События минувшей советско-афганской войны уходят все дальше в историю. Увы, быстротекущая наша жизнь отодвигает их на второй план. Оно, в общем-то и понятно: на первом нынче совсем другое. Деньги и материальные блага стали едва ли не единственным мерилом. Умы занимают меркантильные всё больше заботы и дела. Потуже бы набить собственный кошель! Каким образом:, не столь уж и важно. И как тут не вспомнить Владимира Высоцкого: «досадно мне, что слово «честь» забыто». Чему удивляться? Коль нате правительство проводит экономические эксперименты, народ oвынужден защищать себя. Вот и «крутимся» без руля и ветрил. Какое там о мужестве, о доблести, о славе, быть бы живу.

Торгашество затмевает, кажется, всех и вся. А тогда … Восхищение читалось на лицах детворы, стоило «только парню — «афганцу» пройти по улице. У теперешних иные ориентиры и кумиры — тоже.

«Впрочем, отношение к воинам, с честью выполнявшим интернациональный долг, менялось не вчера и не сразу. В начале по-детски наивный восторг натыкался на равнодушно-чиновное «я вас туда не посылал», — фраза со временем стала нарицательной. И вот уже в адрес «афганцев» летит унизительное словечко «душман». Трудно сказать, чего было здесь больше: затаенной ревности к чужой славе, зависти мизерным льготам или обыкновенной подлости. Все одинаково низко …» — /В. Гринчак/.

И, казалось, совсем померк ореол мужества и воинской доблести в обвальном потоке «чернухи» со страниц лишенной компартийной узды прессы. Ведь чего — чего,а максимализма новой, демократической печати хватало с избытком, недоставало чаще всего взвешенной, трезвой оценки, опыта, а порой и человеческого такта. В результате благое вроде бы дало — поиск правдивой информации, — под пером недобросовестного газетчика оборачивался бедой. «Жаренные» факты и фактики вперемежку с домыслом сделали однобокой «афганскую» правду. Между тем, настоящая и беспристрастная правда о той необъявленной войне известна далеко не вся. Как почти ничего не сказано о той удивительной и отнюдь не фанатичной вере в гуманизм интернациональной солдатской миссии. При одном лишь слове «Афганистан» в сердцах молодых воинов оживал образ героических бойцов интербригад, овеянный романтикой 30-х… Помню рейс транспортного самолета из Куляба в Мазари-Шариф. Когда внизу блеснула пограничная река Пяндж, ребята-десантники затянули «Гренаду». До сих пор не могу объяснить это поразительное чувств: песня будто сама родилась в душе.

…Обратно через границу шли в Отечество «Черные тюльпаны». В пекле Афгана мужала и крепла вера. Извечная святая вера простого солдата в братство боевое. На войне обходились без высоких и громких слов. Их стыдились и презирали, как презирают ложь. Память о павших требует правды. Павшие молчат.

Но у тех, кто выжил, не утихает афганская боль. И в этом — поведать всю жестокую правду о минувшей войне — видят они собственный долг. Да и как — забыть?.. Никакое время не залечит душевные раны, не воскресит погибших.

И в этом наша общая боль.

Потому что в конечном итоге судьба общества слагается та отдельных судеб. Афганская трагедия горький укор всем нам. Но это и напоминание о доблести и воинской чести. Судьбы многих и многих «афганцев» являют собой достойные тому примеры.

Вашему вниманию передача 27 канла Донецкого телевидения «Сторінки історії» от 26.12.2012.

 

  • Текст: В.И. Заика. Долг оплаченный жизнью, Донецк-1995

 



1 Comment

Войдите, чтобы оставить комментарий