Юзовка. Шахта ИтальянкаДонецкий бассейн. Макеевка. Шахта Итальянка
gtj.org.uk

Первые угольные копи в Донбассе строились на средства казны и на казённых землях. Техника добычи угля была крайне примитивной, опыта работы почти не было.

Горное искуство вырабатывалось за счёт крестьянской смекалки. Шахтёры сами ликвидировали аварии и их последствия в шахте, сами спасали пострадавших.

В 1898 году в России издан первый закон по горному делу, так называемые Правила для ведения горных работ ввиду их опасности. Однако опасность ведения горных работ возрастала. Шахтёры уже не могли своими силами обеспечивать ликвидацию аварий, вести спасение товарищей.

Возникновение горноспасательного дела в России относится к 1870-1880 годам. С этого времени на угольных шахтах Донбасса начинают создаваться первые добровольные спасательные дружины из наиболее опытных и физически выносливых шахтеров.

Создавали дружины и руководили ими горные инженеры-энтузиасты, работавшие на шахтах. Необходимость создания таких дружин обуславливалась все возрастающим количеством аварий и катастроф, происходящих на шахтах.

Первые вспышки рудничного газа в Донбассе датируются 1878 годом. В 1888 году Д.И. Менделеев сделал первый анализ газа суфляра из шахты «Капитальная» (Макеевка). В 1890 году адъютант-профессором Н.Д. Коцовским и академиком Н.С. Курнаковым, обследовавшими шахты Донбасса, было установлено наличие значительного выделения газа, неудовлетворительное проветривание шахт и предложено в качестве меры борьбы с метаном его выжигание.

Несмотря на то, что через полгода после этого обследования, 4 января 1891 года произошел первый крупный взрыв на шахте №14 Рыковских копий (г. Донецк), в результате которого погибло 55 шахтеров, серьезного внимания на борьбу с рудничным газом обращено не было.

В 1898 году 3 января на шахте «Иван» (Макеевка) произошел взрыв газа, при котором погибло 74 шахтера.

И.А. ТиммеИ.А. Тимме

В 1899 году профессор Петербургского горного института И.А. Тимме опубликовал статью «Спасательные артели при каменноугольных рудниках», в которой указывал на несовершенство правил ведения горных работ, и неудовлетворительную организацию работ в области техники безопасности. И.А. Тимме детально изучил состояние техники безопасности и пришел к выводу, что при взрывах гремучего газа или угольной пыли большинство пострадавших умирает вследствие несвоевременного оказания помощи, из-за отсутствия специальных спасательных приборов, позволяющих вести работы в непригодной для дыхания атмосфере.

И.А. Тимме в своих статьях требовал создания на шахтах горноспасательных команд, которые должны проходить специальное обучение и снабжаться необходимыми дыхательными аппаратами.

В начале ХХ века в русской технической литературе публикуется восемь статей профессора А.А Скочинского, посвященных анализу взрывов гремучего газа и мерам по их предупреждению, пропаганде идей создания горноспасательной службы.

А.А СкочинскийА.А Скочинский

Горным инженером И.О. Кржижановским публикуется две статьи по подземным пожарам: в 1896 году «О подземных пожарах» и в 1903 году «Краткий очерк рудничных пожаров вместе с изложением рациональных систем рудничной противопожарной обороны».

В 1907 году появилась книга профессора А.М. Терпигорева «Рудничные пожары и борьба с ними» – учебник по горноспасательному делу для студентов Екатеринославского высшего горного училища.

Профессор Б.И. Бокий в 1907 году выступил с докладом собранию Алмазной районной комиссии Совета съезда по вопросу об устройстве и оборудовании спасательных станций.

Впервые вопрос об организации горноспасательной службы в России под давлением общественности был рассмотрен на ХХVII съезде горнопромышленников Юга России в 1902 году. Постановлением этого съезда была установлена необходимость организации нескольких спасательных станций на наиболее опасных рудниках Донбасса. Съезд избрал комиссию, которой было поручено собрать данные о борьбе с авариями и об устройстве зарубежных горноспасательных станций. Возглавил комиссию инженер Фрезе, который в течение нескольких лет «изучал» и «собирал» материалы, по каждому поводу тормозя решение этого важного вопроса.

Только в 1907 году ХХХII съезд горнопромышленников Юга России принял решение об организации вначале одной спасательной станции на средства съезда и об открытии в дальнейшем семи горноспасательных станций на наиболее опасных шахтах.

Крупные катастрофы на шахтах, одной из которых был взрыв газа на шахте №4 бис в Юзовке в 1907 году, который унес жизнь 273 шахтеров, подтолкнули шахтовладельцев к созданию в 1907 году трех первых спасательных станций: в Макеевке (Донбасс), Кизеле (Урал) и Анжеро-Судженске (Кузбасс).

Первая в России горноспасательная станция начала функционировать с 1 ноября 1907 года в Макеевке. В небольшом здании было размещено наблюдательное помещение, конторка, русская печь и котел для подогрева воды. К станции были подведены железнодорожные пути и телефон. Учебный штрек был устроен в отвале пустой породы шахты «Капитальная». Штат станции состоял из начальника станции – горного инженера, заместителя начальника – штейгера, команды из десяти человек и нескольких разнорабочих.

В первые годы существования Макеевская спасательная станция имела восемь респираторов, два аппарата для производства искусственного дыхания, три транспортных баллона для кислорода и один дожимающий кислородный насос.

Для выезда спасательной дружины на шахты в случае аварии имелись четыре лошади и фургон. Все имеющееся горноспасательное оборудование было иностранным. В России такое оборудование не производилось.

Первым начальником Центральной Макеевской горноспасательной станции был горный инженер Иосиф Иосифович Федорович.

Несмотря на то, что в старой России спасательное оборудование не изготовлялось, русская техническая мысль в области конструирования его не отставала от иностранной, а в ряде вопросов значительно её опережала.

Горный инженер Д.Г. Левицкий, бывший в течение ряда лет заведующим Макеевской спасательной станцией, еще в 1911 году сконструировал и изготовил новый по идее респиратор, назвав его «Макеевка», отличавшийся от заграничных резервуарных аппаратов физической регенерацией используемого воздуха. Под влиянием критической статьи Д.Г. Левицкого, опубликованной им в одном английском журнале, германская фирма «Дрёгер», специализировавшаяся на горноспасательном оборудовании, переконструировала свой аппарат с учетом замечаний Д.Г. Левицкого.

Брандмейстер пожарной дружины. Фото 1895 года.Брандмейстер пожарной дружины.
Фото 1895 года.
gatchina.biz

Для борьбы с огнем русским химиком А.В. Лораном еще в 1904 году впервые был предложен пенообразующий состав. Пена при этом была получена химическим путем в результате взаимодействия кислотного и щелочного растворов в присутствии вяжущего вещества (лакрицы), способствующего образованию упругих стенок пузырьков пены. Химическая пена, получаемая с помощью огнетушителей, для тушения очагов пожаров применяется во всем мире до настоящего времени.

Первый противогаз для защиты органов дыхания от ядовитых газов, основанный на адсорбции этих газов, был предложен русским ученым Н.Д.Зелинским. Он стал прототипом для создания самоспасателей для горнорабочих.

Противогаз был создан в 1915 году после того, как на русско-германском фронте в мае 1915 года немцы внезапно произвели газовую атаку против русских войск.

Это изобретение поразило ученых всего мира простотой решения поставленной задачи.

С 1910 года в Макеевской центральной спасательной станции под руководством Дмитрия Гавриловича Левицкого и Николая Николаевича Черницына было положено начало изучения рудничного газа и угольной пыли.

О рудничном газе как о «горючих парах», выделяющихся из рудников Цвикоу (Саксония), впервые упоминается в 1545 году в сочинениях Георгия Агриколы. Сто лет спустя, в 1686 году, английский писатель Роберт Пиот в сочинении «Естественная история Стаффордшира» уже совершенно определенно указывает в числе семи, как он выражается, родов рудничного воздуха — гремучий газ.

В начале двадцатого столетия в России мало было известно о свойствах угольной пыли. Работами Д.Г.Левицкого и Н.Н.Черницына, проведенными в 1914-1915 годах, были признаны опасными по взрываемости угольной пыли 24 пласта на шахтах Донбасса.

Николай Николаевич ЧерницынН.Н. Черницын
makeevka.com

Николай Николаевич Черницын, руководивший Макеевской спасательной станцией после Д.Г.Левицкого, был крупным теоретиком и автором исследований в области изучения взрывчатых свойств рудничного газа и угольной пыли. Помимо исследовательских работ Н.Н.Черницын глубоко изучал горноспасательное дело.

В 1914 году печатается его работа «Спасательное дело на рудниках», в которой наряду с описанием и критической оценкой применявшихся в то время аппаратов для горноспасателей опубликован ряд теоретических и практических соображений по этому вопросу.

В начале девятнадцатого столетия было известно, что гремучий газ взрывается от открытого пламени и что после взрыва в рудничном воздухе некоторое время его не наблюдается. Поэтому меры борьбы с ним сводились к его выжиганию.

«Выжигальщик» надевал кожух и факелом из пакли, навернутой на палку и смоченной в мазуте, поджигал метан, скапливающийся обычно в тупиковом забое. Единственной защитой при этом у «выжигальщика» от возможного взрыва был кожух.

По существовавшим тогда Правилам безопасности надзор шахты должен был привлекаться к ответственности за допущение на работу шахтеров без предварительного выжигания газа в забоях. Такая борьба с газом проводилась обычно между сменами, когда в забоях не было шахтеров.

В 1815 году, спустя сто лет после первого крупного взрыва гремучего газа на шахте возле Ньюкестля, английский химик и физик Дэви предложил предохранительную лампу для освещения мест работы шахтеров, с помощью которой можно было определять наличие гремучего газа в атмосфере горных выработок.

Бензиновая лампа «Свет шахтера»Бензиновая лампа
«Свет шахтера»

Впоследствии предохранительная шахтерская лампа была несколько усовершенствована немецким инженером Вольфом и широко применялась в России. Лампа Вольфа послужила прототипом предохранительной бензиновой лампы «Свет шахтера», применявшейся у нас в стране для замера концентраций метана вплоть до 60-х годов ХХ века.

В 1908 году в Донбассе организуется Мариупольская станция, в 1909 году – Голубовская и Орлово-Еленевская, в 1910 году – Щербиновская, в 1911 – Грушевская и Боково-Хрустальная, в 1912 – Берестовская.

К этому времени во всем Донбассе было 49 спасательных дружин, имеющих 395 респираторов различных систем. При этом число обученных спасательному делу шахтеров — добровольцев было 600 человек.

ПРАВДА №1. 22 АПРЕЛЯ (5 МАЯ) 1912г.

Къ взрыву въ шахтѣ «Итальянка»

Министерствомъ Торговли и Промышленности изданъ отчетъ о результатахъ обслѣдованія взрыва гремучаго газа и каменноугольной пыли на шахтѣ «Итальянка», происшедшаго 1-го марта 1912 года и повлекшаго за собою гибель 56, а также ожоги в пораненія 14 рабочихъ.

Для выясненія причинъ катастрофы д.с.с. Хованскому, Члену Горнаго Совѣта, было поручено образовывать на мѣстѣ особыя совѣщанія. Въ то же время на командированныхъ лицъ было возложено обратить особое вниманіе на тѣ мѣры, которыя слѣдовало бы установить на будущее въ цѣлях большей безопасности, производства горныхъ работъ вообще и въ Донецкомъ бассейнѣ въ частности.

Взрывъ произошелъ на 7-й продольной выработкѣ, по близости глухой печи, въ которой, вслѣдствіе плохого провѣтриванія, образовалось скопленіе газа, вышедшаго на продольную и тамъ воспламененнаго папиросой, спичкой или лампой одного изъ трехъ бывшихъ здѣсь рабочихъ.

Согласно заключенію Комиссіи, производившей обслѣдованіе, устройство и дѣйствіе вентиляціи на рудникѣ, въ общемъ удовлетворяло требованиямъ закона. Но, въ частности, были допущены управленіем рудника нарушенія какъ требованій установленныхъ правилъ, такъ и необходимыхъ мер предосторожности въ отношеніи вентиляціи.

Что касается вопроса, — «были ли приняты всѣ предписываемыя закономъ мѣры предосторожности для предотвращенія взрыва» изъ ряда упущеній обслѣдованія отмѣчаетъ одно, имѣющее связь съ взрывомъ на рудникѣ, а именно, то, что при завинчиваніи предохранительныхъ лампъ при помощи крючка мялась сѣтка лампы, и такая лампа съ поврежденной сѣткой представляла явную опасность при работахъ въ средѣ газа. Однако, лампы съ такими сѣтками выдавались рабочимъ.

http://www.oldgazette.ru/pravda/05051912/text3.html

В 1914 году в Донбассе были организованы Рыковская, Веровская и Екатерининская спасательные станции, а в 1915 году – Чистяковская и Кардовская.

Спасательное дело на шахтах европейских стран было организовано раньше, чем в России. К тому же за рубежом производилось довольно разнообразное горноспасательное оборудование. Однако сама постановка горноспасательного дела была не на много лучше, чем в России. Так, на Международном конгрессе по горноспасательному делу в Вене в 1913 году в одном из докладов, охватывающем данные нескольких европейских стран, были приведены данные: «…погибло спасателей во время спасательных работ 67 человек, при этом спасено горнорабочих 28 человек».

Одиночки — энтузиасты горноспасательного дела и техники безопасности в России, такие как И.И. Федорович, Д.Г. Левицкий, Н.Н. Черницын и другие не могли добиться решительного улучшения в этой области.

Именно в результате плохой постановки горноспасательного дела в марте 1917 года при спасательных работах в шахте №1 «Горловка» погиб весь командный состав центральной Макеевской спасательной станции во главе с её начальником Н.Н. Черницыным.



7 Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий