Долгие годы считалось, что в истории возникновения железнодорожной станции Мушкетово на территории современного Донецка уже не осталось никаких белых пятен. Однако совсем недавно донецким краеведам Валерию Степкину и Сергею Третьякову удалось получить документы, кардинально меняющие устоявшуюся версию.

Достойная кандидатура для названия

До сих пор считалось, что станция Мушкетово Богодуховской ветки Екатерининской железной дороги на донской стороне современного города Донецка получила свое название в честь выдающегося русского геолога, географа и путешественника Ивана Васильевича Мушкетова (1850–1902 гг.).

Станция Мушкетово, Донецк. 2011 годСтанция Мушкетово, Донецк. 2011 год

Уроженец станицы Алексеевской области Войска Донского был крупнейшим исследователем Тянь-Шаня и Памира-Алтая, первооткрывателем ряда месторождений полезных ископаемых в Средней Азии. Он занимался изучением природных богатств Средней Азии, Урала и Кавказа, написал научные труды «Физическая геология», «Туркестан» и стал автором первой геологической карты Туркестана. В честь Мушкетова назван ряд географических объектов в Сибири, Средней и Центральной Азии (гора Мушкетова, ледник Мушкетова и др.).

Иван Васильевич исследовал также геологическое строение и ледники Кавказа, месторождения каменного угля и марганца в бассейне реки Риони, липецкие и кавказские минеральные источники. Он изучал причины и последствия землетрясения 1887 года в городе Верном (ныне Алма-Ата). Кстати, как уже писали «ДН», в составе этой экспедиции был молодой выпускник Санкт-Петербургского горного института Эрнест Александрович Штединг, ставший затем одним из самых авторитетных инженеров и углепромышленников Донецкого каменноугольного бассейна.

Мушкетов по-новому определил задачи геологических исследований, уделяя главное внимание тектоническим, сейсмическим и геоморфологическим процессам. Иван Васильевич был в то время одним из самых авторитетных ученых не только в Российской империи, но и в научных кругах всего мира. Поэтому, как считают и поныне наши официальные историки, то обстоятельство, что железнодорожная станция в каменноугольном районе Юга России получила свое название в честь этого крупного ученого, никогда не вызывало сомнения и считалось само собой разумеющимся фактом.

Хотя, если честно, мысль о том, почему эта станция у нас получила его имя, когда о научных исследованиях Мушкетова именно в Донецком бассейне не было ничего известно, иногда все-таки проскакивала. Но в итоге приходили к выводу, что все-таки Иван Васильевич был профессором Санкт-Петербургского горного института, в котором учились многие наши горные инженеры, и они таким образом увековечили имя своего учителя. Также историки считали, что так как территория на левой стороне реки Кальмиус входила в состав Области Войска Донского, то и назвали новую станцию в честь уроженца казачьего края. А на самом деле истина оказалась куда проще.

Истина, как всегда, оказалась самой простой

Официальной датой открытия станции считается декабрь 1893 года. Это время было, наверное, одним из самых успешных периодов в возникновении и развитии угольных рудников в нашем районе. Но и здесь не все так просто. 

Автор статьи видел ссылку на информацию «Екатеринославских губернских ведомостей», опубликованную в газете «Восточное обозрение» (Иркутск) в 1892 году, в которой сообщалось, что два батальона пехоты, вызванные из Екатеринослава для подавления холерного бунта в Юзовке, прибыли поездом именно на станцию Мушкетово. Напомню, что волнения в промышленном местечке в Бахмутском уезде произошли 2–3 августа 1892 года, т.е уже тогда станция была и могла принимать эшелоны. Скорее всего, в декабре следующего года она была торжественно открыта после завершения всех эксплуатационных испытаний. Однако вернемся к названию железнодорожной станции.

Она названа в честь землевладельцев, на чьем земельном участке ее построили. Такая практика была очень распространенной тогда. В качестве примера можно взять нынешний город Моспино, названный так в честь шахтовладельца Моспина после прокладки на близлежащей местности новой железнодорожной ветки в 1902–1903 годах.

Семь лет назад известный донецкий краевед и автор нескольких книг об истории Донецка Валерий Степкин раздобыл карту земельных участков донской стороны современного Донецка. Но там не было расшифровки, кому они принадлежали (владельцы обозначены только цифрами). В конце нынешнего года его друг, донецкий краевед Сергей Третьяков сумел все-таки получить этот список землевладельцев Миусского округа Области Войска Донского. Он относится примерно к 1872–1873 годам, когда Юзовка еще была даже не поселком, а всего лишь хутором. Владельцем 31 десятины земли вдоль балки Пашенной, рядом с которой прошла железнодорожная ветка, является подполковник Войска Донского Алексей Степанович Мушкетов. А владелицей участка №233 в 407 десятин поблизости Юзовского хутора являлась жена подполковника (на тот момент уже вдова) Федосья Васильевна Мушкетова. Вот так одним мифом в истории города Донецка стало меньше.

Мушкетовы — казачьи офицеры

Кем же были эти Мушкетовы? Алексей Степанович Мушкетов родился около 1800 года в казачьей семье. На воинскую службу казаком поступил в 1820 году. С 1 марта того же года был зачислен в лейб-гвардии казачий полк. Через четыре года за отличные успехи в фехтовании получил звание урядника. Дальше уже в составе Атаманского полка Алексею Мушкетову довелось проверить все свое умение и подтвердить репутацию отличного рубаки уже на деле в настоящих боях. Пришлось нашему казаку поучаствовать в сражении с турками под командованием Решид-паши в восточной Болгарии близ крепости Шумла.

В 1829–30 гг. Мушкетов в составе войск принимал участие в ликвидации страшнейшей эпидемии холеры и чумы в Бессарабии. Затем ему снова пришлось взять в руки шашку. Казачий офицер, в честь которого впоследствии будет названа железнодорожная станция на территории города Донецка, принимал участие в Польской кампании 1831 года. Тогда польская шляхта восстала против решения российского императора Николая I направить польские войска в составе русского корпуса на подавление революции во Франции. Алексей Мушкетов в составе русских войск под командованием главнокомандующего графа Дибич-Забалканского отличился в сражениях под Варшавой, битве при Грахове. За участие в бою под Прагой (это не чешская столица, а предместье Варшавы) он был произведен в хорунжие.

С конца 1834 по конец апреля 1835 года Алексей Мушкетов был помощником пристава донских калмыков. Затем началась преподавательская деятельность казачьего офицера: он готовил к службе молодых казаков, был учителем фехтования и гимнастики в Новочеркасской гимназии. Состоя на службе в учебном полку, он поочередно был произведен в сотники, есаулы и войскового старшину. 16 апреля 1852 года он стал подполковником и затем командовал 43-м Донским казачьим полком, который действовал на территории Херсонской губернии, Молдавии и Бессарабии. Числился казаком станицы Нижне-Кундрюческой. 

За свои военные заслуги подполковник Алексей Мушкетов получил ранговую дачу в еще не малоосвоенном тогда Миусском округе. За ратные подвиги казачий офицер был награжден орденом святой Анны 4-й степени «За храбрость», серебряными медалями за участие в Персидской войне 1828 года и Польской кампании 1831 года.

Его жена — дочь казака Федосья Васильевна, дети — хорунжий Михаил (1820 г.р.) и сотник Александр (1827 г.р.).



7 Комментарии

  • Олег Измайлов

    Нет, Толян, еще не стало одним мифом меньше — вот когда официально признают версию Третьякова-Степкина, тогда и станет, а пока во всех учебниках и книгах о Донецке фигурирует первая версия о профессоре Мушкетове. Таковы гримасы жизни))

    Ответить Изменить
    • Анатолий Жаров

      Олег, боюсь, этого долго придется ждать! Потому, что иногда наши профессиональные историки, видя эти новые открывшиеся документы, все-таки продолжают настаивать на старой версии. Ну, они считают, что им как-то виднее с научной точки зрения.

      Ответить Изменить
  • Павел Белицкий
    Павел Белицкий

    А я-то думал, откуда вдоль Богодуховской ветки, как грибы после дождя, выросли станции Мушкетово-ДМЗ и Мушкетово-ММЗ… Так что, информация о землевладельцах Мушкетовых — это не простое совпадение…

    Ответить Изменить
  • Павел Белицкий
    Павел Белицкий

    «В качестве примера можно взять нынешний город Моспино, названный так в честь шахтовладельца Моспина после прокладки на близлежащей местности новой железнодорожной ветки в 1902–1903 годах.»
    Всё так, только при рассмотрении происхождения названия ст. Мушкетово речь идёт о СТАНЦИИ (или даже как минимум о трёх станциях), а в случае Моспино — о ПОСЁЛКЕ. Вспомним: с 1902 г. и до начала 30-х г.г. ст. Моспино называлась Махоровкой…
    Кстати, вокзалы многих станций бывшей 2-й Екатерининской дороги (в догонку фразе о Моспино) построены по типовому архитектурному плану и похожи на Моспинский.

    Ответить Изменить
  • Vasili Muschketov

    А все же приятно почитать , гордость берет .

    Ответить Изменить
    • Алексей Федько
      Алексей Федько

      Позвольте спросить, а какое вы имеете отношение к Мушкетовым, описанным в этой статье и к Донецку?

      Ответить Изменить
  • (will not be published)

Подписаться на комментарии