Несмотря на то что шла Первая мировая война, а затем наступили революционные потрясения и гражданская война, свирепствовал тиф, была нищета и разруха, культурная жизнь в Юзовке продолжала существовать. В городе даже проходили гастроли великих артистов…

 

В Юзовку и Мариуполь звали выступать Веру Холодную

В гражданскую войну в Юзовке несколько раз менялась власть: сначала были «красные», потом пришли в город немцы и австрийцы, их сменили украинские казаки Центральной Рады, затем снова вернулась Советская власть, а затем большевиков из города выбили войска Добровольческой армии, потом в 1920 году в город вошла красная конница Буденного. Через наш промышленный город проходила и проезжала огромная масса самого разного народа. При всем этом ему нужен был не только хлеб насущный, но люди не отказывались и от зрелищ.

Вера ХолоднаяВера Холодная

Несмотря на все, как сейчас в Украине говорят, негаразды в Юзовке продолжали работать кинотеатры, а тогда их называли просто «театрами» или «кинематографами», а также несколько клубов. С гастролями приезжали в город и профессиональные артисты. Так известно, что в театре «Сатурн» (ныне он входит в состав зданий хлебокомбината про проспекту Лагутенко в Ворошиловском районе Донецка) в начале 1919 года группа артистов-профессионалов в составе Уралова, Сокольского, Владимирова, Вольнова, Шейнова организовали вечер. В ноябре того же года в Юзовке была на гастролях еврейская труппа театра «Версаль». Имен большинства этих артистов нам сегодня ничего неизвестно. Зато мы теперь доподлинно знаем, что в наш промышленный город приглашали и звезд первой величины.

Так в хранящихся ныне в Государственном архиве Донецкой области телеграммах Юзовской почтово-телеграфной конторы (ГАДО, Ф-10, оп.1, д.58, л.92) имеется одна очень и очень интересная! Она была послана еще 23 августа 1917 года в 19 часов 32 минуты. Вот ее дословный текст:

«Харьков, Большой театр, дирекции Холодной.

Телеграфируйте Мариуполь, музыкальный магазин Самойловичу, условия гастролей Холодной по Юзовке, Мариуполю. Согласен какую угодно гарантию. 5-я линия, д. 23. Самойлович».

Телеграмма из Юзовки в Харьков для Веры ХолоднойТелеграмма из Юзовки в Харьков для Веры Холодной

Да-да! В нашу Юзовку звали королеву немого кино Веру Холодную. В том году она действительно была на Юге России. Кстати, интересно, что она дебютировала в кино в 1915 году на студии еще одного нашего земляка — основателя российского кинематографа Александра Ханжонкова. Актриса не заламывала руки, как это было принято в немом кинематографе, не запрокидывала голову назад, не вздымалась учащенно ее грудь, не вращались безумно глаза. Она поразила всех естественностью поведения перед камерой, новым стилем игры. Это было начало реалистического направления в кино. Для молодежи тех лет Вера Холодная стала идеалом женственности и красоты.

Ее знали и любили как киноактрису, но не многим известно, что наиболее полно она раскрывалась в своих концертных выступлениях. Великий режиссер Станиславский считал ее возможной исполнительницей Катерины в «Грозе», видя в ней задатки настоящей драматической актрисы.

По сведениям историков, после Февральской революции 1917 года среди прогрессивно настроенной части творческой интеллигенции началось движение по сбору средств в пользу освобожденных политических заключенных. Вера Холодная откликнулась на это мероприятие длительной гастрольной поездкой по городам Украины. Она выступала в Харькове, Полтаве, Николаеве, Кременчуге, Екатеринославе и Елисаветограде. Вера Холодная читала стихи, пела, танцевала, исполняла мимические этюды. В афишах говорилось: «…. освобожденным политическим предоставляется право посетить спектакль бесплатно». Труппа привезла 4 тыс. 400 рублей выручки. Для того времени это была значительная сумма.

Как видно из текста телеграммы, звезду первой величины кинематографа России звали и в Юзовку. Достоверно мы сегодня не знаем побывала ли она в нашем городе по дороге из Харькова в Екатеринослав или нет! Этот вопрос еще требует дальнейшего изучения и поиска документальных доказательств. Зато известно, что Вера Холодная все-таки приехала с гастролью в Мариуполь. Правда это произошло через год, в 1918 году. И устроителем ее единственного концерта в приморском городе был тот самый владелец музыкального магазина Самойлович, который и давал в 1917 году любые гарантии за появление известной актрисы в Юзовке.

В Мариуполе королева немого кино все-таки побывала

Факт выступления в Веры Холодной в Мариуполе обнаружил известный краевед этого приморского города Лев Яруцкий. Вот, что он в 1997 году в своей статье, недавно опубликованной на интернет-сайте «Старый Мариуполь», написал по этому поводу: «В Мариуполе времен первой мировой войны владельцы кинотеатров «Солей», «XX век» и «Иллюзион» А. Подольный, а также братья Сидоренко, владевшие «Гигантом», были совершенно спокойны за сборы, когда крутили в своих заведениях ленты с участием Веры Холодной — «Миражи», «Жизнь за жизнь», «Молчи, грусть, молчи», «Позабудь про камин, в нем погасли огни», «Женщина, которая избрала любовь» и др. И можно представить себе, какое впечатление на мариупольцев произвело объявление, напечатанное аншлагом на открытие первой полосы «Мариупольского вестника» 22 октября 1918 года: «Театр братьев Яковенко в четверг 24 октября только одна гастроль королей русского экрана знаменитой Веры Холодной и О.И. Рунича и кинематографической труппы Д.И. Харитонова при участии Софьи Левченко, П.И. Браницкого, К.Г. Константинова и др. Устроитель С. Самойлович».

Вот с него, устроителя, и начнем. Этот владелец музыкального магазина примечателен тем, что приходился близким родственником прославившегося в 20–30-е годы Рудольфа Лазаревича Самойловича. Этот полярник с мировым именем был воспитанником Мариупольской Александровской мужской гимназии.

Несколько слов надо сказать об Осипе Ивановиче Руниче. В предреволюционной России он был кинозвездой первой величины. Сниматься он начал, как и Вера Холодная, в 1915 году и успел сыграть множество ролей: фильмы в ту пору делались со сказочной быстротой, например, «Войну и мир» по Л.Н. Толстому (Рунич играл здесь Николая Ростова) сделали, как Бог сотворение мира, — за шесть дней. В 1919 году Осип Иванович эмигрировал и канул в неизвестность. До такой степени, что современные энциклопедические справочники, помещая статьи об О.И. Руниче, пишут: «Год рождения и год смерти неизвестны…»

Теперь несколько слов о помещении, в котором выступала в Мариуполе Вера Холодная, — о цирке братьев Яковенко. В тех случаях, когда здесь выступали драматические артисты, его называли театром.

Это стационарное здание цирка, к сожалению, не сохранилось: оно было уничтожено во время последней войны. Напоминает о нем лишь переулок, ответвляющийся от Итальянской улицы. Он носит странное для тех, кто не знает истории города, название — Цирковый…

А 25 октября 1918 года мариупольцы штурмовали цирк братьев Яковенко, чтобы увидеть и услышать Веру Холодную. Штурмовали, хотя билеты были безумно дороги. На это жаловался фельетонист «Мариупольского вестника», подписывавшийся псевдонимом Бемоль:

В вечер осени холодной
Я, одевшись потеплей,
Посмотреть гастроль Холодной
Отправляюся скорей.

Я — у кассы. Вдруг холодный
Ощутил на лбу я пот:
На гастроль, увы, Холодной
Цены дороги за вход.

В вечер осени холодной
Видеть кинокоролев
Я не смог узреть Холодной,
Цен таких не одолев.

Бемоль, конечно, лукавил — ради красного словца: Веру Холодную он все-таки узрел, как и тысяча других мариупольцев. 25 октября 1918 года в цирке братьев Яковенко свободных мест не было.

Вечер начался с модного в то время танца — танго. Рунич танцевал с большим мастерством, Вера Холодная танцевала подстать своей фамилии, но, возможно, так было нужно. Перед зрителями, таким образом, была воспроизведена мизансцена фильма «Последнее танго», где Рунич исполнял роль Джо, а Вера Васильевна — Кло.

Потом Вера Васильевна читала стихи. Зрителей поразил ее голос — чистый, ясный, грудной. Голос королевы экрана мариупольцы услышали впервые — ведь кино тогда было немым.

И, разумеется, были вопросы. Из ответов мариупольцы узнали, что родилась Вера Васильевна в Полтаве в украинской семье, но с двухлетнего возраста жила в Москве. Слушателей трогали бытовые подробности: то, например, что мама называла Верочку «полтавской галушкой» за сказочный аппетит. В десять лет она поступила в балетную студию Большого театра, но вскоре оставила эти занятия. В скольких фильмах снялась? В сорока семи. Это за три года с небольшим, начиная с дебюта в 1915 году. Сколько ей лет? Гм, не вполне деликатный вопрос, но она скрывать не станет: три недели назад она в Одессе, где сейчас снимается, отпраздновала свой юбилей — 25-летие.

Точно так же непосредственно, «не ломаясь», как говорили потом мариупольцы, она ответила на вопросы о своей интимной жизни. Рассказала о том, как в семнадцать лет познакомилась на выпускном бале в гимназии с молодым юристом Владимиром Холодным и вскоре вышла за него замуж, что никогда и ничем не омрачалась эта любовь, не исчезала, не ослабевала влюбленность первых дней. У нее растут две милые дочери — Евгения и Нонна.

Вряд ли читатель обратил внимание на обозначенную в рекламном объявлении «Мариупольского вестника» фамилию участницы того незабываемого вечера — Софья Левченко. А это — родная младшая сестра Веры Васильевны (девичья фамилия киноактрисы — Левченко)…». Через полгода после выступления в Мариуполе Вера Холодная умерла в Одессе загадочной смертью в возрасте 26 лет.

Выступление в Юзовке украинского Шаляпина окончилось скандалом

В областном архиве в документах Юзовской городской управы сохранилось письмо от 1.06.1919 года начальнику городской стражи Таганрога (ГАДО, Ф-10, оп.1, д.15, л.76,77) следующего содержания: «Юзовская городская управа просит вашего распоряжения о розыске, проживающего в Таганроге, гражданина Андрея Ивановича Дмитренко, с кого следует городской сбор с зрелищ и увеселений с вечера-концерта Платона Чесевича (так в написано в документе. — Прим. автора), устроенного указанным гражданином в Юзовке 31 октября 1918 года. По имеющимся в Управе сведениям гражданин А.И. Дмитренко служит в службе сборов Екатерининской железной дороги. Просим потребовать от него корешки 3-билетных книжек, зарегистрированных для концерта 31 октября и по корешкам проданных билетов взыскать в порядке бесспорном городской сбор, взимаемый в городе Юзовке в размере равному Государственному».

Казалось бы, на первый взгляд, обычный вполне документ в духе того времени. Однако именно с помощью него мы сегодня узнаем, что 31 октября 1918 года в Юзовке выступил украинский Шаляпин — Платон Иванович Цесевич (а не Чесевич, как было по ошибке указано в письме городской управы). Хотя другие подробности (место и репертуар) его концерта в нашем городе на сегодняшний день остаются еще невыясненными.

Платон Иванович ЦесевичПлатон Иванович Цесевич

Это была колоритная личность. Иногда Цесевич выступал под сценическим псевдонимом Платонов. Родился он 25.11(7.12).1879 года в деревне Негневичи Минской губернии, ныне Гродненской области Беларуси. Умер 30.11.1958 года в Москве. Народный артист РСФСР (1947). Отец известного астронома Владимира Цесевича. Муж певицы Елизаветы Александровны Кузнецовой.

Платон Иванович из бедной крестьянской семьи. С 1887 года жил в Киеве, где окончил двухклассное училище. С девяти лет пел в хоре киевского Софийского собора. Из-за материальных трудностей не смог продолжать образование и три года работал в столярной мастерской. В 1895 году вместе с родителями переехал в Екатеринослав, где с 1897 работал литейщиком и токарем на разных заводах. Принимал участие в любительских концертах и спектаклях в Екатеринославе. Вскоре был зачислен статистом в гастролировавшую там украинскую труппу под руководством Михаила Старицкого и Марка Кропивницкого; позднее пел в митрополичьем хоре Екатеринославского собора. В 1898 году около восьми месяцев занимался пением у И. А. Левина в Екатеринославе и одновременно выступал в Украинском музыкально-драматическом театре. В 1901 году выступил как первый исполнитель партии Тараса Бульбы в опере Лысенко.

Однако у Платона Цесевича был очень сложный характер. Он не очень любил, когда ему делали замечания. Однажды во время спектакля «Русалки» у Цесевича-Мельника отклеился один ус. Суфлер испуганным шепотом несколько раз пытался обратить внимание певца на эту досадную случайность. Когда Цесевич понял, о чем идет речь, он в гневе сорвал и второй ус.

Он обладал сильным, красивого тембра голосом широкого диапазона (от ми бемоль большой октавы до соль бемоль первой октавы), ярким темпераментом и драматическим талантом. Его репертуар включал около 50 партий, исполняя также и баритоновые партии. «Пение с детства, труд рабочего, занятия пением и труд в зрелом возрасте делают из Цесевича выдающегося певца-актера, обладающего не только отличными природными данными, но и умением трудиться над ролью и партией. Он был приучен брать все собственным, так сказать, горбом», — так говорили о нем в те годы известные музыкальные критики.

Благодаря своему изумительному басу Платон Цесевич исполнял на оперной сцене тот же репертуар, что и Шаляпин. И, естественно, ему не удалось избежать сравнений с последним. Расхожее выражение «Вы — второй Шаляпин» будет всегда преследовать артиста. Со временем он научится, скрывая раздражение, моментально парировать: «Я не второй Шаляпин, а первый Цесевич!». В 1918–24 годах гастролировал по городам Украины — в т. ч. в Киеве, Харькове, Полтаве, на Кавказе и в Ташкенте. Теперь мы знаем, что Платон Цесевич заезжал и в Юзовку, где устроитель его концерта, не заплатив городского сбора, затем быстро с выручкой уехал в Таганрог. Думается, что артист Цесевич без гонорара не остался — натура у него была не такая!



Войдите, чтобы оставить комментарий