (20613), 19 декабря 2003 год
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Свято-Преображенский_кафедральный_собор_(Донецк)
- А.И.Заднепровский, Л.Д.Заднепровская. Юзовское Свято-Преображенское церковное братство в 1893–1919 гг.
- Государственного архива Донецкой области
красивая церковь
ИзменитьЕсть ли у вас информация о свечном заводе в Юзовке? Когда и кем был построен.По рассказам старожителей, он находился недалнко от Свято-Преображенского собора(р-н кинотеатра Комсомолец
ИзменитьК сожалению, данных о свечном заводе в Юзовке у меня нет. Могу только предположить, что если он и находился недалеко от Свято-Преображенской церкви, то по направлению на запад, т.к. на юг, север и восток были жилые кварталы. Правда, возможно я преувеличил в своем воображении размеры «свечного завода», и он с успехом размещаться в каком-нибудь небольшом доме.
ИзменитьБлагодарю за ответ. Наверное вы правы- заводик мог располагаться между собором и синагогой
Изменитьнасчет синагоги. нужно помнить. что до 1919 года она находилась на седьмой линии (ул. Постышева). И лишь потом «переехала» на 4-ю линию (сейчас ул. Октябрьская, дом 36).
ИзменитьТак что это предположение не укладывается в моё предположение, насчет: «на запад» (естественно, запад — это лишь порсо версия).
Жаль, что хватило бестактности поместить таблички на ограде храма — «Объект охраняется собаками». Собачий лай по вечерам в центре города из-за ограды храма — нехорошо.
Изменить«Чувство такта» — это слово уверенно перекочевывает в слоари с пометкой «устаревш.»
привет, ток вчера приехал из вашего города героя Донецка,домой в луганск,собор хороший,слов нет,но таблички..м..да… такого даже в малой провинции(дома)не видел
ИзменитьНу, какая же малая провинция? И число названий в наших городах одинаковое. А тактичность, может быть обратно пропорциональна числу населения?
Изменить