Выступление Ленина на II съезде РСДРП
Виноградов Ю.
Своей революционной деятельностью и активным участие в народных волнения 1905-1907 гг. социал-демократическая партия большевиков приковала к себе пристольное внимание правительства Царской России. По всей стране проводились поиски и устранение кружков, большевистских комитетов и представительств в регионах. Например, на Юзово-Петровский и Константиново-Горловский комитеты РСДРП.
Так, в июле 1907, года подверглись аресту 26 делегатов партийной конференции Юзово-Петровского комитета. К этому времени была разгромлена Краматорская социал-демократическая организация, а осенью 1907 года — произведены массовые аресты социал-демократов в Авдеевке, Гришине, Дебальцеве, Славянске, Харцызске. Но и в годы реакции большевики, сочетая нелегальные формы работы с легальными, укрепляли связи с массами, расширяли пропаганду.
В этом доме состоялся I съезд РСДРП.
Фото Иванова Н.А., начало 1960-х годов.
Большевики всячески маскировали свою революционную деятельность под видом литературных кружков, общественных объединений. Тем самым, расширяя сферу своего влияния по всей стране.
Менее других пострадали Юзово-Петровская и Алмазно-Юрьевская организации. В глубоком подполье они проводили партийные собрания, издавали листовки. Большевикам Донбасса оказывали помощь ЦК партии во главе с В.И. Лениным и Екатерннославский комитет РСДРП. Помощь, в основном, была материальная, ведь для ведения агитации нужны были немалые средства.
Весной 1909 года активно проводили революционную работу Юзово-Петровский, Константиново-Горловский комитеты, партийные группы и кружки Гришина, Дебальцева, Горловки, Харцызска, рудника «Ветка» и др. Большевиков Харцызска возглавлял Н.М. Шверник, Горловки — П.А. Моисеенко, рудника «Ветка» — А.Б. Батов. Большевики вели массовую агитацию рабочих и повсеместное подстрекательство к неповиновению владельцам заводов, шахт. При этом, они не отстаивали каких-либо конкретных интересов рабочих (повышение заработной платы или сокращения рабочего дня), а занимались саботажем производств. Требования о повышении платы часто выдвигали сами рабочие, без инициативы социал-демократов.
В.И. Ленин:«Большевики должны взять власть!»
В мае 1908 года состоялись забастовки горняков Вознесенского, Волынцевского, Макеевского, Пастуховского, Рутченковского и других рудников, организованные местными ячейками РСДРП. Стачки сопровождались митингами и демонстрациями. Осенью этого же года произошли экономические забастовки на соляных рудниках «Петр Великий» и Голландском, а также на Лидиевском каменноугольном. Шахтеры Лидиевки добились повышения зарплаты на 10%. В 1909—1910 гг. среди рабочих распространялись листовки, изданные Юзово-Петровским и Мариупольским комитетами РСДРП. 1 Мая 1909 года рабочии ряда предприятий отметили праздник митингами и забастовками. 1 Мая 1909 года бастовали металлурги и горняки Новороссийского общества в Юзовке, рабочие Харцызского завода и Жидовского рудника. В тот же день красные флаги с надписями «Да здравствует РСДРП!», «Долой самодержавие!» были вывешены на шахте Франко-Русского общества и на станции Ханженково.
В селах бедняки и середняки боролись против осуществления столыпинской аграрной реформы, стремились помешать выделению кулаков на хутора и передаче им лучших участков земли. Нередко они силой удаляли с полей землемеров, с кольями в руках вступали в стычки со стражниками.
«Голос рабочего» — газета, орган РСДРП
В 1910 году промышленная депрессия, имевшая место в период реакции, сменилась подъемом в важнейших отраслях индустрии — топливной, металлургической и отчасти машиностроительной. В 1913 году в Донбассе было добыто 1543,8 млн. пудов каменного угля, в то время как в 1910 году —1018,8 млн., т. е. прирост составил 51,5%. В это время осваивались новые угленосные районы, особенно в западной части Бахмутского уезда, в Гришинской, Селидовской и Гродовской волостях. На 60%. увеличился выжиг кокса — со 167,7 млн. пудов в 1910 году до 269 млн. в 1913 году.
Горнопромышленники добились строительства Северо-Донецкой железной дороги от станции Льгов Московско-Киево-Воронежской дороги через Харьков до станции Лихая Юго-Восточной дороги. Участки дороги Харьков (Основа) — Лиман-Краматорск введены в эксплуатацию в сентябре 1911 года, а через два года вступила в строй линия Лиман — Никитовка, что способствовало дальнейшему развитию горной и горнозаводской промышленности края, увеличению вывоза минерального топлива в северо-западные районы страны. Станции Донбасса выполняли 20%. погрузки железнодорожного транспорта России. Расширилась деятельность монополистических объединений, в первую очередь синдиката «Продуголь». В донецкую промышленность все больше проникал иностранный капитал, который только в синдикате «Продуголь» составлял в предвоенные годы 87%. Возрастала роль местных банков. Накануне первой мировой войны Юзовка, Бахмут и Мариуполь становятся значительными банковыми центрами, через которые осуществляли финансовые операции местные и иностранные промышленники и предприниматели. В 1912 году в Юзовке действовали пять отделений различных банков.
В.В.Куйбышев
на Апрельской конференции
РСДРП
Новым толчком к массовым выступлениям донецких рабочих явились события на Ленских золотых приисках.
4 апреля 1912 года на Ленских золотых приисках в Сибири во время стачки по приказу царского жандармского офицера было убито и ранено более 500 рабочих. Расстрел безоружной толпы ленских шахтеров, мирно шедших для переговоров с администрацией, взволновал всю страну. Эта мера была принята, чтобы сломить экономическую забастовку шахтеров. Английские капиталисты и их русские компаньоны получали от Ленских приисков бешеные прибыли — ежегодно более 7 миллионов рублей — за счет жестокой эксплуатации рабочих. Они платили рабочим ничтожную заработную плату, кормили их плохими продуктами. Не выдержав притеснений и издевательств, 6000 рабочих Ленских приисков забастовали.
ЗАЯВЛЕНИЕ РАБОЧИХ ОКРУЖНОМУ ИНЖЕНЕРУ ТУЛЬЧИНСКОМУ
(Подано лично Тульчинскому за несколько минут до расстрела)
4 апреля 1912 г.
Ввиду того, что за последнее время полиция и администрация врываются с воинской силой в наши казармы и нарушают мирное течение нашей жизни, перепугивая наши семьи, и своими действиями вызывают нас к обострению, которое может привести к печальным и нежелательным последствиям, мы, бывшие рабочие Ленского золотопромышленного товарищества, решили через вас, господина окружного инженера, объявить «блюстителям» порядка, что работу мы прекратили по вине Ленского золотопромышленного товарищества, управление которого нарушило наш договор и объявило нас рассчитанными, прервав с нами всякие сношения. Нарушения эти признали и вы. Вновь поступать на старых условиях не желаем, а свое право будем искать по суду. За все 35 пеработанных дней среди нас не появилось ни малейшего беспорядка и насилия, никаких главарей и подстрекателей у нас нет, если же «наши охранители» ищут среди нас таковых, то это не главари, а те, которых по требованию господина исправника мы послали для объяснения с администрацией, который заявил, что со всеми нами, как с баранами, говорить не желает. Вы также потребовали на объяснение послать некоторых лиц, но не всех. Если почему-либо найдут нужным арестовать нескольких лиц, как говорит начальство, для объяснений, то мы просим делать эти объяснения не ночью набегом, а к вашим и ихним услугам днем и не с отдельными лицами, а со всеми нами, так как мы действуем каждый по своему убеждению и своей личной совести; примером служат те лица, которые хотели работать, те и работают, мы не препятствуем, а всего ясней то, что мы, каждый в отдельности, от себя дали письменное заявление товарищу прокурора. За тишиной и порядком наблюдаем строго сами за собой. Заявляем вам: если еще «нашими охранителями» повторится попытка арестовать наших, так называемых «главарей», то это будет провокация со стороны «наших охранителей». Вас просим: внемлите нашему гласу. «Глас народа — глас божий». Мы просим нас не охранять, так как мы сами себя охраняем. Копию с этого заявления мы оповестим миру. Если пожелаете наши подписи, мы по первому требованию таковые представим.
Бывшие рабочие Ленского золотопромышленного товарищества в том подписуемся Андреевского прииска, Пророко-Ильинского прииска, Александровского прииска.
События на Лене, М., 1932, стр. 55-56.
Мапятник на месте расстрела
рабочих 4/17 апреля 1912 г.
8 апреля 1912 г. «Звезда» вышла в большой траурной рамке. В коротком сообщении говорилось: «На Ленских приисках убито 270, ранено 250″. («Звезда», 1912, № 27.) Первая страница газеты была целиком посвящена событиям на Ленских золотых приисках.
Весной 1912 года стачки протеста против кровавой расправы над безоружными рабочими состоялись в Юзовке, Мариуполе, Константиновне, Краматорске, Енакиеве и других промышленных поселках. В Юзовке организовали также сбор средств в пользу сирот и вдов рабочих, погибших на Лене. Упорной была забастовка на Константиновких заводах — бутылочном и железопрокатном, продолжавшаяся с 21 мая по 12 июня 1912 года. За этот год в Донбассе состоялось 29 стачек, в которых приняли участие свыше 25 000 рабочих.
В подъеме рабочего движения и активизации революционной пропаганды большую роль сыграли решения VI (Пражской) Всероссийской конференции РСДРП. В августе 1912 года в Юзовке состоялось совещание представителей большевистских организаций Юзовского и Макеевского районов, на котором был создан Юзово-Макеевский комитет РСДРП. В его состав вошли В.И. Ермощенко, Я.В. Залмаев, А.Б. Батов и др. Выполняя решения Пражской конференции РСДРП, комитет укреплял старые и создавал новые нелегальные партийные организации. Накануне первой мировой войны в партийных организациях, входивших в комитет, насчитывалось около 400 большевиков. Партийные организации расширяли связи с ЦК РСДРП во главе с В.И. Лениным. Как видно из адресной книги ЦК РСДРП за 1912—1914 гг., большевики Енакиева, Мариуполя, Юзовки дали по три-четыре адреса для писем и явок, Вознесенского и Орлово-Еленовского рудников — по два адреса.
Укреплению нелегальных большевистских организаций и созданию новых во многом содействовала газета «Правда». За первое полугодие 1912 года из Юзовки (три раза), Мариуполя, Рыковского и Щербиновского рудников (два раза) поступили групповые сборы в пользу газеты, собранные местными отделениями РСДРП. Особый интерес проявляли горняки к издаваемому «Правдой» «Шахтерскому листку» — специальному вкладышу в газете, который заполнялся корреспонденциями с заводов и шахт. Весной 1914 года было выпущено два таких листка. Среди распространителей «Листка» был и Н.С. Хрущев, который распространял ленинскую «Правду» и другую нелегальную литературу, среди рабочих. Царская полиция сразу заметила в Хрущеве революционера и он находился постоянно под подозрением. С тех времен сохранился один любопытный документ — донесение агента охранки. В котором рассказывалось о стачках, и молодой Хрущев представлен как один из главных организаторов. Он был взят под негласный надзор полиции. По требованию полиции, вместе с другими рабочими шахты, участниками забастовки, был уволен и Хрущев. Однако его друзья помогли ему устроиться на другую шахту.
Никита Сергеевич Хрущев
«Правда» активно пропагандировала РСДПР в период избирательной кампании по выборам в IV Государственную думу, развернувшейся осенью 1912 года. От социал-демократической организации Мариуполя уполномоченным и выборщиком в Думу был избран Г.И. Петровский — в то время рабочий завода «Русский Провиданс». На губернском собрании выборщиков его избрали депутатом Думы. В качестве депутата IV Государственной думы Г.И. Петровский бывал в Юзовке, Горловке, Макеевке, Мариуполе, выступал на подпольных собраниях рабочих. Постоянную связь с рабочими Краматорска и Славянска поддерживал М.К. Муранов, рабочий депутат IV Думы от Харьковской губернии.
Активными корреспондентами «Правды» были донецкие рабочие В.И. Ермощенко («Молодой шахтер»), А. Чижиков (Чижик), А.Б. Батов, Я.В. Залмаев и др. Только в 1912 г. в «Правде» было напечатано около 250 корреспонденции из Донбасса. «Правда» помогала укреплять существующие и создавать новые большевистские организации. Там, где распространялась «Правда», возникали рабочие группы «правдистов», а затем нелегальные большевистские организации, активизировалось рабочее движение. Так было на Сулинском заводе, в Александро-Грушевском, Берестово-Богодуховском и других районах. Несмотря на гонения властей, «Правда» широко распространялась среди донецких рабочих. Только в Екатеринославской губернии в 1913 г. было 312 подписчиков «Правды», из них в Донбассе — 190.
В 1913 году в Донбассе состоялась 31 стачка, а в первой половине следующего года — 19. Почти половина из них — политические. С 12 апреля по 12 мая 1914 года происходила крупная стачка 12 тыс. рабочих на Петровском металлургическом заводе в Енакиеве, подготовленная местными большевиками с участием прибывшего сюда после нарымской ссылки профессионального революционера А.А. Масленникова (С. Лукьянова). Умело сочетая нелегальную работу с легальной, большевики Донбасса расширяли связи с рабочими, готовя их к новым классовым боям.
В.И. Ленин. Начало XX века
Развитие промышленности сопровождалось ростом населения края. В 1863 году на той части территории нынешней области, которая входила в состав Екатеринославской губернии, проживало около 200 тыс. жителей. Ко времени первой всероссийской переписи населения (1897 год) только на территории Бахмутского и Мариупольского уездов насчитывалось 586,5 тыс. человек, а в 1915 году в этих двух уездах проживало уже около 1 млн. жителей. Население края увеличивалось как за счет естественного прироста, так и за счет пришлых рабочих и их семей. В 1869 году на месте, где вскоре был заложен Юзов-ский металлургический завод, стояла лишь одна чабанская хижина, а спустя 15 лет после пуска завода в селении насчитывалось 5494 жителя. После сооружения Дружковского металлургического завода (1894 год) возле станции Дружковка вырос заводской поселок с шеститысячным населением. Невдалеке от Мариупольских заводов в конце 90-х годов появился поселок, население которого составляло 10 тыс. человек. К концу 90-х годов около 9 проц. всего населения края проживало в городах. Однако в число горожан, как отмечал В. И. Ленин, не вошло т.н. индустриальное население, значительно превышавшее по численности городское.
Социально-экономические и политические противоречия в крае, как и во всей стране, приобрели особую остроту в условиях первой мировой войны. Уже с первых дней войны резко ухудшилось материальное положение трудящихся. Реальная заработная плата рабочих уменьшилась в три-четыре раза, росла дороговизна. Так, в 1916 году цены на продовольственные товары повысились на 200—300 проц., а заработная плата шахтеров увеличилась только на 5—20 проц, против довоенного уровня.
Плеханов Георгий Валентинович
Мобилизация вырвала из промышленности тысячи рабочих. К 1 августа 1914 года численность рабочих в каменноугольной промышленности сократилась на 33 проц. Им на смену приходили выходцы из сел, нередко стремившиеся укрыться от мобилизации кулаки. На шахтах и заводах начали использовать мобилизованных на тыловые работы крестьян из Средней Азии. В 1916 году издан указ о привлечении «инородческого» населения для работ на горных предприятиях. Согласно этому указу, в Макеевку прислали 600 киргизов и калмыков. В металлургической и каменноугольной промышленности работали также военнопленные, составлявшие в феврале 1917 года соответственно 27 и 26 проц. от общего числа рабочих этих отраслей. Предприниматели широко использовали труд женщин и подростков. В 1916 году только в металлургической промышленности эта категория рабочих составляла 17,8 проц. Увеличилась продолжительность рабочего дня. Широко практиковались сверхурочные работы, которые в условиях войны были объявлены обязательными. Изнурительный труд, хроническое недоедание приводили к физическому истощению людей, массовым заболеваниям. Так, в 1915 году, по заниженным официальным данным, лишь в Бахмутском уезде было зарегистрировано 300 тыс. больных.
Беспрерывный рост цен, продовольственный кризис и поражения на фронте ускорили процесс революционизирования масс. Антивоенные выступления начались в первые же дни мобилизации. Уже в июле 1914 года они состоялись в Бахмуте, Горловке, Никитовке и Макеевке, где произошла вооруженная расправа с мобилизованными — было убито 13 и ранено 17 человек. Царские власти обрушились на рабочий класс, большевиков, прибегнув к массовым репрессиям. Были разгромлены многие партийные комитеты, организации и группы. От массовых арестов сильно пострадал Юзово-Макеевский комитет РСДРП, однако деятельность его не прекратилась. Оставшиеся на свободе большевики постепенно восстанавливали свои организации. Активизировали свою работу партийные группы на рудниках Берестово-Богодуховском, «Ветка», Ртутном, Фурсовском, Щербиновском, на металлургических заводах в Енакиеве, Юзовке. Весной — осенью 1915 года забастовочное движение охватило предприятия районов Горловки, Щербиновки, Марьевки и др. С подъемом стачечной борьбы значительно оживилась работа большевиков. Петроградский комитет РСДРП и Русское бюро ЦК, внимательно следившие за ростом революционного движения в Донбассе, направили в Макеевку революционера-профессионала С.И. Лапина (В. Курочкина), который провел большую работу по укреплению партийных организаций и усилению связей между ними. В ноябре 1915 года в Макеевке состоялось совещание большевиков ряда шахт и заводов, был создан Макеевский комитет РСДРП. В его состав вошли А.Б. Батов, С.И. Лапин, Т.И. Кириленко и др. Возглавил комитет А.Б. Батов.
- Литература:
- История городов и сел УССР. Донецкая область. Киев — 1976 г.
- Российская история в зеркалах изобразительно искусства
- Минск старый и новый
- Библиотека газеты «Революция»
- Энциклопедия «Челябинск»
- Куйбышев Валериан Владимирович
- Забастовка на Ленских приисках в 1912 году
- Никита Сергеевич Хрущев
- Плеханов Георгий Валентинович
Австралийско-Турецкая компания Derin & Derin предлагает недвижимость на Эгейском и Средиземном побережьях Турции.
Изменить