В Славянск приезжал племянник великого художника

Под рубрикой «Провинциальная хроника» в еженедельном иллюстрированном журнале «Театр и искусство» (Санкт-Петербург) имеется информация о том, что в августе 1897 года в Славянске успешно гастролировал господин Ге. Он выступал в главной роли в пьесе «Трильби» («Импровизация Свенгали»). Георгий Григорьевич Ге (1867–1942 гг.), племянник знаменитого художника Николая Ге, был известным в Петербурге актером Александринского театра.

Он был исполнителем ролей Яго в «Отелло» и Клавдия в «Гамлете», Ивана Грозного в пьесе Алексея Толстого «Смерть Ивана Грозного». Кроме того, он сам являлся автором нескольких пьес: «Набат», «Казнь», «Пляска мертвецов». Георгий Григорьевич дружил и с выдающимся русским художником Ильей Репиным. Незаурядностью, одаренностью, а также красивой, эффектной внешностью привлек он Репина как художника.

Картина Ильи Репина на которой изображен Георгий Григорьевич Ге (1867-1942 гг.)Картина Ильи Репина на которой изображен Георгий Григорьевич Ге (1867–1942 гг.)

За два года до гастролей в Славянске Илья Ефимович написал маслом портрет артиста (сейчас эта картина находится в экспозиции Нижнетагильского музея изобразительных искусств, куда она поступила в 1946 году). «Петербургская газета» отзывалась о портрете так: «Артист кажется слегка подрумяненным и вообще слишком идеализированным». Сам же Репин об этом портрете в письме к Г. Г. Ге от 4 февраля 1906 года писал: «А мне он показался нарядной вещью; есть нечто торжественное и незаурядное в общем выражении целой вещи». Впоследствии Георгий Григорьевич Ге стал заслуженным артистом РСФСР.

В августе того же года на Славянский курорт приехала со своими выступлениями еще одна интересная личность. «На днях в одной из курортных гостиниц появился известный графолог, френолог Г. Моргенстиэрн, который дает сеансы распознавания характера и угадывания прошедшего и настоящего. Сеансы он основывает на строении черепа и физиологии нервной системы. Публика посещает их очень охотно. Господин Моргенстиэрн — врач и очень образованный человек», — такие слова были написаны об этом человеке в журнале «Театр и искусство».

В 1903 году в Санкт-Петербурге в типографии Вейермана была напечатана на 693 страницах его знаменитая книга «Психографология, или наука об определении внутреннего мира человека по его почерку. Эта книга дает каждому возможность познать по почерку, как самого себя, так и близких, и других интересующих его людей». Правила из этого произведения долгое время использовали криминалисты всего мира, может быть, и сегодня применяют. 

В аннотации к книге писали, что там собрано более 2000 автографов выдающихся людей древности и современности с их портретами. Она рассказывает об истории письменности и графологии, в ней анализируются детские почерки, почерки психически ненормальных лиц, почерки слепых, глухонемых, самоубийц, мошенников и пр. Особый интерес представляет психографический анализ почерков известных исторических личностей. Это одна из самых известных книг, изъятых после Октябрьской революции из всех библиотек России.

Со страниц того же еженедельного иллюстрированного журнала «Театр и искусство» (Санкт-Петербург) за 15 июня 1897 года сегодня мы можем узнать, что в соседнем со Славянском уездном городке Бахмуте гастроли труппы под руководством антрепренера Павла Ананьевича Соколова-Жамсона (1847–1908 гг.) «идут очень недурно: за первый месяц выработано 60 коп. за рубль. В смысле обстановки и ансамбля публика раньше ничего подобного не видела, что и немудрено: г. Соколов-Жамсон известен знанием дела и добросовестностью». Этот актер, антрепренер провинциальных театров (с 1870 года), драматург пользовался уважением в русской артистической среде. Ему слал приветственные телеграммы даже император всероссийский Александр II. О биографии Павла Ананьевича до сегодняшнего времени дошло мало сведений. Говорили, что Соколов-Жамсон раньше был клоуном в цирке, отсюда его любовь к разным сценическим эффектам, применявшимся в пантомимах.

С 29 апреля по 29 июня 1897 года театральная труппа под его руководством дала в Бахмуте 31 спектакль, за следующий месяц — еще 15 спектаклей. Тем летом Соколова-Жамсона постигло горе: 21 июля в возрасте 43 лет скончалась его жена Елена Егоровна Рокрэ. «Покойная артистка поступила на сцену в 1871 году, имея 17 лет от роду, играла в течение 26 лет роли grandes dames и сильно драматические во множестве городов, имея заслуженный успех… Все, кто служил у Соколова-Жамсона во время его безупречной антрепренерской деятельности, наверное помнят, сколько мягкости, сердечности вносила покойница в свои отношения к труппе. Неизбежные в делах недоразумения часто находили благополучный исход благодаря ее симпатичному влиянию.

Многие помнят и то, как много тяжелого труда несла она, являясь вполне разумной помощницей своего деятельного мужа. Каждый, кто знал ее, искренно пожалеет, что потерял хорошего, дорогого товарища и что одной труженицей нашего дела стало меньше. За гробом покойной шло полгорода. На крышку гроба были возложены венки от товарищей, от артистки Елизаветы Николаевны Горевой и от семьи местного исправника», — писал из Бахмута о похоронах артистки корреспондент журнала «Театр и искусство» Т. Н. Селиванов. К сожалению, могильный памятник актрисе в современном Артемовске не сохранился. А с кладбищем уездного города Бахмута вообще приключилась интересная история.

Городской парк Артемовска на месте старого кладбища уездногоГородской парк Артемовска на месте старого кладбища уездного

В Бахмуте (напомним, что так ранее назывался современный Артемовск) на возвышенности стоит православный храм Всех святых. В советские времена здание церкви было занято под склад, но в 90-е годы прошлого века оно было восстановлено. За церковью располагалось центральное кладбище уездного города в Екатеринославской губернии. Поэтому, скорее всего, похоронили Елену Егоровну Рокрэ-Соколову именно там. Но после Великой Отечественной войны кладбище было ликвидировано. И тогдашняя городская власть Артемовска ничего лучше не придумали, как разместить на этом месте… Центральный парк культуры и отдыха.

Могильного памятника ХржановскойМогильного памятника Хржановской

На сегодняшний день там случайно сохранились всего лишь полдесятка могильных памятников, и только один из них с надписью. Необъяснимо, но почти на центральной аллее парка уцелел серый гранитный памятник в виде то ли перины, то ли глыб каменной соли. На табличке с трудом читается фамилия покойной Hrzanovska и даты ее рождения и смерти (октябрь 1865 — июль 1907 года). На надгробье Хржановской выбито и ее имя, но после стольких лет оно практически не читается. Зато на самом верху таблички видны инициалы A. P. Почему судьба была благосклонна именно к этой могиле, никто сейчас сказать не может. Автор статьи предполагает, что Хржановская по своему положению была не последним человеком в тогдашнем Бахмуте.

Дело в том, что в книге Боханова «Деловая элита России» за 1914 год упоминается такая фамилия. По всей видимости, этот человек был мужем захороненной женщины. «Хржановский А.П. — дворянин. Директор: Общества свеклосахарного завода Тославице (Варшава), С-Петербургского международного общества погрузочных средств и складочных помещений, Общества «Бахмутская соль». Председатель правления Варшавского общества товарных складов с выдачею ссуд. Член правления Восточного общества товарных складов, страхования и транспортирования товаров с выдачею ссуд», — так записано в справочнике. Совпадают инициалы А. Р. на могильной табличке и примерный возраст Хржановской. Что же случилось в июле 1907 года в Бахмуте? Ответ на этот вопрос еще ждет исследований со стороны историков и краеведов.



Войдите, чтобы оставить комментарий