Информацию о холерных беспорядках в Юзовке дали тогда все ведущие мировые информационные агентства. Сообщения, пусть всего в несколько строчек, можно было прочитать даже в Соединенных Штатах Америки, Канаде, Австралии и Африке. Этот трагический факт в истории города Донецка довольно детально описан, но в данной статье хотелось привести воспоминания современников, которые были живыми очевидцами тех событий конца ХIХ века.

Холера ее забери!

Все началось с холерной эпидемии, которая частенько заглядывала в наше промышленное местечко и близлежащие поселки, где разрабатывались залежи каменного угля. Бушевала она здесь и летом 1892 года. Всем известен тот факт, что с этой опасной эпидемией на Вознесенском руднике действительного статского советника Петра Карпова (ныне это Петровский район Донецка) боролся тогдашний студент медицинского факультета Дерптского университета, а впоследствии известный русский писатель Викентий Вересаев (Смидович). События же в Юзовке начинались так.

Последствия холерного погрома. Юзовка, 1892 годПоследствия холерного погрома. Юзовка, 1892 год

Одна из достопримечательностей Юзовки — уличные туалетыОдна из достопримечательностей Юзовки — уличные туалеты

Донецкий краевед Валерий Степкин, которому удалось ознакомиться с архивными документами по делу о холерных беспорядках, предоставил такую информацию: «День 2-го августа был праздничный, рабочие были свободны, и кабаки, запертые по распоряжению местной администрации до окончания бывшего в тот день Крестного хода с молебствием об освобождении от холеры, принимали с заднего хода посетителей с раннего утра.

В 10 часов утра врачу заводской больницы местечка Юзовки Казасу было сообщено, что в балагане №5 заболела жена шахтера Павлова. Отправившись туда, доктор Казас нашел у больной все признаки сильной холеры. На предложение доктора отправить больную в холерный барак Павлов и находившиеся в балагане соквартиранты и соседи, между которыми преобладали женщины, отвечали решительным отказом.

При этом присутствовавшими высказывались обвинения против докторов, что они вместо лечения засыпают живых известью и т. п. Сама больная, которая уже не могла говорить, знаками выражала нежелание, чтобы ее отправили в холерный барак. Доктору Казасу, однако, удалось добиться согласия мужа больной на отправление ее в холерной барак, и он уехал…

Однако убеждения соседей подействовали на Павлова, и доктор Казас в 3 часа пополудни получил сведения, что жена Павлова все-таки в холерный барак не отправлена, вследствие чего доктор счел нужным сообщить об этом случае полиции. Между тем известие о том, что одну больную собираются отправить в холерный барак, распространилось по соседним балаганам, давая пищу накопившемуся уже глухому раздражению против докторов».

Главная причина недовольства углекопов врачами была в том, что, по их мнению, «холерой заболевают исключительно одни русские, тогда как из англичан, служащих на заводе, а также из евреев никто еще не заболел, это неспроста».

Разрушенные улицы ЮзовкиРазрушенные улицы Юзовки


Дальше события в Юзовке развивались стремительным образом.

Бунт бессмысленный и беспощадный

Вот как «Екатеринославские губернские ведомости» описывают последовавшие события: «2 августа в местечке Юзовка Бахмутского уезда около 4-х часов пополудни собравшейся толпой горнорабочих произведены беспорядки, которые становились все более угрожающими, т. к. к волнующейся толпе стягивались горнорабочие соседних шахт, и толпа таким образом быстро возрастала в своей численности. Буйствовавшая толпа набросилась на лавки и питейные заведения, которые тут же были разбиты и подожжены ею.

Неистовство толпы между тем продолжалось усиливаться. Лавки и питейные заведения запылали пламенем, и к вечеру большая торговая площадь местечка Юзовки горела со всех концов. Отбиваясь камнями от казаков, вызванных для усмирения бунта, толпа продолжала поджигать и грабить, а часть ее даже стала наступать на казаков, которые в числе 25 человек по приказанию есаула Павлова дали три залпа боевыми патронами, повторив их еще раз.

Но и эта необходимая и строгая мера не остановила толпы. Беспорядки продолжались в течение всей ночи, и только к рассвету 3 августа волнения как будто утихли. Но прекратившиеся беспорядки быстро вновь возгорелись.

Рабочие явились на завод Юза, чтобы дать сигнальные тревожные свистки. Когда же оказалось, что пар из котлов выпущен по распоряжению администрации завода, толпа сама развела пары, дала тревожные свистки, по которым с соседних шахт и рудников стали стекаться рабочие. Собравшаяся толпа освободила накануне заарестованных товарищей и направилась к конторе Юза.

К вечеру стало известно, что из Екатеринослава прибывают войска, и бушевавшая толпа разбежалась, унося с собою награбленные во время погрома вещи. 3 августа в 8 часов вечера прибыл в Юзовку вице-губернатор с двумя батальонами солдат, но бунтовавшей толпы уже не застал, т. к. шедшие войска со станции Мушкетово с вице-губернатором были замечены толпой, которая и разбежалась.

Последствия беспорядков, настолько они пока выяснились, представляются в следующем виде: сожжено и разграблено 180 лавок, 12 питейных заведений, 7 домов и синагога. Убыток исчисляется до 1,5 млн. рублей. Из числа бунтовавших убито 23, сгорело 15, без вести пропал 1 и находится на излечении раненых 5».

Это только скупая информация о бунте, которую опубликовала на своих страницах главная губернская газета. Уже потом, во время следствия, было установлено следующее: «Толпа двинулась по направлению к холерному бараку с тем, чтобы разнести его, но путь от разгромленной чайной (она находилась не более чем в 30 шагах от балагана, в котором лежала больная Павлова) проходит через базар, называемый «Новым светом», где находятся питейные заведения Дронова, Давлицарова и масса лавок с разным товаром, преимущественно еврейских. Проснувшиеся в разъяренной толпе грабительские инстинкты задержали ее тут, и она, забывши о докторах и холерных больных, бросилась разбивать и грабить».

В питейных заведениях запасы водки и вина были частично выпиты бунтующими людьми, а остальное уничтожено. По показаниям свидетелей было установлено, что сперва грабили только еврейские лавки, «причем предводители шаек, на которые разбилась толпа бунтовщиков, требовали от хозяев лавок, чтобы они выставляли иконы в доказательство того, что лавки принадлежат русским, щадя такие лавки и довольствуясь деньгами, которые давали хозяева лавок в качестве выкупа».

Торговля на фоне разрушенных улиц ЮзовкиТорговля на фоне разрушенных улиц Юзовки

Разрушенные дома ЮзовкиРазрушенные дома Юзовки


Впоследствии толпа, опьяневшая от водки и совершаемых ею насилий, стала разрушать, расхищать и поджигать все без разбора. Доктор Михаил Полупаенко дал такие показания: «Руководители беспорядков, вероятно опасаясь, что вид трупов и раненых может поколебать мужество их товарищей, бросали в огонь убитых и даже раненых… Треск и шум от пожаров, от ударов разными орудиями при разбитии лавок, пальба казаков залпами, крики мужских и женских голосов в среде бунтовщиков, плач и рыдания пострадавших и перепуганных жителей — все смешалось в воздухе в один ужасающий гул».

Следствие и суд

После усмирения беспорядков началось следствие под руководством прокурора Харьковской судебной палаты Родзянко, ход которого контролировали на самом верху в Санкт-Петербурге. Полиция активно выявляла зачинщиков и участников бунта, благо тех бунтовщиков (около 200 человек), которых арестовали 2 августа и которых пришлось освободить во избежание разгрома толпой полицейского участка 3 августа, легко было можно опознать. Дело в том, что по распоряжению городового Кучинского у них были выстрижены пряди волос на голове. Следствие даже составило схему движения бунтовщиков по поселку Юзовка.

Арестованных содержали в тюрьмах Екатеринослава и Мариуполя. Предварительное следствие по холерному бунту было закончено 11 сентября 1892 года. К суду были привлечены 180 человек.

Последствия холерного погрома. Юзовка, 1892Последствия холерного погрома. Юзовка, 1892


В марте 1893 года «Новороссийский телеграф» сообщил окончательный вердикт по этому делу: «Одесский военно-окружной суд, рассмотрев дело о 104 лицах, обвиняемых в беспорядках на Юзовском заводе, приговорил: 4-х подсудимых — к смертной казни через повешение, 8-х — в каторжные работы, 68 — к отдаче в арестантские роты и к тюремному заключению. Командующий войсками, которому означенный приговор согласно ст. 19 «Положения о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия» был представлен на утверждение, поверг часть приговора на Высочайшее усмотрение, и Его Императорскому Величеству благоугодно было помиловать приговоренных к смертной казни, причем смертная казнь по отношению к ним заменена ссылкой в каторжные работы пожизненно».

Отголоски холерного бунта

Массовые беспорядки августа 1892 года сыграли большую роль в дальнейшем развитии Юзовки. Именно тогда промышленники поняли, что на своих предприятиях им необходимо воспитывать элиту из числа самых толковых рабочих, платя им достойную зарплату и создавая нормальные бытовые условия. Все это позволяло уменьшать протестные настроения в разношерстной рабочей среде местечка и окрестных поселков. Именно после этих трагических событий в Юзовке стала на постоянной основе находиться отдельная казачья сотня, главной целью которой было впредь не допускать таких крупных народных волнений.

Необходимо рассказать и о двух других последствиях холерного бунта. Первым можно назвать хорошие аппетиты юзовских купцов. После учиненного разгрома они потребовали у властей возместить причиненные им убытки. В газетах того времени прошла информация о том, что для ведения их дел в суде они хотели пригласить известного на всю Россию адвоката Анатолия Кони.

Не знаю, получилось это у них или нет. Однако были примеры, что некоторые наиболее смекалистые торговцы были недовольны той компенсацией, которую они получили. Так, одному из них выплатили 10 тыс. рублей, но он просил 1 млн. рублей и в результате получил отказ уже из Санкт-Петербурга.

Ярким примером человеколюбия, мужества и бесстрашия перед разъяренной толпой могут послужить действия в самый разгар холерного бунта первого священника Спасо-Преображенской церкви Александра Георгиевича Матвиевского. В январе 1900 года екатеринославская газета «Днепровский край» поместила следующую заметку о скончавшемся в ноябре 1899 года православном священнике: «На днях скончался в Юзовке один из старейших и всеми уважаемый священник отец Александр Матвиевский. Покойный о. Александр пользовался всеобщей любовью всего окрестного населения, как христианского, так и других вероисповеданий.

Противник всяких партийных взглядов, он с одинаковым усердием старался охранять интересы всех. Кому не помнится человеколюбивый подвиг о. Александра, во время еврейского погрома собравшего народ возле церкви местного кладбища, умоляющего, стоя на коленях перед ним со слезами на глазах и со святым распятием в руках, унять свои бурные порывы и разойтись по домам!

Да, этот подвиг, совершенный с риском для собственной жизни (чернь грозила его убить), до сих пор сохранился в памяти всех, в особенности еврейского населения, которое теперь доказало это, возложив на гроб усопшего роскошный венок с надписью: «От юзовского еврейского общества».

Как видим, холерный бунт 1892 года является яркой, но трагической страницей в истории современного Донецка.



Войдите, чтобы оставить комментарий