Одним из первых общедоступных итогов Донецка 50-х станет большой красочный фотоальбом, который вначале должен был увидеть свет еще в 1960 с названием «Сталино 1960», но попал на прилавки магазинов уже как «Донецк 1962». Это издание быстро раскупалось в книжных магазинах, служило отличным подарком, да и просто занимало достойное место в домашней библиотеке. К слову, до сих пор любой любитель истории Донецка считает за честь обзавестись подобной книгой, чтобы увидеть, как жил наш город на переломе десятилетий.
К моменту выхода альбома в свет в Донецке уже проживало порядка 800 тысяч человек, это был 11 город по численности населения в Советском Союзе, по занимаемой территории он занимал второе место. Очень много людей переселялось в Донецк из других мест, ведь еще перед Великой Отечественной наш город насчитывал 233 промышленных предприятия. В начале 60-х их было уже более полутысячи.
Донецк менялся на глазах, он был такой похожий и одновременно не похожий на другие города, ведь наш город характеризовался стремительным ростом. Только каждая пятая постройка была возведена до войны, все остальное возводилось в спешном темпе руками местных жителей. Наряду с домами появлялись десятки парков, скверов, сотни новых улиц. Город буквально надел на себя наряд зелени, также городские улицы украсились множеством монументов, некоторые из которых до сих пор стоят на донецких улицах. На каждого жителя города приходилось 210 метров зеленых насаждений, которые называли «легкими города». Одним из новых мест отдыха горожан становится улица Набережная, где на берегу Кальмиуса летом купались и загорали тысячи горожан, а на водной глади реки устраивались соревнования по гребле. Зимой же, как и в наши дни, лед был плотно усажен рыбаками, ждущими поклевки из-под толщи льда.
В начале 50-х на городских улицах пассажиров перевозили 97 трамваев и всего 23 троллейбуса, к концу 60 трамваем было уже 324, троллейбусов же – 190. И транспорта по-прежнему не хватало. Помимо электротранспорта на дорогах города перевозили пассажиров и 932 автобуса, что было просто невероятно даже в сравнении с 1958 годом, когда их число только перевалило за полста.
А среди уютных мест для отдыха добавилось еще одно, которое, впрочем, служило и для научных целей – Донецкий ботанический сад. Помимо создания удивительного уголка в степи, ученые заботились проблемами озеленения терриконов и рекультивации промышленных выработок.
Все понимали, что это еще не предел для роста шахтерской столицы, но фундамент развития и культуры города миллиона роз уже заложен.
Именно в 60-е годы прошлого века Донецк переживает небывалый бум строительства и реконструкции. Так в 1967 году реконструируется построенный в 1949 стадион «Шахтер», на котором играла любимая многими команда. Во-первых, было увеличено число мест с 25 до 43 тысяч, что немного уменьшило количество желающих наблюдать за футбольными баталиями с вершины легендарного террикона. Во-вторых, в пространстве между восточными, южными и северными трибунами были построены тренировочные залы и другие помещения, которые должны были сделать эксплуатацию стадиона еще более удобной.
В центре города активно шел снос одноэтажной застройки, вместо которой вырастали многоквартирные типовые дома. Переход к застройке крупными жилыми массивами начался еще в 1956-1957 годах, так в 1959 началась застройка микрорайона «Донецкие Черемушки». Тогда же эти бескаркасные крупнопанельные строения назывались жилыми домами 1-464, сегодня по всему бывшему Союзу их называют «хрущевками». Также в Донецке появился завод по выпуску железобетонных изделий, из которых быстро возводили такие дома для растущего города. За период с 1959 по 1969 в Донецке было построено 120 тысяч квартир, что по статистическим данным осчастливило новосельем 420 тысяч горожан.
В начале 60-х началось строительство квартир с раздельными санузлами и меньшим количеством проходных комнат. Как говорится, лучше поздно, чем никогда. А в 1968 году Донбассгражданпроект запроектировал уже несколько 9-этажных домов, где кухни, спальни и коридоры достигали удобных для быта размеров.
Много усилий в 60-е было приложено для преображения главной городской магистрали – улицы Артема. А на пересечении с проспектом Мира был воздвигнут известный всем дончанам памятник Артему. Кроме того, строится универмаг «Белый лебедь», притягивавший к себе внимание жителей всей области и ресторан «Троянда». Это символический этап, ведь если до 1965 года в Донецке строились небольшие специализированные магазины, то теперь пришел черед крупных торговых центров и универсамов. Ряд торговых комплексов был посвящен братским республикам Советского Союза, к строительству которых были привлечены специалисты из этих мест. Так городские улицы, среди прочих, украсили кафе «Таллинн» и «Вильнюс», магазины «Армения», «Грузия», «Молдавия» и, конечно же, торговые комплексы «Киргизия» и «Ленинград». Еще одной важной вехой 60-х стало строительство Северного автовокзала, размещенного у транспортной развязки на Шахтерской площади.
- Денис Лапин