За чередой будней мы часто не обращаем внимания, что рядом с нами порой находятся действительно уникальные вещи. Бывает, спохватываемся, но иногда выясняется, что уже поздно. Сейчас еще есть время для того, чтобы сохранить сделанную лучшими отечественными монументалистами специально для нашего города мозаику в украинском стиле

Здесь все было по-новому

Школа №5 в Ворошиловском районе города Донецка изначально задумывалась создателями как экспериментальная. Тогда, в середине 60-х годов прошлого столетия, ставился научный эксперимент совместно с педагогами и гигиенистами. Поэтому и был разработан проект оригинального здания школы на 2032 учащихся на берегу реки Кальмиус. Архитектором данного строительства был известный украинский зодчий Иосиф Юльевич Каракис, который еще в 1947 году получил первую премию за проект памятника освободителям Донбасса в городе Сталино. Но тот его творческий замысел так и не был реализован из-за обвинений Каракиса в приверженности космополитизму, т. е. течению, вредному социалистическому строю. Только после смерти Иосифа Сталина архитектор вернулся к своему любимому делу и смог реализовать в Донецке проект экспериментальной школы.

Восемь одноэтажных учебных корпусов были объединены в центральной части переходами, размещенными по обе стороны от актового и спортивного залов. Проект обеспечивал возможность рекреаций на открытом воздухе (при этом за счет сокращения площади коммуникаций снижалась стоимость строительства). Рациональная система застройки с внутренними двориками для каждого школьного блока позволила сократить урок в первом классе до 30 минут, во втором — до 35 минут и т. д. при обязательном проведении перемен (а летом и части занятий) на воздухе. При этом благодаря разделению коллективов и закалке детей уменьшалась вероятность распространения среди них инфекционных заболеваний. В новой школе все строилось не просто так. Это касалось и мозаичных панно.

Боковой вид школы вниз по рельефу местности. Донецк, школа №5. 2007 годБоковой вид школы вниз по рельефу местности. Донецк, школа №5. 2007 год

Для развития творческих способностей детей

Сегодня на стенах школы имеются 9 оригинальных панно, сделанных из смальты и керамической плитки специально для школы №5. По замыслу их авторов, они должны были «помочь детскому сознанию развить свои творческие способности в области цвета и образного мышления». Выполнению этой задачи способствовала тогдашняя хорошая обозреваемость школы и особенно центрального панно во время застройки всего нового жилого микрорайона на месте Нижней Семеновки. В фондах Государственного архива Донецкой области сохранились расшифровки первоначальных значений мозаик (ГАДО, Ф-Р5418, оп. 1, д. 163, лл. 54–60), которые были предъявлены авторами работ на заседание технического совета при областном отделе строительства и архитектуры 16 июля 1965 года. Начнем по порядку.

Мозаики на торцах классов. Донецк, школа №5. 2007 годМозаики на торцах классов. Донецк, школа №5. 2007 год

Первое панно — «Космос» — выражает символическая жар-птица в ее космическом движении.
Второе панно — «Стихия воды», которую символизировали рыбы и медуза.
Третье панно — «Огонь» — изображает народный символический цветок.
Четвертое панно — «Земля» — символизируют вертикально поставленные колосья и цветок подсолнуха на черном фоне.
Пятое панно — «Ископаемые» — пласты земли разных геологических эпох с представителями древнего животного мира.
Шестое панно — «Верба» — символизирует пейзаж Украины. Там, если приглядеться, то можно увидеть на столбе дерева очертания фигуры человека, т. е. пращуров-украинцев.
Седьмое панно — «Животный мир» — фантастические животные и ветка дерева.
В том документе не написано ни слова о восьмом панно — «Солнце», символизирующего, по мнению сегодняшних искусствоведов, движение солнечной энергии как одного из символов жизни на планете Земля. По-видимому, на июль 1965 года авторы еще не сделали эскиз его. А о центральном панно надо рассказать отдельно.

Мозаики на торцах классов. Донецк, школа №5. 2007 годМозаики на торцах классов. Донецк, школа №5. 2007 год

Вместо «Прометеев» должна была быть «Украина»

Не надо забывать, в какой стране мы тогда жили. Напомним, что тогда одним из незыблемых канонов коммунистической идеологии считался интернационализм. Поэтому все указанные расшифровки значений панно были представлены в «правильном» их понимании, хотя все специалисты, а на то заседание были приглашены ведущие художники и архитекторы Донецка, отмечали, что «все панно решены в интенсивном образном цветовом решении, базируясь на народном украинском искусстве». Мы сегодня можем узнать как к этому факту отнеслись зодчие из нашей области. Тогдашний директор филиала Гипрограда, а впоследствии и главный архитектор города Донецка Владимир Кишкань считал, что «представленное художниками считаю очень интересным и правильным». «Мозаики, основанные на народных эстетических положениях украсят наш город», — отмечал он. Его поддерживал и старейший ныне архитектор Донецка Павел Вигдергауз. «Очень хорошо, что для решения панно принят народный украинский мотив и отсутствует натурализм», — считал уважаемый в городе зодчий. Итоги тогдашнего обсуждения эскизов мозаик подвел председатель техсовета инженер П. Щербина. «Общее впечатления панно оставляют хорошее и я считаю, что такие мозаики в нашем городе должны быть осуществлены», — заявил он. В общем, с учетом некоторых чисто профессиональных замечаний, против таких панно в нашем регионе никто не возражал. Однако в украинской столице имелось несколько иное мнение.

Ведь центральным панно общей площадью в 100 кв. м (остальные мозаики размером в 10 кв. м) должна быть стать «Украина» — украинка с книгой и детьми, тянущимися к знаниям. И вот такое изображение в Киеве, по-видимому, уже расценили как проявление украинского национализма и не утвердили этот образ. Поэтому авторам панно пришлось создать в 1966 году «Прометеев». В центре этой мозаики — шахтер и металлург, который держат в руках добытый ими с недр огонь — символ энергии угля и расплавленного металла.

В Донецке работали лучшие монументалисты Украины

Создателями панно в 5-й школе Донецка были лучшие на то время монументалисты Украины. Согласно архивного документа, автором проекта являлся тогда художник Киевского республиканского художественного фонда Григорий Иванович Синица. Он работал в Донецке со своими товарищами — Галиной Зубченко, Аллой Горской, Виктором Зарецким, Надеждой Светличной, Александром Коровай, Геннадием Марченко, Иваном Куликом, Василием Парахиным.
«Тут Григорий Синица дал нам урок, как перед начальством нужно защищать и отстаивать свою работу, — вспоминала впоследствии Зубченко. — Мы не умели: стояли, молчали. А он это так логично делал, что те, кто вначале относился к нам неодобрительно или враждебно, становились на нашу сторону. Так обкомовское начальство и архитекторы начинали нам помогать. И так же он «выбил» деньги, потому что за те мизерные 5 тысяч, которые у нас были, не смогли бы выполнить и десятую часть своей работы. Правда, «Украиной» все-таки пришлось пожертвовать, ее заменили «Прометеи» — шахтер и металлург».

Вообще, о каждом из авторов панно можно долго рассказывать — все они были очень талантливыми людьми. В этой статье приведем основные биографические данные лишь троих из них.

Григорий Иванович Синица (1908–1996) — украинский художник, мастер монументальной живописи. Он пережил революцию, войны и голодоморы. Его вели на расстрел в Бабин Яр, однако тогда Синице чудом удалось спастись. Учился в Кировоградском художественном училище, Одесской художественной школе. В 1930–1934 гг. студент Киевского художественного института. В 1941 года состоялась его персональная выставка в Киеве. С 1946 года занимался послевоенной реставрацией Киева, Харькова, участвовал в восстановлении Мариинского дворца. В 1960-х возглавил новое направление в современном монументальном искусстве, которое стал известно как «украинская национальная колористическая школа». В 1968 году переехал в Кривой Рог, где изобрел новую монументальную технику — флоромозаику. Лауреат государственной премии Украины им. Т. Шевченко (1992). Заслуженный художник Украины с 1996. В Кривом Роге был открыт Мемориальный музей-квартира Г. Синицы. «Я бесповоротно понял и усвоил: народное искусство — первоисточник художественным формам… Оно известно давным-давно, оно жило, набиралось сил в народе, в его недрах. Этнографические, сюжетные, иные признаки — это еще не народность. Речь идет о системе мышления, где цвет выступает как образ, о глубинном явлении самобытного в палитре художника», — говорил он. Всю свою жизнь Григорий Иванович Синица прожил довольно скромно, ведь ни одной своей картины он не продал, а мечтал сберечь целостность своих монументальных трудов для потомков.

Григорий СиницаГригорий Синица

Галина Александровна Зубченко (1929–2000 гг.) — монументалист, живописец. Окончила Киевский художественный институт. Работала в области монументального искусства, живописи, керамики. Участвовала в создании многочисленные панно в Киеве, Донецке, Мариуполе.

Галина ЗубченкоГалина Зубченко

Алла Александровна Горская (1929–1970 гг.) — украинская советская художница, диссидент, деятель правозащитного движения 1960-х годов ХХ века в Украине. С 1946 по 1948 год А. Горская училась в Киевской художественной школе имени Шевченко, закончив которую с золотой медалью, поступила в Киевский художественный институт. Летом 1952 года она вышла замуж за студента этого же вуза Виктора Зарецкого. Работала по специальности в области станковой и монументальной живописи. Художница вместе с Василием Стусом, Василием Симоненко и Иваном Светличным была одним из организаторов и активным членом Клуба творческой молодежи «Современник» (1959–1964 гг.) в Киеве.
В 1962 году Горская вместе с В. Симоненко и Л. Танюком обнаружили на Лукьяновском и Васильковском кладбищах, в Быковне места захоронения расстрелянных органами НКВД в 30–40-х годах.

Алла ГорскаяАлла Горская

Горская входя в группу «шестидесятников», принимала активное участие в украинском правозащитном движении. Она была на процессе Вячеслава Черновола, проходившего 15 сентября 1967 года во Львове, где с группой киевлян заявила протест против незаконного ведения суда. В апреле 1968 года она поставила свою подпись под письмом-протестом 139 деятелей науки и культуры к руководителям СССР в связи с арестами и закрытыми судами над диссидентами. За участие в акциях протеста в 1965–1968 годах против расправы над украинскими диссидентами художница была снова исключена из Союза художников и подверглась преследованиям со стороны советских органов безопасности.

Алла Горская трагически погибла 28 ноября 1970 года при невыясненных обстоятельствах в городе Василькове.

Щирi українцi, откликнетесь!

Посещая разные места нашей планеты, мы там часто восхищаемся памятниками различных эпох. И мы даже не представляем или не хотим этого делать, что время, в котором мы с вами сейчас живем, тоже становится историей. Это относится непосредственно к любой местности — области, городу, селу и т. д. А по оставшимся памятникам или другим произведениям искусства уже потомки будут судить о нас и о нашей эпохе.
Сегодня в школе №5 хранят память об авторах панно: там существует музейная комната Аллы Горской, дети пишут научные работы в Малую академию наук Украины, учителя рассказывают ребятам об уникальности панно. Все как бы хорошо! Но…

Школьники, выходя из стен своего родного учебного учреждения, могут своими глазами наблюдать уже иную картину, которая не соответствует словам их учителей. А именно тот факт, что к уникальным мозаикам совсем безразлично относится государство, т. е. власть независимой Украины! Несмотря на то что эти панно несомненно являются памятниками культуры нашего региона — они не имеют официального такого статуса. И, наверное, в большей степени от этого, они постепенно приходят в упадок. Посмотрите на то же панно — «Верба». Там практически весь низ уже отбит. На панно «Вода» протекает вода из прохудившегося козырька, есть повреждения и на «Прометеях».
Понятное дело, что чиновники скажут, что денег на реставрацию панно в бюджете нет. Их понять можно — для них главная задача, чтобы школа работала, хотя и ей даже невооруженным глазом видно, что снаружи требуется ремонт. Но спасти украинскую мозаику от разрушения наверняка бы смогли усилия тех же общественных украинских националистических организаций.

Прометеи

Да, часто на митингах их представители говорят, что готовы жизнь свою отдать за украинскую идею и бороться за то, чтобы в нашей стране процветала украинская государственность. Здесь жизнь положить не требуется, а проблема до банальности проста — отсутствие денег. Помните, какой резонанс вызвали несколько лет назад намерения уничтожить при строительстве «Макдональдса» (в бывшей части помещения магазина «Рубин») панно Аллы Горской «Жар-птица»? Тогда это произведение монументального искусства удалось отстоять и отреставрировать. А в школе №5 ни одно панно, а целых девять, но почему-то наши «щирi українцi» совсем не замечают постепенно ухудшающего состояния мозаик. А ведь могли бы бросить клич на выделение гранта различными международными украинскими организациями или поискать тех же меценатов, которые помогли бы сохранить панно, основанных на мотивах украинского народного искусства. В 2015 году эти мозаики будут отмечать полувековой юбилей своей жизни. Если, конечно, доживут до него. Ведь сейчас есть реальная угроза, что огонь «Прометеев» в Донецке может погаснуть!



Войдите, чтобы оставить комментарий