Боссе в Донецке так же популярен, как в СССР товарищ Иванов. И это аксиома. За относительно короткий исторический срок пришлый фамильный топоним своей популярностью затмил местные топонимы Прохоровка, Рыковка, Ларинка, Игнатьевка и другие. Парадокс, да и только. По состоянию на сегодняшний день, официально в Донецке нет ни завода Боссе, ни поселка, улицы — переулка его имени. Но спросите первого встречного в Ленинском, Кировском, Куйбышевском районах, в центре города, и он скажет и укажет, где и такой завод, и такой микрорайон.
Компаньон компаньона увидел издалека
Жизнь и деятельность Эдуарда Боссе (полное Ф.И.О. — Эдуард Теодор Боссе (Эдуард Артурович Боссе) в изложении его многочисленных биографов и почитателей богаты на даты, цифры, события, заслуживающие внимания каждого, кто интересуется этой незаурядной личностью.
Родился он близ городка Тамсалу, что в Эстонии, 19 октября 1854 года в состоятельной лютеранской семье. Отец его, Артур Боссе, был купцом первой гильдии, торговал мануфактурой. Официально считался рижским гражданином, хотя длительное время проживал в Санкт-Петербурге. Дети его, дочь Марго-Евгения и два сына — наш герой Эдуард Теодор и Артур Гаральд, — каждый по своему были талантливы и проявили себя в жизни достаточно ярко. Дочь в свое время была весьма известной актрисой. Артур Гаральд, 1861 г. р., — один из основателей в 1899 году завода по производству электроуглей для дуговых дамп, электрощеток и других изделий этого толка, был главным его управляющим. После революции уехал за океан, в Сантьяго, Чили, где и умер в 1937 году. Переживший много хозяев и различных социально-политических потрясений основанный им завод — ныне ОАО «Кудиновский завод «Электроугли» в одноименном городе Московской области — и сегодня на плаву.
Эдуард Боссе, как и многие люди его эпохи, учебе в России предпочел учебу в Щвейцарии. В престижном Политехническом институте Цюриха учился с 1874 года. 10 августа 1878-го получил диплом инженера. Чем занимался молодой человек и инженер в период вплоть до 1985 года, история умалчивает. Но в 1885-м, на 31-м году жизни, свидетельствуют источники, он работал в Обществе Франко-русских заводов в Санкт-Петербурге. Не надолго, однако, задержался Эдуард Боссе в городе на Неве. В том же 1885-м руководство общества направило его, можно сказать, на прорыв, на Юг России, где в самом разгаре шло строительство железнодорожной ветки Екатеринодар — Новороссийск протяженностью 254 версты (русская мера длины, равная 1,06 км). Э. Боссе в числе четырех тысяч рабочих 24 июня 1888 года присутствовал на торжественном открытии железнодорожной ветки и видел, как министр путей сообщения К.Н. Посьет серебряными ножницами с золотыми ушками перерезал ленточку и дал добро на работу магистрали и железнодорожного вокзала в Новороссийске. Тот год для Боссе стал знаковым. Он познакомился с немецким предпринимателем Рудольфом Генриховичем Генефельдом. Будущим своим компаньоном.
А потому как один и другой от природы были люди смотрящие вперед, то язык между собой они нашли быстро. Такого же человека они увидели в лице юзовского помещика и шахтовладельца Николая Рутченко. К тому временим последний весьма интенсивно торговал своей движимостью и недвижимостью. Участок земли у села Григорьевка Бахмутского уезда оказался тем самым лакомым куском, который и купили Боссе и Генефельд. На правом берегу речки Кальмиус они решили построить ни много ни мало, а машиностроительный и чугунолитейный завод. По одним источникам, в 1988-м компаньоны, а по другим — в 1986 году один Генефельд, в селе Петро-Марьевка на реке Лугань Бахмутского уезда Екатеринославской губернии, ныне город Первомайске Луганской области купили купил фабрику оберточной бумаги. Но не фантики для конфет стали производить предприниматели на своем предприятии, а переоборудовали его в механический завод.
Два стартовых гектара
Это со временем машиностроительный и чугунолитейный завод распростер свои производственные мощности, вспомогательные цеха, иные службы, а также «именной» поселок на сотни гектаров. Начинали Боссе и Генефельд с двух десятин земли, чуть более 2 га, что купили у помещика и шахтовладельца Николая Рутченко. Неподалеку несет свои воды Кальмиус, что гарантирует снабжение водой технологию процесса обработки металла, считай рядом Григорьевка, чуток поодаль — другие села, что обещает рабочую силу. На месте, выбранном заезжими менеджерами для строительства завода, — густое разнотравье да редкий кустарник. И, сами понимаете, никаких наземных и подземных коммуникаций. Через годы люди заметят, что уж слишком громко компаньоны назвали свое детище — «Машиностроительный и чугунолитейный завод». На самом деле это была полукустарная мастерская с одним горном. Хотя и это уже другая сторона дела, задействованы на ней были 50 рабочих из местных крестьян.
Построенный в 1889 году, завод уже вскоре выпуска шахтные копры, небольшие котлы, кузнечные поковки, колосники, другие метизы… И одновременно наращивал свои производственные мускулы. Из «Ведомостей о фабричном заведении» за 1896 год следует: «Завод имеет: паровых машин — 2 по 14 лошадиных сил; котлов паровых — 2 по 240 квадратных футов. Рабочий день длится по десять с половиной часов. На заводе работают 140 человек. Завод имеет право на одну постоянную кровать в Григорьевской земской больнице. Родильного приюта, яслей, школ, богодельни, больничной кассы страхования — нет. Пенсии не выплачиваются…». Не думаю, что сообщение в «Ведомостях…» так уж за живое задело хозяев завода. Скорее всего, они сами из меркантильных намерений, что, впрочем, было выгодно обеим сторонам, энергично взялись за расширение производства.
В 1903 году на месте мастерских уже высились слесарный, механический, модельный и литейный цехи. Дальше — больше. С началом первого довоенного промышленного подъема Донбасса к 1910 году уже построены новый литейный цех, расширены модельный и механический, в кузнечный — добавился горн и поставлен молот. На заводе уже трудятся 200 человек. В эти же годы рабочий коллектив пополнили молодые люди, о которых с годами будут вспоминать все чаще и чаще: Никита Хрущев, будущий 1-й секретарь ЦК КПСС, И.А. Стрельченко, будущий комсорг, парторг и настоящий организатор масс, В.Д. Индюков, будущий первый красный директор завода. В связи с Ленским расстрелом (1912 год), на заводе активно формируются протестные настроения среди рабочих, которых уже под 300 человек, проходит однодневная забастовка. В 1913-м завод Боссе переименовывают в «Машиностроительный и чугунолитейный завод». В дополнение к имеющемуся ассортименту освоен выпуск небольших паровых и ручных лебедок и насосов, вентиляторов с ручным приводом, дробилок, шахтных клетей и вагонеток. А потом пришла череда войн, революция 1917 года. За время империалистической войны прибыль завода Боссе и Генефельда составила 75 тысяч рублей. Рабочий день увеличился до 14 часов. Никакой охраны труда, на нулевой отметке медицинское обслуживание. Вместо светлой перспективы — лавина событий и потрясений мирового масштаба, напрямую затронувших и жизнь коллектива.
В октябре 1917-го на заводе создан большевистский Совет. Наряду с управляющим, младшим Боссе, действует рабочее правление, в которое входят Н. Сапов, И. Полунин, И. Горбунов. Все больше овладевают массами выступления председателя Юзовского совета рабочих депутатов Я. Залмаева. В декабре из рабочих завода формируется красногвардейский отряд под командованием М. Кабанова. 1918-й знаменуется формированием вооруженных отрядов под началом рабочих Д. Митрофанова, Н. Буряка, И. Жогова, принявших участие в боях с белогвардейцами Деникина. В огне гражданской войны сгорели и разрушены цеха, оборудование пришло в негодность. В 1921-м в жизни завода произошло событие, которое в то время называли не иначе, как эпохальное. По поручению партийной организации, коммунист Н. Сапов создал здесь комсомольскую ячейку. Пережив организационные трудности, разруху, в 1923-м предприятие достигло довоенной мощности и получило статус Государственного машиностроительного завода
1925-й вошел в историю завода как год его первой реконструкции. На прежней земле производственным цехам стало тесно. Все острее выдвигался в разряд первоочередных вопрос строительства рабочих колоний — жилья для заводчан. Для таких потребностей было получено 317 десятин земли, на которой уже в следующем году заводчане построили котельный и механический цеха стоимостью 5 миллионов рублей, провели железнодорожную ветку к станции Рутченково. Приобретены также первый паровоз, один грузовой и два легковых автомобиля.
1926-й год следует считать началом массового строительства заводского поселка. За очень короткий срок энергичными темпами были построены 75 двухквартирных домов. Десятки семей рабочих и служащих из землянок и балаганов переехали в капитальные строения. Возведенные дома напрочь опровергли устоявшееся мнение: все, что строится быстро, недолговечно. Построенные в конце 1920-х дома и ныне здравствуют на улице Куприна, других улицах, что окружают завода. Немудреные по своей архитектуре, они, тем не менее, не затерялись среди домов более поздней постройки и другой планировки. Обновление и наращивание производственных мощностей, строительство жилья напрямую способствовали увеличению почти до тысячи человек численности работающих, росту объемов производства и реализации продукции. Завод одним из первых в Донбассе за 3 года (!) реализовал план первой пятилетки. В 1932 году досрочно выполнен почетный заказ энергетиков на изготовление 784 мачт для «Днепростроя». В следующем году в поселке открылись больница и столовая.
Между тем идеологии молодой Страны Советов делали все, чтобы вычеркнуть из памяти простых людей всякие намеки на капиталистическое прошлое заводов, шахт, поселков и городов. Под гребенку попал и бывший завод Э.А. Боссе. В 1935 году он получил название имени 15-летия комсомола Донбасса. В знак создания в апреле 1920 года Комсомольской организации Донбасса. Впрочем, и под этой шапкой он продержался недолго. Республиканское начальство посчитало такое название местничеством и приказало назвать завод имени Ленинского комсомола Украины. Под этим, в общем-то звучным, логотипом одно из лучших предприятий машиностроительной отрасли Украины и СССР благополучно дожило до перестройки. В 1989 году отметило свое 100-летие, в этом — отметит 125-летие. Но уже в другом экономическом статусе и под очередным новым названием — ОАО «Донецкгормаш».
Знаковые изделия завода
Первые в СССР роторные погрузочные машины для Экибастузской и Березовской ГРЭС Канско-Ачинского топливно-энергетического комплекса. Подъемное оборудование, удостоенное в 1959 году на Всемирной выставке в Брюсселе «Гран-при». Первый образец самого крупного в мире вентилятора ВЦД-47 «Север» для работы в условиях Крайнего Севера. Уникальные оборудование и машины для работы в тоннелях Асуаннской плотины в Египте. Славные трудовые страницы, известные всему миру лица, посещавшие передовое предприятие Донбасса и страны. И все это наш завод. Машины и механизмы отработали свое и ушли на переплавку. Известные некогда люди по разным причинам сегодня и не на слуху, и не на виду у жителей и гостей города.
Но Донецк никак не представить без величественного монумента «Твоим освободителям, Донбасс!». История его создания уходит корнями в далекие 60-е и 70-е годы прошлого века. Вначале было принято соответствующее постановление ЦК КПСС и Совмина СССР, а затем начались изыскательные и проектные работы над воплощением идеи в монумент. В 1976 году над памятником параллельно работали коллективы скульпторов Киева и Донецка. В конце концов за основу приняли разработку донецких авторов: скульпторов Ю.И. Балдина и А.Н. Порожняка, архитекторов В.П. Кишканя и М.Я. Ксеневича. В 1982 году художественный совет Министерства культуры СССР утвердил проект, во главе которого стоял автор многих идей Юрий Иванович Балдин.
Возводили монумент тресты «Донецкшахтострой» и «Донецкметаллургстрой», «Донецстальконструкция» и «Днепростальконструкция». Не вдаваясь в подробности технологии создания такого объекта, скажем, что самое непосредственное участие принял в нем и коллектив сборочно-сварочного цеха Донецкого машиностроительного завода имени Ленинского комсомола Украины. Изначально — завод Боссе.
На строительство израсходовано более 850 тысяч советских рублей. Величественный монумент «Твоим освободителям, Донбасс!» открыт 8 мая 1984 года.
Судьба им уготовила разлуку
Как свидетельствует история, Эдуард Боссе и Рудольф Генефельд, скооперировавшиеся на поприще постройки своего завода, в таком альянсе прожили недолго. В 1902 году они поделили свою собственность. Машиностроительный и чугунолитейный завод в поселке Юзовка отошел Боссе, а механический завод в Петро-Марьевке на реке Лугань (ныне Первомайский электромеханический завод имени К. Маркса) перешел в собственность Р. Генефельда. Почитатели организаторских способностей Э. Боссе считают, что он являлся и соучредителем Донецкого общества железоделательного и сталелитейного производства в поселке Дружковка Бахмутского уезда Екатеринославской губернии. Ныне это ОАО «Дружковский машиностроительный завод» в Дружковке Донецкой области.
Какие бы точки зрения на историю деловых отношений этих людей не существовали, одно остается незыблемым. После 1902 года судьба их развела. Эдуард Боссе с семьей уехал в Прибалтику. Надеялся вернуться. Не получилось. Из семейных тайн Эдуарда по крайней мере одна до сих пор считается загадочной. По семейному преданию, Павел Эдуардович Боссе является приемным сыном семьи Боссе. В 1890 году, возвращаясь с работы, Эдуард Боссе нашел сверток с ребенком у ворот своего дома. Вместе с женой Хедвиг фон Руктешелль (28.04.1866 — 17.04.1936 гг.) он мальчика усыновил. Со временем он стал инженером и в полном смысле был правой рукой Эдуарда Боссе во всех его делах и начинаниях. Вплоть до 1917 года являлся управляющим завода в Юзовке. В 1920 году предприятие национализировали. По крайней мере, вплоть до 1922 года Павел Эдуардович проживал в нашем городе. Дальнейшая его судьба не известна. Основатель завода умер 27 июня 1927 года в Риге, Латвия. К сожалению, не известна дальнейшая судьба Рудольфа Генефельда после того, как они поделили совместную собственность с Эдуардом Боссе.
- Автор: Анатолий Бирюков
- Источник: газета «Вечерний Донецк»
На фото: «Боссе, начало 1960-х» видна часть Парка Культуры и отдыха завода 15летия ЛКСМУ, еще в начальном периоде.
Еще нет стадиона, жаль не видно, что было левее, куда ведет аллея, там должны быть атракционы, танцплощадка и тир ДОСААФ.
Также еще нет тира возле кинотеатра Родина. На фото уже есть: кинотеатр Родина, колоннада входа в парк с фонтаном и летний кинотеатр.
Очень плохо помню из детства когда он был. Хотелось бы фотографий, когда он был в рассвете, т.е. до 80-х, когда его конкретно подтопило, затем его угробили, и сделали свалку.
Жаль большой и красивый был парк
Донецк. Парк завода имени 15-летия ЛКУ
Напротив машиностроительного завода, за сквером (который расположен между двумя трамвайными путями двухпутки) по улице Ткаченко в послевоенное время находился большой парк. Центральный вход в парк находился со стороны заводоуправления. Перед входом с 1958 года находился фонтан со скульптурной группой, где в центре фонтана «мастер рубил камень, чтобы изготовить цветок для Хозяйки медной горы» (персонажи произведения П.П.Бажова «Малахитовая шкатулка»). Парк с этой стороны окружала ограда. Со стороны центрального входа по ступенькам можно было спуститься к главной аллее парка, в этом месте парк был значительно ниже улицы Ткаченко. Справа центральной аллеи почти в центре территории парка располагался парк аттракционов, слева находилась танцплощадка, где по выходным дням и средам вечерами играла музыка и собиралась молодёжь со всего района.
Второй входа в парк был рядом с кинотеатром «Родина» возле конечной остановки трамвая 3го маршрута на пересечении ул. Куприна и Ткаченко, рядом находился небольшой тир. За тиром старое здание заводоуправления (ул. Ивана Ткаченко, 189, примероно 1890г. постройки), а позже вечерней школы. Рядом располагался летний кинотеатр.
Парк с севера ограничивался речкой Бахмутка, с востока – Кальмиусом, с запада – ул. Ткаченко с трамвайной линией, с юга – ул. Куприна. В северо-восточном углу речка Бахмутка впадает в главную реку города – Кальмиус.
Позже на территории парка правее появился стрелковый тир ДОСААФ со стрельбищем длиной 60м. За ним вдоль ул.Куприна от кинотеатра «Родина» располагались заводские теплицы, гаражи и конюшня.
До начала перестройки к средине 80х парк начинает умирать, машиностроительный завод, чьи дела стали идти уже, перестал заниматься благоустройством парка. Парк заболачивается поднимающимися шахтными водами двух старых, давно заброшенных шахт располагавшихся раннее на территории завода. Потом до начала 90х парк превращается в свалку – туда свозятся отвалы земли и небытовых отходов, летний кинотеатр давно заброшен. В итоге 2001г. на территории парка благотворительный фонд «Олимпик» строит спортивный комплекс «Олимпик» для одноименного футбольного клуба.
Кинотеатр «Родина» с распадом СССР в начале 90х переименовывается в «Дом кино», на территории появляется рынок, характерный для того времени, затем платная автостоянка. Позже кинотеатр и вовсе прекращает функционировать по назначению и сдается в аренду американским мармонам. В 2008г. пострадал от пожара и заброшен.