«Юзовка, Безчинскому»: по такому адресу шли телеграммы со всего Юга России, всей Екатеринославской губернии и даже из Европы. Получателем депеш был таганрогский купец 2-й гильдии (на 1894 год), один из крупных зерноторговцев Таганрогского округа Области Войска Донского Соломон Исаакович (на русский лад — Евсеевич) Безчинский. Как считают наши профессиональные историки, примерно в 1895 году в поселке Юзовка Бахмутского уезда этот купец основал прянично-бараночную и конфетную фабрику «Привилегия». На сохранившейся в областном архиве обертке ромовой карамели написано, что эта конфета была удостоена Большой золотой медали на Всемирной выставке в Лондоне.

 К моменту написания первой статьи о таганрогских купцах Безчинских, автору не удалось выяснить точный адрес предприятия. Помогло отыскать его объявление в Екатеринославском адрес-календаре на 1916 год. Там в рекламном разделе написано о фабрике «Привилегия» и указан ее точный адрес: Средний проспект, угол 4–5 линий, дома 41–42.

На этом производстве изготовляли карамель, монпансье (мелкие разноцветные леденцы с выраженным ароматом), мармелад, пастилу, баранки, пряники и другие кондитерские товары. Продукцию реализовывали в самой Юзовке, а также отправляли и за пределы местечка. Сладости грузили в вагоны на железнодорожной станции Мушкетово и доставляли клиентам по всему Югу России. На 1916 год контора фабрики была телефонизирована. Девушку, сидевшую за коммутатором телефона Бахмутского уездного земства, можно было попросить набрать №56 и таким образом позвонить на фабрику Безчинского.  На этом же предприятии размещалось и представительство страхового общества «Россия». 

В современном Донецке красные кирпичные здания старой фабрики Соломона Безчинского сохранились, хоть и в сильно измененном виде. Напомним, что было два дома: контора и непосредственно предприятие. Занимали они один двор, через входные ворота которого въезжали за продукцией на телегах клиенты, а выезжали на 5-ю линию. Сегодня адрес «Привилегии» звучал бы так: проспект Труда, угол улиц Первомайской и Октябрьской. Совсем рядом, около 50 метров от этих зданий, расположена донецкая синагога.

Надо сказать, это место очень выгодное не только по меркам современного Донецка, но и было таковым в юзовские времена. Судите сами: совсем рядом находились Торговые ряды, недалеко — Преображенская церковь (ныне район сквера Павших коммунаров), театр братьев Тудоровских на Садовом проспекте и Горсад. Одним словом, потребителей сладкой продукции фабрики вполне хватало. Есть данные, что на начало ХХ века на предприятии работало 45 рабочих.

В одном из зданий (по всей вероятности, фабрики) ныне расположен Донецкий областной автомобильный учебный комбинат. Так получается, что там, где пекли пряники и изготовляли конфеты, сейчас учат управлять автомобилем. Как сообщила директор ДонГОУАКа Вера Шинкаренко, таким обучением здесь занимаются с 1933 года. «Как нам рассказывали старожилы, до вселения комбината в этом здании был клуб автотранспортников. В одном из помещений до сих пор сохранилась ниша для кинопроектора. После освобождения Сталино от фашистов частично разрушенное здание было отремонтировано, и уже в 1944 году снова начались занятия», — рассказала Вера Егоровна. Сегодня фасад автокомбината отделан современными материалами, внутри сделан хороший ремонт. По сути, от старой конфетной фабрики осталась одна стена.

Донецкий областной автомобильный учебный комбинатДонецкий областной автомобильный учебный комбинат

Второе двухэтажное здание из красного кирпича с яркой выраженными признаками дореволюционной архитектуры общей площадью 420 кв. м (бывшая контора фабрики «Привилегия») находится по адресу: улица Октябрьская, 40. По рассказам старожилов, после Великой Отечественной войны там якобы одно время находился милицейский участок. А примерно с середины 60-х годов прошлого века в этом доме с довольно большими комнатами и высокими потолками размещалась «Строймеханизация». В принципе это здание принадлежит ей и сегодня, но уже как акционерному обществу. Как рассказал руководитель компании Василий Тумасов, внутри уже многое переделано. В середине 90-х годов ХХ столетия, когда в подвале меняли систему отопления, рабочие демонтировали старый котел еще юзовских времен. Теперь дом по Октябрьской, 40 выставлен на продажу.

Донецк, улица Октябрьская, 40Донецк, улица Октябрьская, 40

Донецк, улица Октябрьская, 40Донецк, улица Октябрьская, 40

Донецк, улица Октябрьская, 40Донецк, улица Октябрьская, 40

После того как нам удалось узнать точный адрес конфетной фабрики в Юзовке, появилась новая загадка. Как сообщила корреспонденту «ДН» директор автомобильного учебного комбината Вера Шинкаренко, долгие годы у них на стенах висят две написанные маслом картины без подписи художника. Одна из них — репродукция картины Бориса Иогансона «Допрос коммуниста». Оригинал ныне хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве. За эту картину в 1941 году художник получил Сталинскую премию 1-й степени.

Однако еще больший интерес вызывает вторая картина. На масштабном полотне больших размеров в духе соцреализма изображен пейзаж города Сталино после войны — район нынешнего цирка и «Золотого кольца», Ленинский проспект. Это довольно редкие виды тогдашнего Сталино, ведь больше всего сохранилось фото и пейзажей центра города. Тем и ценно это полотно.

После того как фотокорреспондент «ДН» Даниил Павлов заснял его, мы поняли, что оно не безымянное! С помощью увеличения фото на компьютере нам удалось выяснить, что писали картину два автора и в этом году ей исполняется ровно полвека: в левом нижнем углу просматривается дата — 1960 год. Плохо, но все-таки видны две фамилии: П. Удовиченко и В. Морозов. Как сообщили в областном отделении Национального союза художников Украины, Павел Антонович Удовиченко в те годы работал директором Донецкого художественно-производственного комбината, затем трудился в издательстве «Донеччина». Последние годы вплоть до своей смерти он работал… зам. редактора по хозяйственным вопросам газеты «Донецкие новости», т. е. был нашим коллегой. Тут уже впору удивляться, какие повороты иногда делает судьба. Вторая подпись на картине принадлежит художнику-оформителю того же комбината Василию Даниловичу Морозову (к сожалению, тоже уже покойному). Вот так и раскрылась загадка старой картины.



5 Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий