Сегодня всеми вопросами коммунального хозяйства в Донецке занимается городской совет. Автор не берется оценить его работу, поскольку финансирование сильно урезано, очень много других посторонних факторов. А как раньше обстояли дела? Как решали, например, земельные вопросы в далекой Юзовке?!

Так как Юзовка являлась поселком — всеми вопросами аренды, выделения земельных участков, водоснабжения и ассенизации ведала, так называемая, базарная контора. Земля, на которой располагался поселок Юзовка, принадлежала владельцу завода и окрестных шахт — Новороссийскому обществу. И эта владельческая земля, только вдумайтесь, три современные района города(!), являлась постоянным предметом спора. Арендаторы земли, на самом же деле все обыватели поселка, были поставлены в очень жесткие рамки. Если житель был чем-то неугоден владельцам земли — акционерам Новороссийского общества, его могли выселить или поднять арендную плату до космических вершин. Это было в компетенции Юзовской базарной конторы.

Кватинция базарной конторы ЮзовкиКватинция базарной конторы Юзовки

В 1889 году наследники князя Ливена (бывшего владельца земли) продают Новороссийскому Обществу сельхозугодья, на которых располагался завод, шахты и поселок Юзовка. Новые хозяева вводят новые правила аренды земли. Под торговые помещения земля предоставляется сроком на 12 лет без права выкупа, переуступки права аренды или закладки под залог.

И если арендная плата под дворовые места составляла 15-20 копеек за квадратную сажень, то под торговую точку требуется отдать уже 10-15 рублей за квадратную сажень. Этой оплатой расходы арендатора не ограничивались. Он обязан был также содержать пожарные инструменты и доставлять их на каждый пожар; устраивать и содержать в исправности мостовую перед домом, за что единовременно взималось 25 рублей; устраивать на протяжении дворового места по улице каменный, асфальтовый или деревянный тротуар шириною в один аршин; обсаживать тротуар в два ряда деревьями на расстоянии два аршина одно от другого и заменять новыми погибшие растения. Деревья также следовало сажать вдоль задних и боковых линий дворового участка. Кроме этого в обязанности арендатора входило содержать перед домом фонарь и включать его с наступлением сумерек, а также производить уборку мусора и нечистот. Если арендатор пользовался общим выгоном для скота, он был обязан платить за это по 2,5 рубля с каждой коровы, нанимая пастуха за свой счет.

Если в течение полутора лет дом не строился, то договор считался нарушенным, а арендная плата оставалась в пользу Новороссийского общества, а горе-арендатор был обязан очистить участок и уплатить НРО неустойку в 100 рублей.

В качестве поощрения точных и аккуратных арендаторов было предусмотрено право арендатора на застроенный им же участок еще на 12 лет, правда, с увеличением арендной платы на 20%.

На лавки легкого типа существовал свой вид договора, так называемой подписки. Такая подписка заключалась сроком на 1 год с оплатой на полгода вперед. Арендатор без разрешения базарной конторы не имел права продавать постройки, находившиеся на арендованном участке и производить какие-нибудь перестройки и переделки в выстроенной лавке. По первому требованию базарной конторы торговец в течение трех дней должен был очистить арендную площадь (снести свою лавку), даже если деньги за аренду уже уплачены.

По сведениям базарной конторы в 1897 году в Юзовке было 1 769 домовладений, дома сплошь каменные и 60 каменных лавок.

В договоре Общества с арендаторами был пункт, согласно которому последние могли пользоваться бесплатно шлаком для починки мостовой и камнем из каменоломен Общества. Но это все было только на бумаге.

Современный вид здания, в котором ранее располагалась Юзовская базарная контора. Донецк, ул. Артема, 1. 2008 год

Арендаторы пытались протестовать, писали жалобы в Санкт-Петербург. Видимо многолетняя борьба арендаторов против Новороссийского общества не увенчалась успехом. В 1913 году места на Базарной площади отдавались в аренду уже на шесть лет с правом возобновления аренды еще на два шестилетних срока. Цена аренды за квадратную сажень составляла уже 17 рублей. И как отмечалось в журнале Екатеринославского Губернского по земским и торговым делам Присутствия «никакого органа самоуправления, который бы мог ведать нуждами жителей поселка в Юзовке не имеется, а в хозяйственном отношении поселок управляется Базарной Конторой Новороссийского общества в лице заведующего этой конторой, поставившей себя в такое положение по отношению к арендаторам участков, что последние находятся в полной зависимости от этой конторы и малейшее ослушание или неисполнение требования со стороны арендатора влечет за собой неприятные для него последствия».

Фамилия руководителя заведения, наводившего трепет на обывателей в начале ХХ века, была Гордеев. Павел Феодорович Гордеев — управляющий Юзовской базарной конторой Новороссийского Общества, прапорщик кавалерии в отставке, окончивший физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета. Мало что осталось известно об этом человеке. Об одном руководителе времен развитого социализма, производившим впечатление спокойного интеллигентного человека, автор услышал такой отзыв: «Это удав в очках». Вероятнее всего таким руководителем был и Гордеев. Занимался Павел Феодорович и общественной деятельностью: с образованием коммерческого училища стал главой попечительского совета. В 1912 году его избрали на должность главы совета училища на следующий 4-х летний срок.

Старейший краевед Донецка М.С.Альтер рассказывал, что находилась Юзовская базарная контора в начале улицы Артема. Здание в перестроенном виде сохранилось. Теперь там находятся совсем иные организации.

  • Автор: Степкин В.П.


Войдите, чтобы оставить комментарий