15 ноября 1920 года войска 51-й стрелковой дивизии и 1-й Конной армии Красной армии взяли Севастополь. Так была окончательно ликвидирована армия Врангеля, последний оплот южной контрреволюции, и фактически завершилась гражданская война в бывшей Российской империи. Начиналось время хозяйственной и трудовой мобилизации. И первостепенное значение теперь уже в Советской России отводилось восстановлению промышленности Донбасса, которая лежала в руинах.

Внимание Донбассу!

Положение в Донбассе тогда была крайне тяжелым. Рабочие по 12 дней не получали продовольственного пайка, ходили почти без теплой одежды, и наступающие холода могли вызвать приостановку спуска в шахты и добычи угля. Месячная добыча составляла всего 25 млн. пудов, из них половина «пожиралась» самими рудниками. Поэтому, понимая огромное значение нашего промышленного региона для жизни всей Советской России, центральные власти в Москве и Харькове пытались самым скорейшим образом исправить сложившуюся ситуацию.
 
«Ни минуты отдыха, ибо истощенное долгими годами внешней и внутренней войны хозяйство наше в страшном расстройстве. Чтобы поднять его, оживить, возродить, нужно дать ему топливо. Донецкий уголь является сейчас могущественнейшим орудием в войне против хозяйственной разрухи. Миллиарды пудов черного минерала залегли в донецких пластах. В угле и антраците — тепло и свет, движущая сила возрождения хозяйства, поднятия довольства, просвещения. В черных залежах — счастье грядущих поколений. Нужно это счастье добыть с киркой в руке», — призывали власти в листовках.
 
Из сохранившихся архивных документов, например, известно, что осенью из Крыма для нужд «героев Юзовки» прислали девять вагонов подарков. В шести вагонах была пшеничная мука, в трех — различные домашние вещи. Практически все трудоспособное население нашего промышленного региона считалось мобилизованным уже на трудовой фронт.
 
«Вся угольная промышленность Донбасса постановлением Укрсовтрудармии, санкционированным Советом обороны РСФСР, считается милитаризированной, т. е. переведенной на положение боевой, трудовой единицы. Трудовая производственная деятельность должна основываться на преданности трудящихся делу революции и сознании неизбежных личных жертв для освобождения трудящихся. Поэтому все приказания и распоряжения, направленные на выполнение оперативной трудовой задачи, должны выполняться точно и без рассуждений, как боевой приказ», — гласили принятые в то время Правила трудовой и производственной дисциплины и внутреннего распорядка. (Государственный архив Донецкой области, Ф-Р2625, оп. 1, д. 3, л. 89).
     

Шеврон командирского состава спецпоезда Троцкого из экспозиции Музея Донецкой железной дорогиШеврон командирского состава спецпоезда Троцкого из экспозиции Музея Донецкой железной дороги


11 ноября 1920 года в Москве была полностью сформирована Полномочная комиссия СНК по Донбассу. В состав комиссии вошли: от СНК и Наркомпути — Троцкий, от Президиума ВСНХ — Ломов, от Наркомпрода — Халатов, от Наркомтруда — председатель Главкомтруда и полномочный представитель Наркомвнудела Серебряков и представитель ЦКВС горняков Миков. В Харькове дополнительно вошли: от СНК Украины — Скрыпник, от Политбюро ЦК Украины — Чубарь, от Центрального правления каменноугольной промышленности (ЦПКП) Донбасса — Ксандров, от Южбюро ВЦСПС — Иванов. Перед комиссией стояла четкая задача: улучшить положение Донбасса и обеспечить его всеми видами снабжения на ближайшие 3–4 месяца.
 
Председателем Полномочной комиссии Совета народных комиссаров по делам Донецкого бассейна был назначен товарищ Лев Троцкий. Только два человека в Советской России тогда официально именовались вождями: вождь революции товарищ Ленин и вождь Красной армии товарищ Троцкий. Вот и поехал Лев Троцкий к нам в Донбасс.
 
Троцкий в Юзовке
Информации о пребывании Льва Троцкого в Юзовке тогдашней Донецкой губернии практически нет. Это объясняется многими причинами. Так, часть работы одного из вождей революции протекала вне Москвы, и его устные выступления, доклады, речи не только не были в свое время напечатаны, но в большинстве случаев даже не сохранились в записях. Не надо забывать, что впоследствии Троцкий стал одним из главных соперников Сталина, поэтому документы (даже архивные) в свое время тщательно подчищались. К тому же, как оказалось, в Государственном архиве Донецкой области немало документов за тот же 20-й год прошлого века находятся еще на секретном (!) хранении. Может быть, именно в этих документах (когда наступит время) и отыщется такая информация.
 
Однако даже на основании имеющихся сведений можно с большой долей вероятности утверждать, что Троцкий находился в Юзовке в течение четырех дней — с 17 по 20 ноября 1920 года. Это можно узнать из статей и воззваний, которые в свое время были опубликованы в газетах «Правда», «Известия» и походной газете специального поезда Троцкого «В пути». Поэтому в том, что глава Полномочной комиссии Совета народных комиссаров по делам Донецкого бассейна был у нас, сомневаться не приходится.
К тому же в январе 1921 года газета «Гудок» писала: «На днях была в Донбассе Полномочная комиссия при Совнаркоме по Донецкому бассейну под председательством тов. Троцкого. Комиссия объездила целый ряд рудников. Тов. Троцкий сам побывал в машинных отделениях, в кочегарке, спускался в шахты и там на глубине 200 сажен под землей, во тьме кромешной опрашивал забойщиков, саночников. Вникал он в каждую мелочь и технического производства, и рабочего. Это не были официальные допросы начальства, просто разговаривали по-товарищески». В каких именно шахтах он был, выяснить пока не удалось.
     

Троцкий Л.Д.Троцкий Л.Д.

Понятно, что один из главных членов советского правительства не добирался в Юзовку на перекладных, а приехал на специальном поезде. Это подтверждается документом (точнее, только двумя словами из него), который корреспонденту «ДН» удалось обнаружить в фондах областного архива. В протоколе №1 совещания Политотдела Донецкого бассейна и Южбюро Всероссийского союза горнорабочих с уполномоченными ПоДонбасса, райкомами и рудкомами ВСГ, состоявшегося 11 декабря в Юзовке, докладчик Магидов зачитал постановления Политическо-профессиональной комиссии, принятые в поезде тов. Троцкого 13 и 20 ноября 1920 года за №1 и №2 (ГАДО, Ф-Р2625, оп. 1, д. 13, л. 40 (об.). Значит, один из вождей русской революции все-таки был у нас!
 
Штаб на колесах
Описывая путешествие Троцкого по Югу России, нельзя не упомянуть о его специальном поезде. «Он связывал тыл и фронт, разрешал на месте неотложные вопросы, просвещал, призывал, снабжал, карал и награждал», — писал о нем сам вождь Красной армии в своей книге «Моя жизнь». Спецпоезд сформировали 7 августа 1918 года в Москве на Московско-Казанской железной дороге. Вначале он назывался поездом главвоенкома, а после назначения Льва Троцкого 6 сентября 1918 года на пост председателя Реввоенсовета спецпоезд стал официально называться поездом председателя Революционного военного совета республики.
 
Спецпоезд состоял из двенадцати вагонов: пассажирских 1-го класса и салон-вагонов. Там размещались секретариат, телеграф, электростанция, библиотека, типография, баня, царский вагон-гараж с пятью автомобилями и двумя бронемашинами. К эшелону прицепляли специальный вагон-рефрижератор, в котором возили мясо, битую птицу и зелень.
 
За годы гражданской войны поезд Троцкого прошел по железным дорогам 105 тыс. км. В нем находились 232 человека, в том числе 30 латышей из советского стрелкового полка, 7 человек из экипажа броневика, 18 военнослужащих морского боевого отряда, 9 кавалеристов, 21 боец пулеметного отряда, 7 телефонисток, 4 телеграфиста из Наркомата путей сообщения, 6 представителей Викжедора, 5 представителей Окрвоенкома, один представитель Главначснаба, 3 человека от Воензаконсовета, бригада Московского депо в составе 24 человек, 10 шоферов, 5 самокатчиков, 5 мотоциклистов, 37 вооруженных агитаторов, 8 связистов из ОПЕРОДа, 7 работников вагона-ресторана, один комендант, 6 человек медицинского персонала, 10 человек из салон-вагона №431 и 5 человек из салон-вагона №432. В салон-вагоне №432 следовал сам Троцкий. В другом вагоне располагались начальник поезда, члены Реввоенсовета и Ревтрибунала Гусев и Смидович и другие товарищи.
 
Все работники поезда владели оружием. Все они носили кожаное обмундирование, которое придает тяжеловесную внушительность. Из-за этого они еще получили название «кожаной сотни». На левом рукаве у всех выделялся специальный знак (один такой шеврон сегодня имеется в экспозиции музея Донецкой железной дороги). Вот такая крепость на колесах и простояла четыре дня на станции Юзово в ноябрьские дни уже далекого 1920 года.
 
Справка «ДН»
Лев Давидович Троцкий
(настоящее имя — Лейба Давидович Бронштейн).
Родился 26 октября (7 ноября) 1879 года, убит 21 августа 1940 года.
Один из самых известных деятелей международного революционного движения конца XIX — начала XX века, видный идеолог и практик марксизма. Первоначально получил известность как достаточно умеренный социал-демократ. В 1897 году участвовал в создании Южно-русского рабочего союза, на II съезде РСДРП примкнул к меньшевикам, но выступал за объединение партии. В дальнейшем перешел на более радикальные позиции, став автором теории перманентной революции.
 
Лев Троцкий был одним из главных организаторов Октябрьского военного переворота 1917 года, одним из основателей Советского государства и главным организатором Красной армии в гражданскую войну. Был также одним из основателей и идеологов Коминтерна, членом Исполкома Коминтерна. В первом правительстве Советской России был народным комиссаром по иностранным делам, а в 1918–1924 годах — наркомом по военным и морским делам, членом Политбюро партии большевиков.
В 1923 году стал лидером внутрипартийной левой оппозиции. Но уже через четыре года был снят Иосифом Сталиным со всех постов и отправлен в ссылку, а в 1929 году выслан за пределы СССР, где продолжал жестко критиковать политическую систему, навязанную России большевиками.
 
В 1940 году в Мексике был злодейски убит агентом НКВД Рамоном Меркадером по прямому указанию Иосифа Сталина.
 
Дословно
Газета «Правда» №263,
23 ноября 1920 года.
 
Л. Троцкий.
РОССИЯ, НА ПОМОЩЬ ДОНЕЦКОМУ ШАХТЕРУ!
Холодно и голодно живет донецкий шахтер. Тяжкий труд в невыносимых условиях требует истинного героизма от каждого пролетария, который добывает уголь для рабоче-крестьянской страны.
Многострадальный Донецкий бассейн немало потерпел от смены разных режимов, от разгула деникинских банд и от налетов Махно. Но от пролетарской веры своей в новый, более справедливый строй Донецкий бассейн не отказался. Голодные и холодные шахтеры всей душой стоят за Советскую власть.
 
Скудный свой паек донецкий рабочий получает крайне неаккуратно; обуви, белья, одежды в массе своей шахтеры лишены. Но шахтеры знали и знают, что причиной их тяжких лишений и невзгод является непрерывная война, которую рабоче-крестьянской власти пришлось вести за все это время с Калединым, Корниловым, Алексеевым, Красновым, Колчаком, Деникиным, Юденичем, Врангелем, Петлюрой, Балаховичем и многими другими. Война пожирала главные силы и средства рабоче-крестьянского государства. Зная это, шахтер терпел.
 
Шкурники и их вдохновители — меньшевики и эсеры — не раз пытались поднять донецких рабочих на почве материальной нужды. Но тщетно: честный донецкий рабочий знал, что виновником его страданий является международный капитализм, и твердо надеялся, что власть Советов в конце концов избавит его от нищеты.
Ныне мы покончили с главными фронтами. Есть все основания рассчитывать, что нас, по крайней мере на время, оставят в покое. Мы получаем, таким образом, возможность обратить главное свое внимание на вопросы хозяйства. В этой области первое место занимает вопрос о топливе. От донецкого шахтера зависит теперь судьба наших железных дорог, водного транспорта, заводов и фабрик, городов и деревень. Донецкий бассейн должен давать рабоче-крестьянской стране вдвое, втрое, вчетверо больше угля, чем дает сейчас.
 
А для этого нужно первым делом накормить, одеть и обуть донецких рабочих.
Сейчас нет и не может быть более важной, более неотложной, более святой задачи, чем эта. Нельзя допустить, чтобы шахтер, который призван своим углем согревать всю страну, сам мерз за отсутствием сапог, шинели и рукавиц. Нельзя допустить, чтобы шахтер, тело которого изъедено угольной пылью, оставался неделями без мыла и без смены белья. Нельзя допустить, чтобы донецкий забойщик спускался в свое подземное царство, позавтракав или пообедав куском ячменного хлеба — без мяса, без жиров, без картофеля.
 
Страна наша бедна, и пройдет еще ряд лет, прежде чем трудящиеся России получат возможность вздохнуть свободной грудью и зажить в полном довольстве. Но при всей своей бедности рабоче-крестьянская страна не может допустить, чтобы шахтеры, выполняющие самый важный и самый тяжкий труд, влачили свое существование среди неописуемых лишений и бедствий. Нужно обеспечить шахтеру его паек; нужно создать крупные продовольственные запасы в Донецкой области так, чтобы не было больше перерывов в снабжении; нужно хоть немного одеть и обуть шахтера; нужно дать ему мыло, чай, сахар; нужно дать ему газету, чтоб он знал не только о своем уголке в подземном царстве, но и обо всем великом мире, где борется за лучшее будущее международный рабочий класс.
 
Товарищи рабочие всей России и вы, сознательные честные крестьяне! Обратите ваши взоры в сторону Донецкого бассейна. Если вы поможете ему, он вам воздаст сторицею. В обмен на хлеб, одежду и обувь донецкие пролетарии дадут вам свой драгоценный уголь, который согреет, осветит и оживит всю страну.
Советская Россия, на помощь донецкому шахтеру!
 
17 ноября 1920 года.
Юзовка.
 
 


Войдите, чтобы оставить комментарий