ericsson-thmb

Мы продолжаем выкладывать главы монографии Семена Левады под названием «История канализационных люков Донецка». Если вы никогда не смотрите под ноги, идя по городу, если для вас все канализационные люки «на одно лицо», то этот текст именно для вас. Сегодня на очереди третья глава. Так как она довольно объемная, то даем ее по частям. Итак, встречаем…

Глава 3. «Ericsson» под ногами»

Часть 1. Шведско-датско-русское телефонное акционерное общество

«Идя по улице – смотри под ноги.

Увидишь много интересного»

            возможно Кузьма Прутков

Знаете ли Вы, что гуляя по городу, частенько наступаете на смотровые телефонные люки с изображением торговой марки фирмы «Ericsson»?.. Об этом и пойдет рассказ в этой статье.

История чугунных канализационных люков насчитывает уже более полутора сот лет. Появление их связано с зарождением городских коммунальных служб в наиболее урбанизированных городах нашей планеты в 30-40-е годы XIX века.

В каждом городе история появления подземных коммунальных сетей была своя. Но везде канализационные колодцы (для безопасности) были закрыты крышками. Со временем эти крышки стали называть люками. Однако чугунные канализационные люки появились не сразу. Сначала колодцы коммунальных сетей закрывали деревянными люками. В начале XXI века деревянные люки опять «вошли в моду». Не от хорошей жизни у нас люди стали воровать чугунные канализационные люки.

Фото 01 Современный деревянный люк

1. Современный деревянный люк

Когда в Российской империи стали лить чугунные люки для водопроводных и канализационных сетей узнать невозможно. А вот появление смотровых люков для телефонной канализации с рисунком, которых (с изменениями только в надписи) просуществовал до конца 60-х годов прошло века, известно точно. Это связано с началом деятельности «Шведско-датско-русского телефонного акционерного общества».

В Швеции Белловский телефон появился в 1877 году, когда Хенрик Торстен Седергрен протянул провода от своего дома к своему же ювелирному магазину. Примерно так же, по принципу «точка — точка», телефонизировались и другие состоятельные шведы. Когда рупорные телефоны ломались, владельцы несли их ремонтировать к инженеру Ларсу Магнусу Эрикссону в «Электротехнические мастерские LM Ericsson & Co». Компания LME существует и сейчас.

К концу XIX века Швеция была лидером в области телефонной связи, а Стокгольм — самым телефонизированным городом мира. В 1883 году первый телефонный абонент Стокгольма учуял новую золотую жилу и открыл Stockholm Allmanna Telefonaktiebolag (SAT). Компания SAT, принадлежала ювелиру Хенрику Торстену Седергрену, с которым тесно сотрудничал поставщик телефонного оборудования Ларс Магнус Эрикссон.

Шведское правительство в 1900 году «наложило лапку» на местный телефонный рынок, а в 1901 году истекал срок действия концессии международной телефонной компании Белла на «Устройство и эксплуатацию системы городских телефонных объявлений России». Седергрен решил попытать счастье на Российском телефонном рынке.

Для начала он сформировал «Шведско-датско-русское телефонное акционерное общество» (далее по тексту – ШДРТАО).

Фото 02 Акция ШДРТАО

2. Акция ШДРТАО

Причем прослойка из Датского королевства возникла не случайно. У вдовствующей императрицы Марии Федоровны, дочери датского короля Христиана IX (в девичестве датской принцессы Дагмары), было две страсти — бизнес-авантюры и соотечественники. Обаятельная, очень светская, нежно любимая двором Мария Федоровна детей своих воспитывала в любви ко всему русскому. При этом никому в Европе не известные датские фирмы мгновенно становились поставщиками императорского двора. А датские товары запросто, контрабандой, ввозились на судах, принадлежавших императорской фамилии. Включив во вновь образованное АО несколько «интересных» Марии Федоровне датских компаний, Седергрен сделал беспроигрышный ход.

В 1900 году Имперское управление почты и телеграфа отказалось продлевать Белловскую концессию. По правилам, в собственность правительства переходили все телефонные станции. Но взваливать на себя их развитие оно не стало.

В связи с этим Комитет министров назначил торги на право дальнейшей эксплуатации телефонной сети. Московская, Петербургская, Варшавская, Одесская и Рижская телефонные сети должны перейти к новому владельцу. Согласно центральному условию торгов преимущество на эксплуатацию сети должен был получить соискатель, предложивший минимальную абонентскую плату за пользование таксофоном.

Перед торгами определили верхнюю границу абонентской платы – не свыше 125 рублей в год при протяженности линии до трех верст. Торги прошли 7 ноября 1900 года. Принцип «аукциона наоборот» был прост — кто предлагал наименьшую абонентскую плату, тот и получал телефонные сети. Победителем стало загадочное Шведско-датско-русское телефонное АО, предложившее абонентам платить ровно в 2 раза меньше — 63 рубля 20 копеек. Так ШДРТАО стало новым владельцем Московской телефонной сети.

Оценив растущую необходимость москвичей в телефонной связи, акционерное общество приступило к устройству «Центральной городской насосной» (так называли в начале ХХ века АТС), с гигантской, по тем временам, полной емкостью — 60 000 абонентов.

Специально для этого был выкуплен участок территории в Милютинском переулке. Проектирование уникальной суперстанции было сложнейшей инженерной задачей. Для ее решения был приглашен Ларс Магнус Эрикссон, уже обладавший опытом монтажа аналогичной «насосной» в Стокгольме. Все детали проекта разрабатывались и выверялись в Швеции специалистами его компании. Отдельные узлы и фрагменты оснащения изготавливались на стокгольмском заводе фирмы. Окончательная сборка происходила в Москве и частично на Эрикссоновской фабрике в Петербурге.

Другим условием торгов на право дальнейшей эксплуатации Московской телефонной сети было проведение коренной реконструкции линейных сооружений.

Линейные телефонные сооружения к началу XX века были воздушными. Телефон и в Москве и Петербурге существовал уже два десятилетия. Телефонные линии строились из стального провода диаметром 2,2 мм, прокладываемого по воздуху.

Руководство акционерного общества приняло решение — заменить воздушные телефонные линии на подземные кабели. Причин было две.

Первая – огромное количество проводов. Для организации телефонной связи необходимо два телефонных аппарата соединить двумя проводами (к 1900 году повсеместно стала применяться двухпроводная система телефонной связи). Значит, для подключения 60 тысяч абонентов к «Центральной городской насосной» необходимо подвесить над городом 120 тысяч проводов. Если все эти провода уложить рядом, то они закроют территорию шириной 264 метра. И жители в центре Москвы вместо неба видели бы сплошную путаницу проводов.

3. Провода на крыше

3. Провода на крыше

Вторая — это Московский климат. Зимой, под весом налипшего льда, рвались провода и значительная часть абонентов оставалась без телефона. Немедленно в Петербург летела жалоба городского управления на «Шведско-датско-русское общество». Нарушался один из пунктов договора — обеспечение непрерывной связи. Хотя происшествие вполне можно было бы отнести к разряду форс-мажорных.

К 1900 году был накоплен достаточный опыт прокладки подземных телефонных линий. Первый в мире телефонный кабель длиной 1200 м был проложен в 1880 году в Нью-Йорке на Бруклинском мосту. Первый подземный кабель в России был проложен в 1885г. при строительстве Нижегородской городской телефонной сети. Кабель из 10 жил имел длину 1 км.

25 октября 1879 года инженеру К. Сименсу (фирма «Сименс и Гальске») было выдано свидетельство на производство работ в построенном им заводе по изготовлению изолированной проволоки и телеграфных кабелей в городе Санкт-Петербурге. После национализации этот завод стал называться «Севкабель».

Фото 04 Кабельный завод фирмы Сименс и Гальске

4. Кабельный завод фирмы Сименс и Гальске

А в 1900 году было организовано кабельное производство на Кольчугинском латунном и меднопрокатном заводе, который начал выпускать телефонные кабели и провода, в том числе кабели и провода с резиновой изоляцией. Ныне это завод «Электрокабель».

Налаженное в Российской империи производство телефонных кабелей позволило ШДРТАО, одновременно с началом строительства «Центральной городской насосной», начать строительство подземной телефонной канализации. Такого масштаба строительства подземных кабельных лини в Российской империи еще не было.

Специализированные телефонные кабели располагались глубоко под землей. Для строительства телефонной канализации рабочие, нанятые Эрикссоном, рыли по всему городу траншеи. На магистральных направлениях были построены коллекторы с многоотверстными бетонными трубами для прокладки телефонных кабелей в свинцовой оболочке с воздушно-бумажной изоляцией. Объем земляных работ был огромен — около 100 верст магистральных кабелей и более 700 верст распределительных. Эти сооружения не только сохранились, но и находятся в рабочем состоянии.

Фото 05 Прокладка телефонного кабеля рабочими ШДРТАО

5. Прокладка телефонного кабеля рабочими ШДРТАО

Фото 06 Прокладка телефонного кабеля рабочими ШДРТАО

6. Прокладка телефонного кабеля рабочими ШДРТАО

Смотровые колодцы этой системы закрывались специальными чугунными крышками. Заказ на изготовление люков Эрикссон разместил в механической и чугунолитейной артеле «Перенудъ». Ныне это «Московский механический завод «Красный путь». Артель основали в июле 1862 года швейцарец Перенудъ и француз Перле для изготовления верхнего строения железнодорожных путей: стрелок, переводных механизмов, крестовин, стрелочных фонарей, для бурно развивающегося строительства железных дорог в России.

Кто разработал рисунок люков неизвестно. Вероятнее всего это был или сам Эрикссон или кто-то из его ближайших помощников. Наврядли «технический отдел» артели «Перенудъ» был осведомлен о традициях европейского дизайна канализационных люков.

На сайте http://fotki.yandex.ru размещены фотографии двух старых телефонных люков Стокгольмской фирмы Rikstelefon. «Rikstelefon» — был товарным знаком компании Kungl Telegrafverkets. С 1953 года — Televerket.

Фото 07 Люки Rikstelefon

7. Люки Rikstelefon

В начале ХХ века по орнаменту, украшавшему люки, уже можно было определить принадлежность люка определенной сети коммуникаций по функциональному признаку. Орнамент люков электрических компаний имел вид плетенки, санитарных — «вафли» (шашки). Телефонные компании в США отдавали предпочтение шестиугольному «сотовому» дизайну («пельменница»), а в Европе — «стрелы молнии, выходившие из «странной конструкции».

Помимо геометрического орнамента на чугунных люках часто делали надписи, несущие информацию о собственнике сети и, соответственно, люка: принадлежит ли он государству, городу или частной компании; о назначении сети — о том, что находится под люком. Зачастую же на люках была информация о предприятии, изготовившем люки.

Такие традиции дизайна люков существовали и в Советском Союзе вплоть до конца 60-х годов.

За основу рисунка для люков в ШДРТАО взяли рисунок люков телефонных колодцев Стокгольма и Копенгагена, немного видоизменив его. В центре люка был вертикально расположен «странный предмет» с выходящими из него молниями. Вокруг была выполнена надпись «ШВЕДСКО-ДАТСКО-РУССКОЕ ТЕЛЕФОННОЕ АКЦ ОБЩЕСТВО МОСКВА». Рисунок был обрамлен орнаментом, напоминавшим 12-ти конечную звезду.

Люки в артеле «Перенудъ» были заказаны двух видов. Для крупных распределительных узлов-колодцев — двухстворчатые прямоугольные люки, а для мелких смотровых колодцев телефонной канализации круглые.

Фото 08 Прямоугольный люк ШРАДО

8. Прямоугольный люк ШРАДО

Шведско-датско-русского телефонного акционерного общества.

Фото 09 Круглый люк ШРАДО

9. Круглый люк ШРАДО

Шведско-датско-русского телефонного акционерного общества.

«Странный предмет» – это телефонный электромагнитный преобразователь Белла (наушник), который держа в руке, прикладывали к уху. В нижней части у него два за-жима для подключения проводов. Соединив проводами два таких устройства, можно было передавать речь на небольшие расстояния (поочередно слушая и говоря в него же).

Фото 10 Иллюстрация из инструкции для пользователей телефоном Белла

10. Иллюстрация из инструкции для пользователей телефоном Белла

Рисунок на люках символизировал первый в мире телефон, а молнии — символ электросвязи.

Фото 11 Фрагмент рисунка люка  и чертеж преобразователь Белла

11. Фрагмент рисунка люка и чертеж преобразователь Белла.

Фото 12 Варианты исполнения преобразователей Белла

12. Варианты исполнения преобразователей Белла.

Строительство «Центральной городской насосной» в Милютинском переулке акционерному обществу обошлось почти в 300 тысяч рублей, не считая стоимости земли, примерно столько же стоило и оборудование. Но дороже всего оказалась прокладка кабельной подземной сети — свыше 3 миллионов рублей.

Гигантская по тем временам сумма инвестиций была с лихвой окуплена благодаря выбору точной стратегии продаж. ШДРТАО сделало ставку не на мужчин, а на женщин.

Беллу пришлось уйти из России не столько из-за его морально устаревшей техники, минусы которой неустанно отмечали конкуренты. Он проиграл из-за того, что рекламировал телефон как средство для бизнеса и устанавливал аппараты в конторах и учреждениях. Эрикссон предложил дамам средство общения на расстоянии и выиграл, несмотря на высокую абонентскую плату: 63 руб. 20 коп. в год за индивидуальный номер (квалифицированные рабочие и мелкие клерки получали тогда 20-30 руб. в месяц, а врачи — по 50-60 руб.), за коллективный телефон — 79 руб. и за телефон в учреждении — 102 руб. 70 коп.

Если расстояние от центральной станции до телефона абонента превышало 3 вер-сты, то абонент платил дополнительно 5 руб. за каждые 100 саженей. За дополнительный аппарат взимались еще 30 руб. в год. Отнюдь не дешевыми были и звонки из таксофонов — каждый обходился в 10 коп.

Все это приносило «Эрикссону» баснословные прибыли. Средняя абонентская плата составляла 75 руб. в год. Из них затраты фирмы составляли 24 руб. Так что доход с одного абонента до уплаты налогов равнялся 51 руб.— больше 200% годовых! При этом общество ежегодно увеличивало клиентскую базу. До первой мировой войны в Москве появилось 12 подстанций.

В 1916 году число абонентов перевалило за 60 тыс. Доход ШДРТАО от абонплаты составлял 3 миллиона 60 тысяч чистой прибыли в год без уплаты налогов.

По количеству телефонов на душу населения Москва превзошла даже торговую столицу Германии — Гамбург. Как заявил главный инженер ШДРТАО, Москва оказалась «самым болтливым городом». По статистике, в Западной Европе и Америке наибольшее число переговоров на каждый аппарат не превышало 8 в день, а среднее число колебалось между 5 и 6. В Москве на каждый аппарат приходилось до 17 вызовов. «О чем они только говорят?» — удивлялся швед.

Фото 13 Открытка Телефон для влюбленных

13. Открытка «Телефон для влюбленных»

Дела ШДРТАО шли столь успешно, что Ларс Магнус Эрикссон даже предпринимал попытку перевести весь свой бизнес в Россию.

Но сношения философии немецких идеалистов с российским народом привели, как известно, к революционному взрыву. Идиллия нарушилась в 1917 году.

Шведско-датско-русское АО не получило никаких компенсаций…

P.S.

В заключение первой части статьи небольшой рассказ о начале прокладки телефонных кабелей в Киеве.

Первая телефонная станция была открыта в Киеве в апреле 1886 года, обслуживала она около 100 телефонов, большая часть которых была в частных квартирах.

В Киеве в 1893-1894 годах часть воздушных проводов на Крещатике была заменена подвесными кабелями (27 и 54 жилы). А в 1894 г. по Андреевскому спуску был проложен первый в Киеве подземный телефонный кабель.

В 1895 году была начата замена станционного оборудования на Киевской телефонной станции, которую можно считать первой реконструкцией. Новые коммутаторы системы «Мюльтипль Эрикссон» шкафного типа системы МБ имели многократное поле, опросно-вызывные шнуры со штепселями, опросно-вызывные ключи и отбойные клапаны. В коммутатор можно было включить 100 однопроводных абонентский линий. В многократном поле коммутатора имелись гнёзда всех абонентов станции, в кроссе – защита телефонной аппаратуры от грозовых разрядов и опасных напряжений. Такое оборудование упростило обслуживание абонентов, облегчило труд телефонисток и повысило его производительность.

В 1898-1904 годах была вторая реконструкция сети и станции в связи с переводом телефонной сети в двухпроводную систему. В рамках второй реконструкции в 1901 году был начат монтаж телефонной канализации под Крещатиком.

При строительстве в траншеи укладывались цилиндрические бетонные трубы на 12 и 24 канала, диаметр каждого из которых составлял 90 мм.. (Кстати, эти трубы – ветераны на отдельных участках исправно несут службу и поныне). Колодцы телефонной канализации сооружались из железобетона, как говорится, «всерьёз и надолго». Закрывались колодцы тяжелыми чугунными крышками.

Киевская телефонная сеть была полностью построена за счет правительства. Поэтому тяжёлые чугунные крышки люков украшала литая строка «ПРАВ. ТЕЛЕФОНЪ» Эта аббревиатура была сокращением от «Правительственный телефон».

Фото 14 Люк ПРАВ. ТЕЛЕФОНЪ

14. Люк «ПРАВ. ТЕЛЕФОНЪ»

Распределительных кабельных шкафов в то время ещё не было, ответвления к зданиям от колодцев телефонной канализаций выполнялись в керамических трубках. В качестве магистральных кабелей применялись 100-парные с диаметром жил 0,9 мм. Их затягивали в сеть канализации. Разветвительных муфт на кабелях не делали. Вместо них в колодцах устанавливались распределительные ящики с герметической заделкой. Ответвления в здания или на кабельные столбы из этих ящиков выполнялись кабелем ёмкостью 7, 14 и 28 пар. Кабели ответвления заканчивались специальными ящиками, укреплёнными на стене здания или на кабельном столбе. В кроссе станции магистральные кабели заканчивались 100-парными боксами.

  • Автор: Семен Левада

Литература:

  1. Жорж Дари. Электричество во всех его проявлениях. — Типография А.С.Суворина, С-Петер-бург 1903 г..
  2. Журнал «Коммерсантъ Деньги», №6 (461), 16.02.2004 г.
  3. Барышников М.Н. Русское акционерное общество «Л.М.Эриксон и К?»: создание и функционирование в начале ХХ века. — Научные доклады. С.-Петербургский государственный университет: СПб., 2008 г.
  4. Володин С.И. Вас просят к телефону. — Киев, 1993 г.

 

История канализационных люков Донецка



4 Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий