9

Электротранспорт Донецка прошел сложный путь длиною в 85 лет. Первая трамвайная линия в Сталино была открыта в 1928 году. И 15 июня коммунальное коммерческое предприятие Донецкого городского совета «Донэлектроавтотранс» отмечает эту дату. По словам директора предприятия, заслуженного работника транспорта Украины Владимира ЗАХАРОВА, сейчас городской общественный транспорт Донецка переживает второе рождение.


Вехи истории

Сам Донецк ненамного старше первого в мире трамвая, пущенного в Германии в 1881 году. Но в Юзовке, которая в 1917 году насчитывала 70 тыс. жителей, об этом виде транспорта и не помышляли, так как город представлял собой разрозненные поселки, довольно далеко расположенные друг от друга. Напомним читателям, что в 1924 году Юзовка была переименована в Сталино. Новое имя и стремительный рост промышленности и жилмассивов дали толчок к развитию общественного транспорта. Первый трамвайный маршрут проходил по нынешней улице Артема (вплоть до 50-х годов), протяженность его составляла всего 8 км, и связывал он нынешнюю площадь Ленина (тогда на этом месте находилась Совбольница) с железнодорожным вокзалом. Это значительно облегчало передвижение по городу жителям поселков Путиловка и Ветка. К концу года достроили еще 3 км пути до металлургического завода. Кстати, проезд в те времена стоил 25 копеек, а трамваи работали с 5 утра до 9 вечера.

Старый трамвай в ДонецкеСтарый трамвай в Донецке

— Первые трамваи были не слишком комфортными, имели серьезные недостатки, но тем не менее пользовались бешеной популярностью у горожан, — рассказывает «Панораме» Владимир Захаров. — Буквально через три года организовалось самостоятельное транспортное хозяйство, которое авторитетно назвали Сталинской городской железной дорогой. Работать вагоновожатым было чрезвычайно престижно. При этом водителями и кондукторами работали исключительно мужчины. Дисциплина на предприятии была жесткая: к примеру, все вагоновожатые были обязаны носить форму. В то время трамвайного депо еще не было, и трамваи готовили к выходу на линию в одном из цехов гвоздильного завода, располагавшегося в районе нынешнего драмтеатра. А ночевали они на месте, где сейчас стоит гостиница «Донбасс Палас».

На 30-е годы пришелся пик трамвайного строительства в городе. В 1932 году был сдан в эксплуатацию трамвайный парк на нынешней улице Трамвайной. Руководители крупных предприятий всячески содействовали расширению линий. И в течение десятилетия сформировалась городская трамвайная сеть из уже привычных нам маршрутов: к машзаводу Боссе, к Путиловскому заводу, в поселки Смолянка, Рутченково, Калиновка.

Донецкий троллейбус ненамного младше своего электрического собрата. Его запустили в новогоднюю ночь с 1939 на 1940 год. Поэтому у многих горожан пуск троллейбуса долго ассоциировался с Новым годом, праздником и счастьем. Причем в Украине это была третья троллейбусная линия после Киева и Харькова. Первый маршрут был очень коротким — всего лишь 3,2 км — от металлургического завода до студгородка. Его обслуживало 12 троллейбусов, а парк располагался на пересечении проспекта Богдана Хмельницкого и Университетской — на месте нынешнего сквера возле облгосадминистрации.

В 50-х годах и трамвайный, и троллейбусный парки города значительно обновились. В частности, новые трамваи не были подвержены «болезни» схода с рельс. Были проложены новые маршруты от площади Дзержинского на Буденновку, от проспекта Панфилова к шлаколечебнице, сданы в эксплуатацию мощные подстанции. На 60-е годы пришлось время активных соцсоревнований и строек. В это десятилетие маршрутная сеть Донецка приобрела современный вид. В 70-е годы путевое хозяйство окрепло. Были решены многие вопросы содержания путепроводов, механизированы трудоемкие работы. Впервые в Украине был внедрен рельсо-сгибочный пресс, на котором выполнялись еще и заказы из других городов. В 80-х произошло очередное обновление транспортного парка: на улицах появились трамваи и троллейбусы, которые мы можем до сих пор видеть на маршрутах.

Эффективное обновление

Кризис начала 90-х отразился и на работе предприятия. Не хватало запчастей, увеличился пассажиропоток, отчего транспорт часто ломался. И трамваи, и троллейбусы стали ходить с перебоями. Владимир Захаров возглавил управление, наверное, в самое тяжелое для него время — в 1996 году. Пришлось решать, казалось бы, нерешаемые задачи. Появления новых вагонов не предвиделось, и работники ремонтных мастерских творили невозможное — всеми силами продлевали жизнь устаревающему на глазах транспорту. Тем не менее коллектив выстоял и дождался перемен к лучшему. Усилиями городских властей и директора ККП «Донэлектроавтотранс» удалось не только сохранить всю сложнейшую структуру предприятия, но и расширить ее за счет автобусного парка.

— Пожалуй, переломным можно назвать 2003 год, — говорит Владимир Федорович. — Тогда мы получили десять новых автобусов большой вместимости. Решением городского головы они были направлены на городские маршруты, где нет электротранспорта. В частности, на сложнейший маршрут № 42, связывающий центр города и поселок Трудовские. В Донецке появилась программа «Транспорт города», что позволило существенно обновить подвижной состав троллейбусов. Также в этом году были получены новые трамвайные вагоны совместного чешско-украинского производства «Татра-Юг».

Самым важным событием для «Донэлектроавтотранса» за последние годы, безусловно, стало проведение Евро-2012. Чемпионат, по сути, подтолкнул донецкое городское руководство к такому масштабному обновлению парка подвижного состава, какого Донецк еще не знал. Получилось более чем эффективно! За два года приобретено 100 новых троллейбусов!

В нынешнем году предприятие подготовило важное нововведение — электронную систему учета оплаты проезда на троллейбусном маршруте № 2. Подобные системы успешно эксплуатируются в европейских странах. В Донецке же данная система пока вызывает некоторое недовольство пассажиров, но, по словам Владимира Захарова, за короткий промежуток времени работа всей системы, в том числе и взаимодействие пассажиров с контролерами, будет отлажена, и горожане поймут удобство пользования автоматами и компостерами.

Новые маршруты

— Думаю, еще не одно десятилетие общественный электротранспорт будет востребован дончанами, — говорит Владимир Федорович. — В ближайшем будущем планируется тотальное обновление коммуникаций, появление современного подвижного состава и, возможно, новых маршрутов. В принципе, пока действующая маршрутная сеть удовлетворяет потребности города, но пассажиропотоки постоянно меняются из-за строительства торговых центров, тех или иных учреждений, появления новых и закрытия старых предприятий в различных точках города. Пока приходится только менять количество транспорта на маршрутах, но на некоторых направлениях уже назрела потребность прокладки совершенно новых маршрутов. В частности, уже готов проект, который свяжет троллейбусным движением Донецк и Макеевку. Дело в основном за финансами с макеевской стороны.

В «Донэлектроавтотрансе» стараются поддерживать славные традиции предприятия. Здесь помнят и чтят всех, кто служил делу развития донецкого электротранспорта. Потенциал и накопленный опыт, высокая компетентность работников вселяют уверенность в том, что все существующие проблемы будут преодолены. А чтобы нынешние жители не забывали историю родного города, предприятие в выходные дни и в праздники предлагает им прокатиться на ретротрамваях, которые, кстати, пользуются неизменной популярностью у женихов и невест.

— Хочется, чтобы услуги нашего предприятия были максимально комфортными, и «Дон-электроавтотранс» не упоминали в связи с различными скандалами, — признается Владимир Захаров. — К этому и нужно стремиться. Поздравляю тех, кто создавал предприятие и до сих пор живет и здравствует, и тех, кто сейчас работает на нем, с 85-летием! Работать на предприятии всегда было и будет почетно. Хочу пожелать труженикам предприятия здоровья и успехов в нашей общей деятельности!



3 Комментарии

  • Robin2506

    Какие молодцы, в частности Захаров! Вот только насчёт второго рождения погорячились. Скорее начинает умирать. Что твориться с новыми троллейбусами во 2м депо, половина новых троллейбусов стоит, где новые трамваи или хотя бы б/у, старые всё чаще ломаются до такой степени, что пока с Центра на Петровку доедешь можно три трамвая сменить. Более 30 автобусов стоят в АТП и не обслуживают пассажиров и их даже не думают восстанавливать. От молодец новый маршрут в Макеевку открывает, да пока не подавали жалобы и требования обычных пассажиров и любителей транспорта, так и не шевелился. Смешно сказать письма до Президента Украины дошли. А так ничего неплохо мужик живёт!

    Изменить

Войдите, чтобы оставить комментарий