Залман Аран (Зяма Ааронович)
«На Юзовку давят силы казаков с Дона. Всё и вся готовятся к эвакуации. С лихорадочной поспешностью организуются роты бойцов из числа шахтёров. На местечковой площади они организуют свои первые военные занятия.
В небе виражирует вражеский аэроплан. Красногвардейцы рассыпаются по сторонам и стреляют по аэроплану из винтовок и пистолетов. Аэроплан скрывается, и военные занятия возобновляются.
В рядах этих рот шахтёры. Шахтёры покрыты въевшейся угольной пылью. На них студенческие кителя с поблескивающими бронзовыми пуговицами.
Утром следующего дня возле Юзовки произошёл бой между подразделениями красных и белоказаками. После этого сражения красные оставили Юзовку. В местечко из Дона хлынули казаки генерала Шкуро.
Под высокими фуражками выступают заострённые лица казаков. Их кривые ноги охватывают туловища коней. В поисках добычи казаки рыскают по улицам. Вечером ворвались казаки в кинозал в местечке. Выволокли оттуда двух молодых рабочих и повесили их на телеграфных столбах на главной улице.
Повешенные были похожи на спящих детей. Трое суток собирались толпы мужчин и женщин, в основном рабочии, у места повешания. Люди молча стояли и смотрели в лица повешенных, не глядя друг на друга.
Местечко переходит из рук в руки от Белой армии к частям Красной гвардии. Жители запираются по ночам в домах, не ведая, кто будет править в местечке завтра. Однажды утром я стоял у ворот своего двора. По пустынной улице скакал всадник. Я был уверен, что он из «красных», их часть расположилась вчера в местечке. Наездник остановил коня возле и что-то спросил. Отвечать я ему начал со слова «товарищ». Выдернутая из ножен блестящая шашка мгновенно оказалась на моей голове. С той же быстротой я изрёк фатальную фразу:»Какая холера может знать, что происходит сегодня?» Всадник засмеялся в ответ, бросив на ходу:»Остерегайся!» И исчез, ускакивая.
И снова Юзовка захвачена частями Красной гвардии. Один из красноармейцев вошёл в наш дом. Молодой, широкоплечий, вооружён. Неспеша прошёл из комнаты в комнату, остановился возле платяного шкафа. Отодвинул в сторону платья, сорочки и плащи. Его душа пожелала только брюки. Не присаживаясь, натянул на себя две пары брюк поверх своих. Посмотрел на себя в зеркало, ухмыльнулся и вышел из дому. Но во дворе тут же был остановлен командиром и отделением солдат. На ему был вынесен смертный приговор за мародерство. Командир обратился к солдатам, указывая рукой на пойманного:»Товарищи, такие позорят революцию!И мародерам в революции — одна участь:смерть!»Отделение солдат окружило несчастного. Его неподвижное лицо выражало тревогу. Вдруг искривились его тонкие губы, и он взмолил:»Что с Вами, братцы?За что?» Один из солдат выстрелил в него из пистолета. Упав на землю, он достаточно быстро перевернулся. Несмотря на то, что на нем было три пары брюк.»
Кто автор этих строк? Чья это книга, в которой описываются эпизоды Гражданской войны в Юзовке? Автором этой книги является урожениц Юзовки, имя которого, смею предположить, мало кто знает. Или почти никто не знает. Благодаря его имени первое название города упоминается во многих энциклопедиях и справочниках мира на разных языках. 1 марта 1899 года в поселке Юзовка в еврейской семье у Агнессии и Мордехая Ааронович родился сын Зяма. Он рос и воспитывался в религиозной атмосфере. Зяма Ааронович учился в «хедере» — еврейской младшей школе. В 12 лет юный Зяма покидает Юзовку и отправляется учиться в ряде разных еврейских учебных заведениях Украины. Вот как он описывает свое расставание с Юзовкой в своей книге «Автобиография»:Это было моим первым раставанием с родным местечком. Еще не было названий улиц в нем. Они по-прежнему назывались «линиями». И были пронумерованы. От Первой до Тринадцатой. Тринадцать линий было во всем местечке.
По возвращению в Юзовку, Зяма Ааронович продолжает учебу в светской вечерней гимназии. Затем учится в Харькове в Академии теоретических наук и Институте агрономии. С 1918 по 1923 годы он занят преподаванием и работой статиста.
Зяма Ааронович придерживался социалистических взглядов. Со студенческих лет принимал участие в сионистком движении, цель которого является возвращение еврейского народа на историческую Родину — Землю Израиля. В смутный и тяжелый 1917 год входил в Совет самообороны евреев Юзовки.
Нежелая принимать участие в советском эсперименте, в 1926 году Зяма Ааронович покидает пределы Советского Союза и репатриируется в Землю Израиля. Здесь он принимает новое имя — Залман Аран. На новом месте он начал работать разнорабочим по укладке дорог и стройках. Пройдя большой путь в общественной жизни Государства Израиль был особенно заметен как министр просвещения в своих двух каденциях: с 1955 по 1960 и с 1963 по 1969 годы. Его идеи и их практическое воплощение в системе образования в Израиле были изучены и восприняты во многих странах мира.
В этом году исполнилось 40 лет с момента смерти Залмана Арана. Он умер 6 сентября 1970 года. Похоронен в столице Государства Израиль — Иерусалиме.
Уже после его смерти, в 1971 году в издательстве «Трудовой народ» Тель-Авив была выпущена его книга «Автобиография». Отрывки из которой в моем переводе [с иврита, прим. alexey] увидели свет в этой статье.
Чмтайте все части воспоминаний Залмана Арана.
- Автор: Пётр Варият
Такие «мемуары» даже комментировать стыдно.
Изменитьkron, а что конкретно вы имеете ввиду?
ИзменитьЯ имел ввиду: кинозал, безвинно повешенные, кривые ноги казаков, неподвижное лицо с тонкими искривлёнными губами и т.д. Как повесть — это имеет право на существование, но как мемуары- увольте.
Изменитьkron, я лично не вижу ничего плохого в том, что человек, при написании мемуаров использовал свой талан складно выражать мысли
ИзменитьУважаемый админ. Где Вы видели шахтёров, «покрытых въевшейся угольной пылью». Это БОМЖи покрыты пылью. Шахтёры чище бухгалтеров.После смены они моются в бане.Вы видели шахтёров? За последние 200 лет они не изменились. У меня такое впечатление, что автор не видел ни казаков, ни шахтёров. Почему ничего не написано о главном, о работе в Совете самообороны евреев Юзовки? Чем, конкретно занимался автор этих «мемуаров»? И работал он , очевидно, не «статистом», а статистиком. В тексте, вероятно, опечатка.
Изменитьkron, моню как первый раз оказался в Донецке, то меня очень заинтересовало почему некоторые мужчины ходят с «накрашенными» глазами. Возможно, Залман имел ввиду это
ИзменитьЦитирую дословно: » шахтёры ПОКРЫТЫ въевшейся угольной пылью». С большим удовольствием прочитал в мемурах описание природы. Верится в то, что автор это прочувствовал и изложил на бумаге. Чего не могу сказать о событиях в период Гражданской войны. У меня сложилось такое впечатление, что автор не выходил из дома, слушал сплетни и украшал их своими предположениями. Очевидно, как член совета самообороны , он был не очень активным. Как мемуарист — он не внушает доверия, а как лирик — чудо.
Изменитьпо поводу въевшейся пыли. Это сейчас у шахтеров есть возможность промыться после выхода из забоя. В начале века такой возможности не было. Шахтеры мылись дома. и водопровода тогда не было. Так что надо было натаскать воду из колодца. Так что можно думать, что угольная пыль въедалась в кожу надолго…
Изменить