Трудно оценить значение заводской железнодорожной станции Бальфуровка в жизни города в 1920–30 гг. Три раза в сутки специальный состав доставлял всех желающих на отстоящую в 10 верстах от города железнодорожную станцию Сталино и обратно. С Бальфуровки поезда отправлялись в 6–30, 14–30 и 22–30. Использовалась станция и для отправки членов профсоюза по маршруту «выходного дня». Часто в газете можно было увидеть подобное объявление: «24 мая (1925 г.) в 11 часов дня рабочие Сталинского завода выезжающие на экскурсию в Щегловский лес, посадка производится на ст. Бальфуровка. Поезд вернется в Сталинзавод в 8 часов вечера».
Кроме, как на паровозе, горожане могли попасть на станцию Сталино только гужевым транспортом. Сведений о пассажиропотоке по железке во времена хозяйствования Новороссийского Общества практически нет.
Основная задача станции Бальфуровка — отправлять вагоны с готовой продукцией и получать вагоны с сырьем.
29 ноября 1924 года около 15–00 на запасном пути склада известкового камня ст. Бальфуровка произошло крушение товарного поезда. Причина крушения паровоза №341 (серия Щ) состояла в том, что «паровоз выдернул рельсы и вместе с четырьмя вагонами сошел с них. Виновным был начальник железнодорожного цеха Сталинзавода Пархоменко, пустивший тяжелый паровоз на неисправный путь».
В газете от 25 октября 1925 г. есть критическая заметка о хищениях угля со станции: оставленный в вагонах уголь растаскивается жителями города. Особенно ночью. В номере от 5 декабря помещен ответ заводоуправления: для пресечения хищения угля со станции приняты решительные меры. Выставлен постоянный милицейский пост и территорию объезжает конная охрана. Но прошел месяц и 6 января 1926 г. новая заметка: уголь со станции уносят мешками. Усильте, пожалуйста, меры воздействия.
В «Диктатуре труда» за 28 октября 1925 года есть маленькая заметка: «В следующем году предполагается построить мост через железнодорожные пути комбината в сторону Смолянки». Таким образом, нам стало известно о дате планирования строительства первого городского путепровода.
В той же газете за 28 марта 1926 года корреспонденция «Переустройство станции Бальфуровка»: «В ближайшее время Сталинский исполком приступает к переустройству ст. Бальфуровка. Будет выстроено новое здание, расширяется сортировочная, переустраиваются пути и уклоны. Кроме того, будет выстроено депо паровозов. Для проведения этих работ «Югосталью» отпущено 400 000 рублей. С весны приступают к постройке 80 новых вагонов на Путиловском заводе и будет дан капитальный ремонт всем имеющимся вагонам и паровозам».
В номере от 12 июня помещено объявление о том, что 16 июня в 10 часов утра в техническом отделе Главной конторы Сталинского комбината будут проведены «публичные торги на сдачу земляных работ по переустройству ст.Бальфуровки стоимостью, примерно, около 90 000 рублей». С планом и техусловиями работ можно было ознакомиться у начальника железнодорожного цеха на Заводской станции ежедневно с 10–00 до 14–00.
И снова заметка 21 ноября: «В связи с перестройкой Бальфуровской площади(!), Бальфуровский переезд будет закрыт, для проезда в центр города открывается не слишком широкая дорога (через два переезда) проходящая мимо второй совбольницы.
Это неудобно для жителей Ларинской стороны и небезопасно для проезжающих селян: улица узкая, и кроме того, на одном из переездов паровозы часто производят маневры, подаваемые на весы вагоны; длинные поезда. Следовательно здесь будут задерживаться и люди и подводы». Из приведенного выше можно сделать вывод, что подготовительные работы по постройке путепровода начались осенью 1926 г. и было организовано движение гужевого транспорта по территории метзавода с выездом в город в начале 1-й — 2-й линий.
Год спустя (19 октября 1927 г.) заметка «Переоборудуем Бальфуровку»: «С весны текущего года и до настоящего времени продолжается капитальное переоборудование ж.д. станции Бальфуровки. Работа эта для многих остается незаметной, несмотря на то, что она имеет громадное значение для Сталинского завода. Уже одна сумма затрат на переоборудование — 1 700 000 рублей — говорит о многом.
Что будет построено на Бальфуровке?
Дадим перечень главных работ:
1) парк для прибывающих грузов;
2) парк для отправляющихся грузов;
3) сортировочный парк;
4) пути для подачи, взвешивания и выгрузки вагонов;
5) пути для пассажирского и рабочего движения;
6) депо и мастерские для малого и среднего ремонта вагонов и паровозов.
Чем вызвано переоборудование Бальфуровки?
Она не справлялась с задачей быстрого пропуска вагонов, что отражалось на работе завода. Казенные вагоны Бальфуровкой задерживались. Приходилось платить крупные суммы за простои. Так, за простой казенных вагонов Сталинским заводом в 1-м квартале 1926–27 года уплачено 16 182 рубля, во втором 23 712 рублей, в третьем 11 737 и в четвертом 6 644 рубля.
Экономия средств после полного переоборудования ожидается громадная. Если учесть уменьшение простоев казенных вагонов, сокращение парка рабочих паровозов, своевременное и полное снабжение сырьем доменных печей, мартеновского цеха и коксовых печей, то она выразится, минимум, в 500 000 рублей в год».
В августе 1928 года путепровод Бальфуровка-Город был сдан в эксплуатацию. Через несколько лет по нему проложили трамвайные пути.
В Великую Отечественную войну оккупационные власти назвали станцию Бальфуровка — Сталино-Ост. Сюда даже притягивали составы с отдыхающими от фронтовых будней немецкими солдатами. В начале войны мост пострадал — от налетов вражеской авиации или во время сдачи города — не совсем ясно.
Так как все городские мосты пострадали, в газете «Донецкий вестник» за 14 декабря 1941 года сообщалось о планах «новых хозяев»: «В первую очередь намечается построить мосты: через заводские пути на Ларинку, железный мост через реку Кальмиус по тракту Юзовка-Макеевка, через реку Кальмиус по Николаевскому проспекту и на плотине между 2-м и 3-м городскими прудами. Планируется сделать их шире и удобнее, чем они были ранее. Например, мост через ж/д пути Юзовского металлургического завода намечено расширить с тем, чтобы по нему прошли две колеи трамвая». В номере за июль 1943 года есть интервью с главным инженером трамвайного управления Ф.К. Лозовым, который рассказал, что «Городская управа уделяет очень большое внимание восстановлению Бальфуровского моста, связывающего город с Ларинской стороной. Трамваи со Смолянки, Рутченково, и завода Боссе будут иметь конечный пункт маршрута в центре города. На восстановление моста уже ассигновано 800 000 рублей, и его восстановление ведет Дортмундское мостостроительное объединение».
Оккупационные власти восстановили одну полосу и по ней, даже, в августе 1943 года трамвай ходил до Городского сада (об этом есть свидетельства очевидцев). Пролет моста был укреплен металлическими и деревянными опорами. Очевидцы вспоминают, что на тяжелых работах (например, длинные рельсы переносили вручную) применялся труд советских военнопленных. При освобождении Сталино мост опять пострадал.
Отгремели победные залпы, фронт уходил все дальше на запад, город постепенно залечивал раны. Дошла очередь и до Бальфуровского моста. В областной газете за 27 мая 1944 года появилась заметка управляющего Сталинским облпромбанком Ф.Кудряшева «Быстрее восстановить Бальфуровский мост»: «Бальфуровский мост соединяет центральную часть города Сталино с его промышленными районами. В скорейшем восстановлении этого путепровода заинтересованы буквально все организации и жители областного центра». Дело в том, что исполком установил срок восстановления моста — май 1944 года. Но на конец месяца к работам еще не приступили: «Правительство отпустило необходимые средства для бесперебойного и своевременного финансирования восстановительных работ. Большую реальную помощь в восстановлении моста оказывают комбинат «Сталинуголь», дирекция завода имени Сталина и другие организации. Все это создает условия для восстановления Бальфуровского моста. Однако, эти возможности до сих пор очень слабо используются. Затормозило работу отсутствие гравия для бетонных работ. О том что гравий требуется хорошо знал начальник строительства моста тов. Яковлев. Знали об этом и в городском совете, но до мая не принимали необходимых мер, чтобы достать гравия».
В декабре 1944 года мост восстановили и возобновили трамвайное движение. Через несколько месяцев по мосту пошло полноценное движение гужевого и автотранспорта. Что же касается пассажирского движения со станции Бальфуровка — в средине 1950-х оно полностью прекратилось и станция стала исключительно грузовой.
В 1965–66 годах построили новый путепровод, а Бальфуровский мост, служивший верой и правдой с 1928 года, разобрали.
Сегодня о станции напоминает здание паровозного депо да опорные быки старого путепровода.
- Литература:
- Газеты «Диктатура труда», «Социалистический Донбасс», «Донецкий вестник»
- интервью с О.Д. Крицыным, В.С. Ефимовым, В.А. Поповым.
- Текст: В. Степкин, С. Третьяков.
- Фото из архива авторов и фондов Музея АО «ДМЗ».
В 41 году мост восстанавливали саперы 198 пехотной дивизии
Изменитьа 30 июня 1925 года произошло крушение 30 вагонов Екатерининской дороги на станции Бальфуровка.
ИзменитьРасписание поездов по городской ветке Сталино времён оккупации:
Изменитьhttp://img16.imageshack.us/img…