Каждый крупный город имеет право называться таковым. И при этом имеет свои отличительные черты. Например, признак крупности и развитости сети метро, для городов его соответственно имеющих, является показатель — количество линий подземного транспорта должно быть не менее трех, и только тогда города принимают в определенную ассоциацию. В Украине таковыми являются Киев и Харьков.
Хорошо, у нас в городке нет метро и быть по идее уже не должно. Что нас может ассоциировать с крупным городом? Ну, не полезем мы под землю в метро, но хоть дорогу-то перейти мы-то сможем?
И что мы с вами знаем о донецких подземных переходах? Ну, как минимум, сколько их у нас с вами штук?
Выясним все подробности.
Их, переходов, собственно не много. Некоторые из них выстраданы народной болью и жертвами, как например возле Цирка (в детстве хорошо помню сбитую бабку на пеш. переходе), некоторые стали частью удобства телоперемещения пешехода в пространстве. Наверное, автолюбитель будет в некоторых случаях негодовать, но я, как безлошадная личность прошелся бы… Но, «это совсем другая история». Однозначно — возникновение подземных переходов в городе обусловлено часто жизненной необходимостью.
Как их идентифицировать? Ведь адреса переходы вряд ли имеют, и оттого придется их ассоциировать с наиболее близко расположенными объектами или перекрестками улиц.
В этом исследовании пока представлены специально приготовленные современные виды переходов, но в ближайшем будущем попробую разыскать соответствующие перекрестки с грифом «до».
Начнем, пожалуй, с ближайшего и наиболее долгожданного перехода. Его хотели построить давно и, как мне помнится, он — самый молодой (не считая испорченного на пл. Павших Коммунаров). Кроме того он является самым южным из имеющихся.
1. Это переход возле Цирка по Ленинскому проспекту.
Имеет шесть входов, один из них без ступенек предназначен для колёсного транспорта:
Частенько используется бродячими артистами.
2. Едем дальше той же дорогой и попадаем на пресловутую пл. Коммунаров. Имеет три подземных:
и один наддорожный ход:
3. Поехали вперёд по Университетской. Парк Щербакова. Над бульварной частью недавно был сооружен магазин. Скорее всего, Евро повлияло. Два входа.
4. Университет, Гурова. Тоже многострадальный перекресток. Городские власти больше не выдержали и проигнорировали его наличие вместе с основной массой народонаселения и открыли там наземный пешеходный переход. Согласен.
Есть еще один момент — наличие в окрестностях Донбасс Паласа и прочих трудностей с преодолением этого перекрестка именно автолюбителями. Оправдано.
Входов два. Есть магазины и туалет.
Университетская улица более не богата напряженными андерграундами. Но зато есть подземный путепровод под Шахтёрской площадью. Но мы его не считаем, а двигаемся дальше по Киевскому проспекту.
5. Остановка между ш. Засядько и Точмашем. Был несколько лет заброшен и затоплен водой. Теперь вполне живой, простой — двухходовый:
Возвращаемся к истокам и едем в направлении от ДМЗ. Нет. Немного свернем в сторону и отметим единственный переход на левом берегу.
6. Проспект Павших Коммунаров, остановка «Контур». Его, скорее всего, построили для слепых граждан, которые работали тут в округе, да и школа рядом. Входа два.
Теперь точно движемся по первой линии.
7. Переход у Главпочтамта. Два входа. Внутри масса магазинов. При входах оригинальнейшие барельефы. Министерство рядом обязывало?
8. Переход по Гурова, рядом с уничтоженной гостиницей «Донбасс». Три входа, внутри оживленная торговля с начала девяностых. Там можно было купить или заказать любые книги. Журналы там тоже были
9. Библиотека им. Н.К. Крупской. Два входа. Книги там продавались тоже. Теперь есть магазины и общепит. Про перекусы уж промолчу, они есть везде, не только в переходах.
10. Пр. Мира, Белый Лебедь. Два входа.
11. Студгородок. Оба входа завалены огромными уродскими надстройками. Они нужны как бы со своими магазинами и столовыми. Но выглядят очень архаично теперь:
12. Бульвар Шевченко. Шесть входов. Кафе, туалет, магазины:
13. Набережная, пр. Ильича. Два входа, магазинов нет. Наличие его на дороге… Нужен?
14. Переход под железнодорожной атрибутикой с вокзальной площади на ул. Артёмовская. Входы-выходы не считал, сбился. Выглядят неплохо, и примерно как на фото.
Есть ещё один момент. Что считать подземным переходом. Наверное, это конструкция, которая даёт возможность перейти дорогу с одной стороны на другую непосредственно под дорогой. После приведения в чувства набережной Кальмиуса есть на что обратить внимание под мостом бульвара Шевченко:
Второй момент — надземный переход через Ленинский проспект, но к нашей теме он вряд ли относится.
Итого — 14+1, не больше и не меньше. Стоило оно (наличие донецкой подземки) того? Думаю, да. В некоторых местах образовались просто лишь светофорные переходы, но и на них продолжают гибнуть люди: наши соседи, родственники, одноклассники.
Спасут ли пешеходов и водителей подземки? Нет. Никто никогда ради своей лени не пройдёт лишний шаг. При этом люди не считают километраж в квартире по маршруту диван-кухня-туалет. «Так-то ж не считается». Две беды не перестали существовать. Дороги и дураки на них.
Ничего не пропустил? Да? Нет?
Вливайтесь и корректируйте
P.S. Для съемки город пришлось перекрыть. Ну, чтобы в некоторых кадрах машин было поменьше :))
- Семен Бондаренко
А Золотое Кольцо? Или как там его правильно называют, возле Южного. Когда-то он был скорее открытым перезодом ниже уровня земли, но теперь со всеми надстройками и постройками вполне себе подземный перход-торговый центр в одном лице.
ИзменитьОн под номером 2
Изменитьпо 50 лет СССР не 6 входов уже, а 4
ИзменитьДа, теперь Ульот занимает. Но клгструктивно…