1917 год для большинства из нас, даже в нынешние времена Независимой Украины, ассоциируется с Октябрьской революцией. Тогда власть в бывшей Российской империи захватили большевики во главе с Владимиром Ульяновым-Лениным. Однако сейчас часто забывают, что в феврале того же года после отречения от престола последнего российского императора Николая II во главе страны стало временное правительство. Оно придавало очень большое значение Донецкому бассейну. Об этом в советское время очень мало писали историки, но автору удалось выяснить некоторые неизвестные подробности того времени.
Долой царя! Да здравствует свобода!
Участие России в Первой мировой войне до крайности обострило ситуацию в стране, поставило ее перед экономической катастрофой: усиливалась хозяйственная разруха, надвигался голод. Военные поражения на фронте революционизировали армию и флот, солдаты отказывались выполнять приказы командования, в тылу участились антиправительственные рабочие выступления и крестьянские восстания, разваливалась власть правительства. В конце 1916 года страна оказалась перед революционным кризисом. И он не заставил себя долго ждать.
23 февраля 1917 года (по старому стилю) революционный взрыв произошел стихийно, эпицентром его оказалась столица Российской империи — Петроград. События развивались стремительно, не давая политикам времени на их осмысление. В один день столица оказалась в руках восставших, были заняты правительственные учреждения и начались аресты царских министров. Не имея сил справиться с революцией, император Николай II отрекся от престола за себя и своего несовершеннолетнего сына Алексея в пользу своего младшего брата Михаила Александровича, но тот также отказался от престола, заявив, что примет верховную власть только по решению Всероссийского Учредительного Собрания. Так, в течение нескольких дней (с 27 февраля по 3 марта по старому стилю) в России было покончено с монархией.
1 марта 1917 года исполком Петроградского Совета решил предоставить Временному Комитету Государственной Думы право сформировать временное правительство из представителей политических партий, входивших в Совет. В тот же день оно было образовано во главе с князем Георгием Львовым.
Первый состав Временного правительства
Временный комитет Донецкого бассейна
С самого начала своей работы Временное правительство уделяло огромное значение Донецкому бассейну. Именно из нашего края шел тогда основной поток топлива для нужд промышленных предприятий не только юга России, но и Петрограда. Донецкий уголь составлял львиную долю топлива и для железных дорог. Таким образом, можно смело сказать, что именно от донбасского уголька зависела промышленная жизнь страны.
Поэтому члены правительства уже не царской, а демократической России на своем заседании 13 марта 1917 года решили учредить временный комитет Донецкого бассейна. Главными задачами его работы были «содействие снабжению рудников: а) металлом, крепежным лесом, кожей, смазочными и осветительными маслами, б) рабочей силой, в) продовольствием; разрешение вопросов об устройстве подъездных к рудникам путей». «Установление планов и порядка удовлетворения потребности в топливе главнейших потребителей: железных дорог, флота, металлургии и коксового производства по заданиям председателя Особого совещания по топливу, а также принятие мер к наилучшему выполнению нарядов на перевозку топлива… Принятие мер к усилению и улучшению перевозочных средств в Донецком бассейне, к наиболее целесообразному их использованию и упорядочению топливного хозяйства на железных дорогах», — говорится в этом документе временного правительства.
В состав комитета входили: председатель, главноуполномоченный по топливу, три уполномоченных по обороне, перевозкам и продовольствию, четыре представителя Съезда горнопромышленников юга России, четыре представителя Совета рабочих депутатов в Донецком бассейне, харьковский и екатеринославский губернские комиссары или их заместители (также принимали постоянное участие в заседаниях комитета с совещательным голосом представители Южных и Екатерининской железных дорог). Действие создаваемого властного органа распространялось на горные и горнозаводские предприятия, расположенные в губерниях Екатеринославской, Харьковской, Таврической и Херсонской и в области Войска Донского. Распоряжения комитета имели обязательную силу.
«Дело народа» сообщает…
В революционный 1917 год выходила в свет партийная газета «Дело народа». Из советской истории нам известны только большевистские «Искра», а затем и «Правда» с «Известиями». «Дело народа» — это был печатный орган Центрального комитета партии социалистов-революционеров. Партийным руководителем этой политической силы был сначала министр юстиции в первом составе временного правительства России, а затем (с 24 июля) министр-председатель и военный и морской министр Александр Керенский. По понятным причинам в годы существования Советского Союза о том, что писала на своих страницах не большевистская газета, могло посмотреть очень ограниченное количество людей (да и то в большей степени это были профессиональные историки). Сейчас это могут сделать все желающие. Да только сохранились считанные экземпляры газет. Неплохая подшивка «Дело народа» есть в коллекции Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге. На страницах этого периодического издания часто упоминается и Донбасс.
Мы можем узнать, какая тогда ситуация складывалась в нашем крае. Так, в номере за 13 августа 1917 года есть информация о преобразовании Юзовки в город: «Временное правительство постановило преобразовать 41 сельское поселение в города с введением в них городского положения. Из новых городов следует отметить Котлас, Юзовку, Бологое, Алупку, Джанкой, Нерчинск, Змеиногорск, Любань и т. д.». Дальше пошла тревожная информация из Донецкого бассейна. «Министром-председателем и министром торговли получена из Харькова телеграмма о беспорядках в Донецком бассейне. В телеграмме указывается, что на заседании местного совета рабочих депутатов был избит управляющий рудником анонимного общества в Донецком бассейне инженер Пучек. На Михайловском руднике арестован совладелец рудника Яковлев, управляющий и доверенный рудника. Служащие терроризированы и покинули рудники. Эксцессы и ограбления происходят и в других районах Донецкого бассейна» (газета за 2 сентября).
В номере «Дело народа» за 25 сентября рассказано о завершившейся в Харькове третьей конференции промышленников Донецкого бассейна и Криворожья, в работе которой участвовали 400 человек. Там были заслушаны доклады о современном состоянии донецкой промышленности и металлургических заводов. «Констатировано, что добыча падает и многие заводы приостановили свою работу. Намечен ряд мероприятий, направленных на сохранение промышленности. В основу возможности продолжения работы в Донецком бассейне кладется восстановление упавшей производительности до размеров 1916 года, прием и увольнение служащих и рабочих как исключительное право предприятий, недопустимость вмешательства совета рабочих депутатов в управление и надзор за производством и необходимость строго подчинения действующим законам. Указывается, что снабжение предприятий продовольствием, фуражом и предметами первой необходимости должно производится на условиях снабжения армии, и что предприятия не могут нести расходов по содержанию и оплате членов совета рабочих депутатов, исполнительных комитетов и профессиональных союзов. Далее конференция полагает, никакие прибавки рабочим не облегчат их положения, вследствие того, что каждая прибавка повлечет за собой подорожание жизни. В области же финансовых средств предприятия подорваны и не дают возможности дальнейшего увеличения оплаты труда за счет собственных средств предприятий. Единственным средством для поднятия материального благосостояния рабочих конференция считает планомерную и систематическую борьбу правительства с дороговизной при помощи соответствующих финансово-экономических мероприятий», — писал корреспондент Петербургского телеграфного агентства из Харькова.
Видя столь угрожающе складывающуюся обстановку в Донбассе, 27 сентября «главный экономический комитет входит во временное правительство с предложением о назначении особого комиссара временного правительства для Донецкого бассейна».
Комиссар с очень широкими полномочиями
Необходимость создания такой должности мотивировалась тем, что «возникший в конце августа политический кризис чрезвычайно обострил здесь отношения между трудом и капиталом. На этой почве возник ряд эксцессов, сопровождавшихся насилием над чинами фабрично-заводской администрации. Вместе с тем увеличивается экономическая разруха и продолжается катастрофическое падение производительности труда». Особому комиссару планировалось предоставить широчайшие полномочия.
«Предоставив ему в названном районе все права председателя особого совещания по обороне и сверх того исключительные полномочия по применению вооруженной силы и наложению административных наказаний. Обладая, с одной стороны, правом наложения секвестра и смены фабрично-заводской администрации, с другой же — правом закрытия предприятий и установления размера заработной платы, комиссар сможет использовать свои полномочия против той из сторон, которая откажется принести свои частные интересы в жертву общих интересов страны и всего населения в целом», — говорилось в предложениях временному правительству. При этом отмечалось, что «ввиду исключительного характера предоставляемых комиссару Донецкого бассейна полномочий, необходимо бы в положении, определяющих круг его полномочий, особо оговорить, что таковые предоставляются ему лишь временно — впредь до восстановления нарушенного в предприятиях Донецкого бассейна порядка».
Товарищ министра выезжает в Донбасс
7 октября «Дело народа» сообщило, что для урегулирования ненормального положения в Донецком угольном бассейне все-таки учреждается должность комиссара Временного правительства, а полномочия его будут дополнительно выработаны и одобрены в самое ближайшее время. На заседании 12 октября Временное правительство, снова обсудив вопрос о положении в Донецком бассейне, которое принимает с каждым днем все более угрожающий характер, постановило назначить комиссаром Донецкого бассейна товарища министра торговли и промышленности А.К. (в другом номере газеты — А. О.) Орлова.
К сожалению, корреспонденту не удалось выяснить полное имя и отчество комиссара — не сохранилась о нем информации в Государственном архиве Донецкой области, не известно об этой личности и из доступных широкому кругу читателей открытых исторических документов того времени. Зато нам известно, что новое должностное лицо не получило полностью те полномочия, которые изначально ему планировали предоставить. «В Совете Республики. Вчера состоялось соединенное заседание комиссий по урегулированию народного хозяйства и труда, продовольственно — и финансово-контрольной. Обсуждался проект наказа комиссару временного правительства, отправляющемуся в Донецкий бассейн.
Представители демократии настаивали на том, чтобы в круг обязанностей комиссара входило лишь выяснение положения угольной промышленности и вопрос об уводе казаков. Представители же цензовых групп настаивали на предоставлении комиссару широких полномочий. Большинством голосов представителей демократии против цензовиков заседание высказалось против предоставления правительственному комиссару тов. министра Орлову тех полномочий, которые временное правительство хотело ему дать.
Далее соединенное заседание предложило Совету Республики избрать особую комиссию для посылки ее в Донецкий бассейн с информационной целью. Комиссия эта по выполнении поручения должна доложить о результатах поездки Совету Республики.
Представители демократии настаивали на том, чтобы из района копей и заводов Донецкого бассейна были выведены казаки. Однако на это было указано, что казаки посланы туда не правительством, а войсковым кругом, который вполне автономен на своей земле», — сообщается в номере газеты «Дело народа» за 18 октября 1917 года.
Среди последних известий в номере за 22 октября мы можем сегодня узнать, что «по предложению А.Ф. Керенского товарищ министра торговли и промышленности А.О. Орлов 20 октября отправился в качестве комиссара временного правительства в Донецкий бассейн». Скорее всего, за пару или тройку дней он, вероятнее всего, добрался до Харькова (ведь там в то время в основном размещались главные правительственные учреждения Донецкого бассейна).
А дальше — всемирноизвестный штурм Зимнего дворца в Петрограде в ночь с 25 на 26 октября и низложение временного правительства. И следы особого комиссара для Донецкого бассейна затерялись в вихре гражданской войны.
Обращение от имени временного правительства к рабочим каменноугольных предприятий Донецкого бассейна
Для обороны, для правильной работы железных дорог, для обеспечения фронта и тыла потребными материалами необходимо, прежде всего, достаточное количество донецкого угля. Угля добывается мало. За недостатком его уменьшается выплавка металла, нужного для боевого снабжения армии. Многие заводы вынуждены сократить и даже приостановить свое производство. Железные дороги не могут правильно работать. Снабжение фронта и тыла продовольствием не улучшается. Дело обороны России в большой опасности. Враг не теряет ни одной минуты. С лихорадочной поспешностью Германия кует оружие борьбы. Там на учете каждый час и каждая минута. Помогите Родине в эти тяжкие дни. Дайте ей силу и мощь, чтобы отразить врага и защитить добытую свободу.
Напрягите все усилия, повысьте число выходов, поднимите производительность вашего труда. Настойчиво и неустанно увеличивайте добычу угля. Сократите до трех дней праздник Пасхи. Помните: в окопах солдаты несут свой тяжелый труд беспрерывно. Временное правительство образовало ныне Особый комитет Донецкого бассейна, где будут рассматриваться и решаться все главнейшие дела рудников и заводов. В комитет привлекаются выборные от местных Советов рабочих депутатов на одинаковых правах и в равном числе с промышленниками. Через ваших выборных вы будете знать, куда идет уголь, и через ваших выборных будете следить за тем, чтобы он шел только на первейшие нужды государства. Временное правительство в настоящее время озабочено выработкой законодательных мер, регулирующих продолжительность рабочего дня и другие важнейшие условия быта рабочих. Временное правительство ждет вашей помощи. Родина верит, что вы дадите нашей армии вашу могучую поддержку и облегчите ей тяжелую борьбу с врагом.
Автор: Анатолий Жаров
• Журналы Заседаний Временного правительства, №24, 19 марта 1917 года.
• Донецкие новости
«Кампания против деревни – это военная операция. Крестьяне, уклоняющиеся от сдачи хлеба на государственные закупочные пункты по установленным (вкрай заниженими – авт.) ценам, являются «врагами народа», со всеми вытекающими отсюда последствиями, вплоть до смертной казни, расстрела, повешения, длительного заключения в концлагере особого назначения и т.д. Необходимо организовать массы и проводить беспощадную террористическую борьбу и войну против крестьянства и иной буржуазии» (Ленін)
ИзменитьТоля, возможно тут какая-то ошибка, товарищем министра означенного министерства был Степанов http://www.alexanderyakovlev.o…. Но, возможно, один сменил другого
ИзменитьСпасибки за уточнение. Но я в нескольких номерах партийной газеты Керенского видел фамилию именно Орлова (вот по инициалам — там, действительно, была путаница). Тот же состав министров Временного правительства с февраля 1917 года по конец октября того же года менялся трижды. Текучка-с была.
ИзменитьАнатолий Жаров.
Орлов Александр Семенович (р. 1883), см. о нем в книге Марка Вишняка «Дань прошлому» (Нью-Йорк, 1954), книга есть в Интернете.
Изменитьогромное спасибо за уточнение и информацию
Изменить