Кто-то однажды сказал, что все гениальное просто. Просто, как армянский хлеб лаваш.

Это чудо природы – хлеб, тонкий, как пергаментный лист древнего манускрипта, – родилось на древней армянской земле и вместе со странниками-армянами распространилось по всему миру. В Украине трудно найти уголок, где бы не продавался армянский лаваш. А задумывался ли кто-нибудь, кто и когда впервые привез его к нам? Ведь лаваш – не просто хлеб, это история.

В 1900 г. в г. Юзовку переселилась семья Мурадовых (Мурадян) из Нагорного Карабаха и начала здесь очень полезное дело – выпечку хлеба. Уже в 1906-1925 гг. она имела собственную хлебопекарню, на которой выпекала 150-160 кг хлеба в сутки. Работали здесь до 30 человек, преимущественно армян. Хлебопекарня представляла собой одноэтажный дом из кирпича с железной крышей и подвалом. Дом находился по адресу: 13 линия, 71. Основателем его был Аведис Мурадов.

У меня есть основания предположить, что именно из этого частного предприятия хлебопечение в городе выросло в дело многих армянских семей и даже поколений до настоящего времени. Так, например, в период, когда государство стимулировало развитие разных форм организации труда с целью увеличения производства продукции, в г. Сталино (Юзовка) появилось кооперативное предприятие «Серп и Молот». Но в период борьбы с НЭПом и началом репрессий такие предприятия начали закрываться. Согласно архивным данных 30-х гг. ХХ ст., это был кооператив кустарей-армян, которые выпекали хлеб. Приведу отрывок акта обследования этого кооператива от 21.09.32 г. комиссией.

«В состав комиссии вошли следующие товарищи: нацменинструктор т. Свирский, культработник артели «Серп и Молот» т. Шиханов, культработник армян т. Колосьян и член артели т. Шаринян.

При обследовании выявлено следующее: всего в артели «Серп и Молот» работают 85 армян, которые составляют 50 % общего числа всех членов артели. Основа квалификации армян – это хлебопечение. Процент выполнения промфинплана по хлебопечению – 140. Имеются 6 хозрасчетных ударных бригад, между которыми заключены соцдоговора. Займам охвачены все на 100 % с перевыполнением на 18 %. Из 85 рабочих 60 человек – ударники и премированные. Текучести среди них нет. Неграмотных – 11, малограмотных – 50, членов партии – 2, кандидатов – 3, комсомольцев – 5.

Комиссия считает работу, проводимую промкомбинатом среди национальных меньшинств – армян – в артели «Серп и Молот», недостаточной. В дальнейшем необходимы следующие мероприятия:

культотделу Промкомбината уделить больше внимания работе среди армян; систематически заслушивать отчет армян, уполномоченных на своих заседаниях; выработать общий календарный план производства;

организовать политшколу на армянском языке;

организовывать ликбезы ВРШ на армянском и русском языках;

оживить работу редколлегии и возобновить выпуск газет на армянском языке;

в виду недостатка национальных кадров поставить вопрос перед правлением артели о посылке нескольких армян в Ереван на краткосрочные пропагандистские курсы;

усилить работу среди женщин, выделив для этого специального человека…»

Согласно этому документу, при кооперативе работали армянская школа, библиотека с книгами на армянском языке, драматический кружок на армянском языке.

Юзовка конца ХІХ – начала ХХ вв. была бурно развивающимся экономическим районом, где требовалась рабочая сила. Благодаря своей природной предприимчивости армяне быстро адаптировались в новых условиях, преодолели трудности быта, языка, традиции и др. Уже в 30-х гг. существовала сеть хлебопекарен не только в Юзовке, но и в других районах области, где работали армяне. Свидетельством этого является то, что среди тысяч людей, репрессированных сталинским тоталитарным режимом 30-х гг., были армяне, работники хлебопекарен. Вот их фамилии:

Зудерьян Оганес Бедрусович, 1873 г.р., заведующий пекарней, проживал: г. Артемовск Донецкой области;

Казарьян Хачатур Артемович, 1905 г.р., заведующий пекарней, проживал: с. Михайловка Сталинской области;

Калустян Аршак Шагенович, 1895 г.р., пекарь горпищеторга, проживал: г. Сталино Донецкой области.

Уважаемые читатели! Перед вами раскрыта еще одна страничка истории армян Юго-Востока Украины.

  • Материалы для этой статьи взяты из Донецкого краеведческого музея и Донецкого областного архива.
  • Автор: Каринэ ГЕВОРГЯН
  • Источник: Аналитика


Войдите, чтобы оставить комментарий